Закон по наружной рекламе

18.08.2019 Выкл. Автор admin

Закон по наружной рекламе

Вивіска чи табличка з інформацією про зареєстроване
найменування особи, знаки для товарів і послуг, що належать цій
особі, вид її діяльності (якщо це не випливає із зареєстрованого
найменування особи), час роботи, що розміщена на внутрішній
поверхні власного чи наданого у користування особі приміщення, на
зовнішній поверхні будинку чи споруди не вище першого поверху або
на поверсі, де знаходиться власне чи надане у користування особі
приміщення, біля входу в таке приміщення, не вважається рекламою.

В соответствии с вышесказанным получается, что раз вывески и таблички не являются рекламой вообще, значит, считаться наружной рекламой в случае их размещения на внешней поверхности здания не могут тем более. Следовательно, необходимость получать разрешение на размещение вывески или таблички снаружи здания как объекта внешней рекламы автоматически отпадает.

Если же вывеска или табличка содержат любую другую информацию сверх указанной в законе , она может быть признана рекламой. Это, в свою очередь, может стать причиной штрафных санкций со стороны контролирующих органов, таких как штрафы за незаконное размещение рекламы и демонтаж рекламных конструкций.

О компании:

Мы предлагаем качественную срочную широкоформатную печать наружной рекламы по ценам с разработкой и дизайном, доставкой по Украине из Днепропетровска.

О рекламе
Статья 16. Наружная реклама

1. Размещение наружной рекламы в населенных пунктах проводится на основании разрешений, предоставляемых исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов, а за пределами населенных пунктов — на основании разрешений, предоставляемых областными государственными администрациями, а на территории Автономной Республики Крым — Советом министров Автономной Республики Крым, в порядке, установленном этими органами на основании типовых правил, утверждаемых Кабинетом Министров Украины.

При выдаче разрешений на размещение внешней рекламы вмешательство в форму и содержание внешней рекламы запрещается.

Размещение наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных дорог осуществляется в соответствии с настоящим Законом на основании указанных разрешений, оформляются с участием центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере дорожного хозяйства и управления автомобильными дорогами, или их владельцев и центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере безопасности дорожного движения.

Наружная реклама на территориях, зданиях и сооружениях размещается с согласия их собственников или уполномоченных ими органов (лиц).

Взимание платы за выдачу разрешений запрещается.

2. Внешняя реклама должна отвечать следующим требованиям:

размещаться с соблюдением требований техники безопасности и с обеспечением видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспорта общего пользования и не воспроизводить изображения дорожных знаков;

освещение внешней рекламы не должно ослеплять участников дорожного движения, а также не должно освещать квартиры жилых домов;

фундаменты наземной внешней рекламы, выступающие над поверхностью земли, могут быть декоративно оформлены;

опоры наземной внешней рекламы, расположенной вдоль проезжей части улиц и дорог, должны иметь вертикальную дорожную разметку, нанесенную светоотражающими материалами, высотой до 2 метров от поверхности земли;

нижний край внешней рекламы, которая размещается над проезжей частью, в том числе на мостах, эстакадах и т.п., должен располагаться на высоте не менее 5 метров от поверхности дорожного покрытия;

в местах, где проезжая часть улицы граничит с цоколями зданий или ограждениями, наружная реклама может размещаться в одну с фасадами зданий или ограждениями линию.

3. Запрещается размещать средства наружной рекламы:

на пешеходных дорожках и аллеях;

в населенных пунктах на высоте менее 5 метров от поверхности дорожного покрытия, если их рекламная поверхность выступает за пределы края проезжей части;

вне населенных пунктов на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части.

4. Размещение наружной рекламы на памятниках национального или местного значения и в пределах зон охраны этих памятников, исторических ареалов населенных мест осуществляется в соответствии с настоящим Законом на основании разрешений, которые оформляются с участием органов исполнительной власти, определенных Законом Украины «Об охране культурного наследия «.

5. Перечень ограничений и запретов по размещению внешней рекламы, установленный настоящим Законом, является исчерпывающим.

Разрешение на рекламу

О проблемах идентификации внешних информационных носителей в Киеве

После внесения 18 марта 2008 года последних изменений в Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 года (Закон) предприниматели, имеющие отношение к размещению внешней рекламы на улицах Киева, обратили особое внимание на некоторые из этих изменений, расценивая их как нововведения, изменяющие или улучшающие их отношения с властью города в сфере размещения наружной рекламы.

Речь идет о статье 9 Закона (идентификация рекламы), в соответствии с которой законодатель отдельно выделил вывески и таблички как объекты, не считающиеся рекламой.

Сразу хочется обратить внимание на то, что это вовсе не новость. Так, в соответствии со статьей 16 Закона в Киеве действует Порядок размещения внешней рекламы в г. Киеве, утвержденный распоряжением Киевской городской госадминистрации № 1100 от 23 августа 2007 года (Порядок). Этот Порядок, как, собственно, и предыдущий, уже четко регламентирует отдельно размещение рекламных средств и размещение вывесок или табличек.

Согласно части 6 пункта 1.3 Порядка, вывеска или табличка — информация о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, профиле его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), о времени работы, — размещенные на внутренней поверхности (в витрине) собственного или арендованного лицом помещения, на внешней поверхности дома или сооружения, не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или арендованное лицом помещение, возле входа в такое помещение.

Закон, в части 6 статьи 9, определил такое же понятие вывесок или табличек, указав, что вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, расположенная на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, возле входа в такое помещение, не считается рекламой.

Правовой режим размещения объектов, с помощью которых происходит донесение информации до потребителей, может быть разным. Он зависит от типа этих объектов: рекламные средства (средства, используемые для доведения рекламы до потребителя, статья 1 Закона), объекты в виде табличек, вывесок, информационных указателей органов власти, а также объекты благо­устройства города, которые регулируются совсем иными нормативно-правовыми актами, в частности Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов».

Учитывая то, что чаще всего на практике возникает много вопросов относительно порядка размещения рекламных средств и информационных вывесок или табличек, необходимо определить разницу между ними. Таким образом, для того чтобы определиться с правовым режимом размещения вывесок, табличек или рекламных средств, необходимо четко идентифицировать это средство и информацию, которую оно должно донести до потребителя.

Для этого необходимо отличать рекламу от другой информации, размещенной на внешнем носителе. В соответствии со статьей 1 Закона реклама — информация о лице или товаре, которая распространена в любой форме и любым способом и должна информировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно такого лица и товара.

Однако для того чтобы утверждать, что данная информация является рекламой, необходимо, чтобы она отвечала ее признакам по следующим показателям: содержательный (что размещено) и внешний (на чем размещено). Принадлежность к одному из них и отсутствие другого может привести к неправильным выводам относительно идентификации такой информации. Так, если средство содержит информацию о зарегистрированном наименовании лица, оно, в зависимости от внешних признаков, может быть идентифицировано и как рекламное средство, и как вывеска.

Эту зависимость попробуем отобразить в табличной форме (см. таблицу 1).

Как видно из таблицы 1, действующее законодательство достаточно четко регламентирует содержательные и внешние показатели рекламных средств, чего не скажешь о вывесках и табличках. Понятие вывески включает в себя, согласно существующим нормам, только содержательный показатель. А вот что касается внешнего показателя, то на практике чаще используется принцип «от обратного», то есть если тип носителя информации подпадает под определение рекламной конструкции, то его идентифицируют как рекламу, а не вывес­ку. И в этом, по-моему, есть смысл.

Так, согласно Толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «вывес­ка — пластина с надписью или рисунком, сообщающими о названии учреждения, о роде его деятельности». То есть исторически сложилось так, что вывеска рассматривается как некоторое не очень объемное, небольшое, плоское средство носителя информации, которое размещается рядом с местонахождением того или иного товара или лица.

Однако, учитывая то, что в законодательстве этот вопрос не нашел своего отображения, справедливо, что предприниматели, в случае возникновения желания разместить информацию, которая носит характер вывески, в виде, например, объемно-пространственной конструкции, столкнутся с проблемой получения разрешения на размещение рекламы. Это следствие того, что понятие рекламных конструкций четко регламентировано на законодательном уровне, а объемно-пространственная конструкция является рекламной по определению вне зависимости от информации, которую она несет. Во избежание такого рода «казусов», желательно подумать об этой проблеме заранее, а именно в процессе составления и согласования проектной документации

Общеизвестно, что любой субъект предпринимательской деятельности, пла­нирующий осуществление своей деятельности в отдельном помещении, очень час­то занимается либо строительством такого помещения (новое строение), либо реконструкцией или капитальным ремонтом уже существующего. При этом, в соответствии с законодательством, согласование строительства и утверждение его отдельной составляющей в виде фасада (паспорта фасада) является обязательной процедурой. Необходимо иметь в виду, что если соответствующее управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды в процессе согласования внешнего вида фасада согласует вывеску в любом ее виде как конструктивный элемент и неотъемлемую часть фасада, то получение какого-либо дополнительного документа (паспорта вывески или разрешения на размещение внешней рекламы) не потребуется.

ЕРЫГИНА Юлия — начальник юридического отдела коммунального предприятия исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) «Киевреклама», г. Киев

Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

Рада приняла закон, ограничивающий размещение наружной рекламы

Верховная рада Украины во вторник, 3 июля, приняла закон, которым, в частности, запрещается использовать элементы контактной сети для размещения рекламы.

За законопроект «О внесении изменений в закон «О рекламе» после нескольких неудачных попыток проголосовали 226 нардепов.

«Фактически преобразование поддерживающих элементов контактной сети и опор наружного освещения в сплошную цепь рекламоносителей привело к недопустимому визуальному засорению наших улиц и площадей, искажению исторического и культурного ареалов украинских городов, пагубно влияет на целостное восприятие расположенных в городах архитектурных ансамблей, негативно сказывается на безопасности дорожного движения», — говорится в тексте проекта закона.

Предусматривается, что размещение рекламы и/или рекламных средств на поддерживающих, опорных и других элементах контактной сети, на средствах и оборудовании (в том числе опорах) наружного освещения, запрещается.

Отмечается, что принятие этого законопроекта не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета Украины.

3 июля нардепы приняли закон о возобновлении кредитования. После вступления в силу закона банки смогут получать важную для кредитных отношений информацию о заемщике.

Также Верховная Рада ввела уголовную ответственность за вывоз леса. Контрабанда леса и лесоматериалов теперь будет предусматривать ответственность в виде лишения свободы от трех до пяти лет.

Смотрите еще:

  • Регистрация права оперативного управления доверенность Право оперативного управления на недвижимое имущество в госсобственности Право оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности 1. Заявление о государственной регистрации права (ст.13, п.1 ст.16 […]
  • Юрист на вторчермете Юридическая фирма Спасибо за сообщение. Юридическая фирма Юрист RF занимается: также мы поможем закрыть фирму, оформлением сделок с недвижимостью, регистрацией фирм, открытием и закрытием ООО, ИП, ликвидацией фирм, услугами и консультациями юристов, […]
  • Общество по защиты прав потребителей дмитров Дмитровский Дмитровский городской суд Адрес суда: 141800, Московская область, г. Дмитров, ул Пушкинская, д.1Председатель суда: Иванов Александр Иванович тел.: 8 (49622) 3-05-45Телефон секретаря председателя суда: 8 (49622) 3-18-88Телефон канцелярии: […]