Уголовный процессуальный кодекс франции 1808

19.04.2019 Выкл. Автор admin

Заруба / 53. Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808г

53.Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808г.

Большое влияние оказали идеи просветления 18 века. В уголовном праве: Бекария, который высказал принцип равенства перед уголовным законодательством, соответственно как преступлению, незыблемости наказания. Был против смертной казни, предлагал ввести пожизненные каторжные работы. Феербах « никакого преступления без закона и никакого наказания без закона». Филанджелий Наказание должно вести к исправлению преступника. Выступал за депортацию.

В конце 18 в был принят кодекс в 1791, обновлен в 1795 0 свод уголовного и уголовно-процессуального права. Содержали принципы равенства всех пред законом и тд. После Наполеонского переворота начинается работа по составлению уголовного кодекса- комиссия, которой руководил Торже. Много споров о суде присяжных, смертной казни. Со временем было решено разработать отдельно уголовный и уголовно-процессуальный кодекс. Работа на УПК завершена в 1808, а УК в 1810. Но вступил в силу с 1811.

Уголовно-процессуальный кодекс 1808

Процесс делился на 2 стадии:

предварительное следствие. Носило розыскной характер. Дело возбуждал прокурор, нет частного обвинения. Но пред прокурором назначался следственный судья, который имел право производить розыск и другие большие права.

Основные черты предварительно следствия:

Отсутствие состязательности, Обвинитель не мог присутствовать. Пользоваться защитой адвокатов. Таина следствие, слушание при закрытых дверях, письменное делопроизводство, стеснение личной свободы обвиняемого, рассмотрение как объект исследования.

Следственный судья, считая, что следствие, закончено направлял дело прокурору, который составлял след акт.

судебное разбирательство. Носит состязательный характер. Основные принципы: гласность, устность, состязательность. Дело рассматривалось при открытых дверях обвинительное заключение со всеми материалами дела, явление судебного права. Участие адвокат и прокурор. Прокурор оглашал обвинительный акт, речь, допрос подсудимого. Прения сторон. Последнее слово обвиняемому или его защите.

Под влиянием английского права – сенст присяжные. После последнего слова подсудимый «презид» суда вручал старшине присяжные вопрос лист, при этом говоря …слово. Решение – по большинству голосов. Нет теории формальных доказательств.. Решение принималось на основе свободной оценки доказательств.

Для розыскного процесса признавалась презумпция невиновности.

94. Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.

УПК 1808 г. был подготовлен и вступил в силу одновременно с УК 1810г. — с 1 января 1811 г. (первоначально предполагалось издать единый нормативный акт по вопросам уголовного права и процесса, но затем проект был разделен на два самостоятельных кодекса). УПК 1808 г. сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. был первым чисто процессуальным кодексом. Он закрепил принцип назначения судей правительством и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом.

Мировой судья, осуществлявший по уголовным делам функции суда простой полиции, являлся первой инстанцией. Вторая инстанция была представлена судом исправительной полиции, это был коллегиальный суд, но он действовал без присяжных заседателей. Третьей инстанцией стал апелляционный суд, он был коллегиальным с присяжными заседателями и состоял из двух отделений: по уголовным и по гражданским делам.

Судебную систему возглавлял кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Кодекс 1808 г. установил смешанную, состязательно-розыскную форму процесса. Первая стадия — предварительное расследование — содержала все черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия доминировала состязательная форма процесса, предоставляющая обвиняемому права активного участника процесса. Этой стадии были присущи гласность и устность. Вместе с тем право председателя суда активно вмешиваться в ход судебного следствия, направлять его в нужную сторону свидетельствует о сохранении некоторых следов розыскного процесса и на этой стадии.

УПК ввёл смешанный процесс. В период расследования дела вплоть до судебного разбирательства сохранялось тайное и письменное делопроизводство. Следствие контролировалось особыми следственными судьями, полномочия которых включали выдачу приказа о явке обвиняемого к следователю, о его принудительном приводе или аресте. Следственный судья мог сам производить допрос обвиняемого, свидетелей, другие следственные действия. На второй стадии процесса разбирательство в суде строилось на основе принципа гласности, устности и состязательности. Обвинение в суде поддерживал не следственный орган, а прокурор. Кодекс не требовал единогласия присяжных при вынесении ими вердикта. Перед вынесением вердикта судья обращался к присяжным с напутственной речью-резюме, в которой он формулировал те вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Система судебных инстанций и институтов для обжалования:

Единоличный мировой судья (мелкие уголовные и гражданские дела). По кодексу мировой судья и мэр выполняли функции полицейского судьи, а полномочия судебной полиции они осуществляли вместе с комиссарами полиции, офицерами жандармерии, сельскими и лесными стражниками (ст. 9).

Трибунал первой инстанции (более значительные гражданские дела) Он же исполнял функцию трибунала исправительной полиции по делам о проступках или деликтах.

Апелляционный суд – пересмотр решений трибуналов по существу.

Серьёзные преступления рассматривались с коллегией присяжных. Они выбирались из граждан в возрасте 30 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. Они могли избираться из определённых социальных групп, перечисленных в кодексе в ст. 382. Никто не может быть присяжным в деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, эксперта или стороны (ст. 383.). Список присяжных составлял префект.

Кассационный суд (один на всю страну) занимался рассмотрением жалоб на формальные упущения, нарушения закона, их неверное истолкование, имевшее место в апелляционном суде.

Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г. и его значение

Уголовный кодекс Франции1810 г., структура и содержание.

Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. и Конституция 1852 г.

Содержание Хартии.

Хартия 1830 года представляет собой переработанную версию Хартии 1814 года. Некоторые положения конституции стали более либеральными.

Католичество утратило статус государственной религии, однако было признано религией, исповедуемой большей частью населения. Свобода слова провозглашена без всяких ограничений, а правительство лишено права восстанавливать в каком-либо виде цензуру.

Король по-прежнему обладает всей полнотой исполнительной власти и осуществляет законодательную власть совместно с двухпалатным парламентом; однако право законодательной инициативы принадлежит теперь не только королю, но и обеим палатам. Палата пэров, как и ранее, формируется королём по собственному усмотрению. Палата депутатов по-прежнему избирается населением, новозрастной ценз понижен: активное избирательное право действовует с 25 лет, пассивное — с 30.

Официальным флагом Франции вновь становится национальный триколор.

Вторая республика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 годапосле революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование и началась Вторая империя.

4 ноября 1848 г. была принята Конституция Второй республики.

Основные положения данного правового акта:

– источник государственной власти – народ;

– закреплено всеобщее избирательное право;

– основами республики объявлены семья, труд, собственность и общественный порядок;

– задекларированы демократические права граждан;

– система государственных органов Второй республики была построена на принципе разделения властей;

– глава государства – президент республики, избираемый населением на 4 года;

14 января 1852 г. Луи Бонапарт издал новую Конституцию, основными положениями которой являлись:

– вся полнота власти была сосредоточена в руках президента, избираемого на 10 лет, который являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием. От имени президента осуществлялось правосудие республики;

– законодательный процесс осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом, Сенатом;

– Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом.

Установление Третьей республики во Франции. Конституционные за
коны 1875 г.

Третья французская республика — политический режим, существовавший во Франции с 1870 по 1940 год. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

2. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

  • Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;
  • Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;
  • Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами.

С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть.

Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

3. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

  • представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;
  • был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.).

Гражданский кодекс Франции 1804 г., его создание и значение.

Кодекс Наполеона — масштабный кодекс гражданского права Франции, разработанный группой юристов во время правления первого консула Французской республики (затем императора) Наполеона Бонапарта. Гражданский кодекс был построен по институционной системе и состоял из вводного титула, посвящённого опубликованию, действию и применению законов, и трёх книг.

Первая книга (статьи 7-515) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейном праве, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этом томе чётко просматривается основная идея всего кодекса — равенство всех перед законом. К примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории», в первой главе 7 статье говорится о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами».

Вторая книга (статьи 516-710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея второй книги состоит в том, что частная собственность — неприкосновенна, и право собственности охраняется государством. Например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности»; статья 544: «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом».

Третья книга (статьи 711-2282) «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы озалоге, поручительстве, исковой давности и т. п.

В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер.

Он имеет чёткую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений во Франции.

Кодекс закрепил завоевания Французской революции, стал первым подобным правовым документом европейской буржуазной (а не абсолютистской) эпохи (при том что абсолютизм дал вообще не так много гражданских кодексов). При разработке особое внимание обращалось на чёткость и непротиворечивость формулировок.

Кодекс содержит фундаментальные положения о праве частной собственности, возмещении ущерба, договорном праве и др.; многие из этих статей за 200 лет ни разу не подвергались поправке. Чтобы адаптировать кодекс к изменениям времени, во Франции были приняты четыреста законов, но при этом число статей в нём увеличилось всего на две (до 2283).

Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права во всей континентальной Европе.

Торговый кодекс Франции 1807 г.: общая характеристика.

состоял из 4 книг (1. «О торговле вообще», в которой определялся правовой статус лиц, занимавшихся торговлей, говорилось о биржах, о посредниках, о векселе; 2. «О морской торговле»; 3. «О несостоятельности и банкротстве»; 4. «О торговой юрисдикции»), 648 статей. Во Франции торговое право является самостоятельной отраслью, но ФТК был дополнением к Французскому гражданскому кодексу. В торговых отношениях признавалось применение обычаев. Кодекс основывался на принципе свободной торговли, но его главными правовыми источниками были королевские ордонансы 1673 и 1683 гг. о сухопутной и морской торговле. С развитием торговли и предпринимательства к 60-м годам XX в. он обновился почти полностью.

Уголовный кодекс Франции 1810 г. состоит из Общей и Особенной частей. Общую часть кодекса образуют первые две книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Особенную часть составляют третья и четвертая книги — в них содержится перечень преступных деяний. Первая книга кодекса посвящена наказаниям уголовным (мучительным и позорящим) и исправительным. Кодекс подробно описывает порядок применения каждого наказания. Мучительными и позорящими наказаниями были: смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение. К позорящим наказаниям относились: выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избирательных прав и запрещение занимать государственные должности.

Среди исправительных наказаний кодекс называет тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражданских и семейных прав, штраф. Вторая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество. Кодекс не устанавливал минимального возраста уголовной ответственности. Однако к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания, чем к лицам, достигшим этого возраста. Многие вопросы уголовного права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности.

Третья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на два вида:

  • публичные правонарушения, к которым отнесены действия, направленные против безопасности государства, против имперской конституции, против общественного спокойствия;
  • частные правонарушения, то есть правонарушения, направленные против частных лиц, имеющие объектом посягательства либо личность, либо собственность. Более половины статей посвящено охране собственности.

5. Четвертая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.

УПК 1808 г., который сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Так, им была установлена смешанная форма уголовного процесса: розыскная, т. е. тайная, письменная процедура на стадиях досудебного прохождения дела (при соблюдении определенных прав обвиняемого) и состязательная процедура судебного разбирательства с присущими ей принципами устности и непосредственности.

Ведение следст­вия осуществлялось особыми следственными судьями, пол­номочия которых по УПК были весьма широки, а после­дующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще бо­лее их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свиде­телей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Заключительная часть процесса — судебное разбира­тельство уголовных дел — строилась на принципах гласно­сти, устности и состязательности. УПК предусматривал раз­граничение следствия и обвинения. Последнее на суде под­держивал не следственный судья, а прокурор. После вы­ступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяж­ных, которые выносили вердикт о виновности или невинов­ности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогла­сия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым боль­шинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицирован­ное большинство в 8 голосов из 12).

В соответствии с УПК председательствующий в судеб­ном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фикси­ровал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутствен­ное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.

КНИГА ПЕРВАЯ
О СУДЕБНОЙ ПОЛИЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ,
КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ЕЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Глава первая
О судебной полиции

8. Судебная полиция расследует преступления, проступки и правонарушения, собирает доказательства, и доставляет виновных в трибуналы, уполномоченные судить их.

9. Полномочия судебной полиции будут осуществлять: сельские и лесные стражники; комиссары полиции, мэры и их помощники, мировые судьи; офицеры жандармерии.

КНИГА ВТОРАЯ
О ПРАВОСУДИИ

Титул I
О полицейских трибуналах

Глава первая
О собственно трибуналах полиции

137. Будут рассматриваться как полицейские нарушения те деяния, которые в соответствии с предписаниями четвертой книги Уголовного кодекса могут влечь за собой или штраф до 15 франков или тюремное заключением до 5 дней.

138. Расследование полицейских нарушений производится мировым судьей и мэром.

§ 1. Мировой судья в качестве полицейского судьи.
139. Компетенция мирового судьи распространяется только на:
1. Нарушения, совершенные в пределах главной коммуны кантона.

§ 2. О юрисдикции мэров в качестве полицейских судей.
166. Судебная компетенция мэров не главных коммун кантона распространяется на полицейские нарушения, совершенные на территории соответствующей коммуны лицами, захваченными на месте преступления или проживающими в коммуне.

Титул II
Дела, которые должны быть подведомственны
суду присяжных

Глава V
Суд присяжных и способ его образования

Раздел I
О суде присяжных

381. Никто не может быть присяжным, если ему не исполнилось 30 лет и если он не пользуется политическими
и гражданскими правами.

382. Присяжные будут выбираться из числа:
1) членов избирательных коллегий;
2) 300 крупнейших налогоплательщиков департамента;
3) должностных лиц, назначенных императором;
4) докторов и лицензиатов факультетов права, медицины, естественных наук, литературы, членов и корреспондентов Академий и других научных обществ, признанных правительством;
5) нотариусов;
6) банкиров, менял, купцов и торговцев, имеющих патент одного из первых классов;
7) государственных служащих, получающих оклад не менее 4000 франков.

383. Никто не может быть присяжным в том деле, в котором он участвовал в качестве должностного лица судебной полиции, свидетеля, переводчика, эксперта или стороны.

387. Префект составляет список присяжных.

Раздел II
О способе образования и созыва суда присяжных

393. Чтобы образовать суд присяжных, необходимы двенадцать присяжных*.

*Законы о числе голосов присяжных, необходимых для вердикта (решения), не раз менялись. Наконец, в 1853 г.
законодатель остановился на простом большинстве.

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973.

8. Уголовное право

Уголовный кодекс 1810 г.

Контрреволюционный переворот 9 термидора, а затем переворот 18 брюмера закрепили победу капиталистических отношений и господство крупной буржуазии.

Тому же должны были служить и новые кодексы, в том числе Уголовный процессуальный кодекс (Code d’instruction criminelle) 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Кодекс 1810 г. был издан в совершенно иной политической обстановке, чем Кодекс 1791 г. В 1791 г. буржуазия была заинтересована в сохранении завоеваний революции, — в 1810 г. буржуазия была уже контрреволюционной. При помощи уголовного права буржуазия стремилась укрепить только те результаты революции, которые были выгодны ей. Кодекс 1810 г. представлял собой в этом отношении шаг назад по сравнению с Уголовным кодексом 1791 г.

Если поэтому Энгельс называл Кодекс 1810 г. «классическим образцом»1 и «современным буржуазным кодексом, покоящимся на социальных завоеваниях французской революции и переводящим их на юридический язык», то он называл его так в сравнении с «полинявшими копиями», т. е. германскими уголовными кодексами, или с прусским земским правом, «этим законодательным кодексом патриархального деспотизма». Отношение Маркса и Энгельса к Кодексу 1810 г. лучше всего выразилось в ироническом замечании Маркса о «Рейнской провинции, «облагодетельствованной» кодексом Наполеона». Это не исключало того, что Кодекс 1810 г. по сравнению с феодальными кодексами других стран был передовым, имел прогрессивное значение, был действительно классическим кодексом буржуазии.

Кодекс 1810 г., как и другие кодексы, изданные правительством Наполеона, должен был законодательно закрепить основные результаты французской революции и, в частности, завоевания крупной буржуазии. Он содержал ряд статей, специально направленных против рабочего движения (запрещение стачек и др.).

Он установил настолько последовательно проведенную систему составов так называемых «политических преступлений», что в основном она до сих пор удовлетворяет потребностям борьбы с революционным движением. Он сделал шаг назад в области наказаний, восстановив клеймение, выставление у позорного столба, отсечение правой руки отцеубийцам и другие меры, заимствованные из феодального уголовного права.

Если тем не менее Кодекс 1810 г. заслуживает название классического кодекса буржуазии, то именно потому, что он в совершенной форме перевел на язык уголовного права устремления не революционной, только идущей или только пришедшей к власти буржуазии, а буржуазии, закрепившей свои позиции, не имеющей уже надобности выставлять «общечеловеческие» требования, а озабоченной лишь тем, чтобы укрепить свое господство и обеспечить беспрепятственное свое развитие на основе «священной» «нерушимой» частной собственности.

В этом скрывалась причина того, что Кодекс не только сохраняется до сих пор в самой Франции (конечно, с рядом изменений и дополнений), но что он послужил «классическим оригиналом» (Энгельс) для многих буржуазных стран, в той или иной степени воспроизводивших его положения, а подчас и полностью заимствовавших их.

В Кодексе 1810 г. формально сохранены основные принципы буржуазной демократии в области уголовного права, возвещенные еще Декларацией прав человека и гражданина. Но Кодекс чрезвычайно наглядно показывает, во что обращаются эти принципы на деле. Так, он формально отказывается от предоставления правомочий одному только классу и ограничения прав других классов, как бы осуществляя тем самым принцип равенства всех перед уголовным законом. Но важнейшие разделы — о политических преступлениях и об имущественных преступлениях — лишь санкционируют и закрепляют при помощи мер уголовного принуждения экономическое неравенство.

Единственный из лозунгов Декларации прав человека и гражданина, нашедший в Кодексе 1810 г. не формальное только, а действительное и притом наиболее полное осуществление, -это лозунг святости и ненарушимости частной собственности. Этот принцип составляет основу не только раздела Кодекса об имущественных преступлениях, но и всего Кодекса в целом.

Уголовно-процессуальный Кодекс 1808 г.

Большое влияние оказал на законодательство других стран и французский Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., который, аналогично Уголовному кодексу 1810 г., отразил основные идеи буржуазной демократии в области судопроизводства, но который, аналогично Уголовному же кодексу 1810 г., представлял в некоторых отношениях шаг назад по сравнению с уголовно-процессуальным законодательством 1789-1794 гг.

Кодекс 1808 г. явился первым чисто процессуальным кодексом (если не считать феодального ордонанса 1670 г. или попытки Петра I отдельно дать воинский устав в 1716 г. и краткое изложение воинского процесса в 1721 г.).

Кодекс 1808 г. подтвердил установленную еще Национальным учредительным собранием «трехстепенную систему суда: суд простой полиции (мировой судья), суд исправительной полиции (коллегиальный, но без участия присяжных заседателей) и суд ассизный (коллегиальный, с участием присяжных заседателей) и стоящий во главе их всех кассационный суд. Это деление соответствовало делению Уголовным кодексом всех преступных деяний на нарушения, проступки и преступления. Прокуратура состоит, согласно Кодексу, при суде, является органом публичного обвинения и посредствующим звеном между судом и правительством; она же является главой судебной полиции и органом, осуществляющим надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.

Самый уголовный процесс, построенный на новых началах, отражавших идеи формального равенства и формальной свободы в области процессуальной, сочетался с некоторыми институтами, сохранившимися от феодального ордонанса 1670 г.

Розыскная форма процесса была заменена состязательной. Обвиняемый получил права субъекта процесса, активного его участника, защищающегося от предъявленного ему обвинения в качестве стороны, противостоящей другой стороне — обвинителю. Устность и гласность стали на место письменной формы и тайности процесса. Но в стадии судебного следствия сохраняются следы розыскного процесса, выражающиеся в сохранении дискреционных прав председателя суда при определении рамок судебного следствия и его направления.

Что касается предварительного следствия и предания суду, то здесь состязательность была полностью исключена и предварительное следствие сохранило все особенности розыскного процесса: официальное расследование в силу закона, недопущение сторон и формальной защиты, ограничение прав обвиняемого, отсутствие гласности. Только в 1897 г. права защиты были несколько расширены.

Созданная Уголовно-процессуальным кодексом 1808 г. смешанная, т. е. состязательно-розыскная, форма процесса стала господствующей в уголовно-процессуальном законодательстве буржуазных стран. Кодекс 1808 г. действует во Франции до сих пор.

Смотрите еще:

  • Взыскание судебных расходов в арбитражном суде при отказе от иска Определение Арбитражного суда Красноярского края от 18 февраля 2010 г. N А33-439/2010 Суд прекращает производство по делу в связи с принятием отказа от иска Определение Арбитражного суда Красноярского края от 18 февраля 2010 г. N А33-439/2010 Арбитражный […]
  • Поправки в трудовой кодекс рк на 2018 Об изменениях в Трудовом кодексе и законе о занятости Законом РК от 16 апреля 2018 года № 147-VI внесены изменения по вопросам занятости и миграции населения в следующие законодательные акты РК: Кодекс РК об административных правонарушениях; Закон РК «О […]
  • Ч2 ст 53 гпк рф Статья 53. Оформление полномочий представителя 1. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. 2. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо […]