Статья 149 части второй налогового кодекса российской федерации

06.09.2019 Выкл. Автор admin

Статья 149 части второй налогового кодекса российской федерации

Статья 149 НК РФ – льготы или не льготы?

А.М. Рабинович, главный методолог ЗАО «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ/Аудит», канд. ист. Наук

Практическое значение этот вопрос имеет, прежде всего, для организаций, совершающих необлагаемые НДС (освобождаемые от налогообложения) операции в соответствии со статьей 149 НК РФ. Проводя камеральные или выездные налоговые проверки, налоговые органы в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ, требуют у таких налогоплательщиков документы, подтверждающие право на льготы. Попробуем разобраться.

Что такое льгота: анализ норм Налогового кодекса РФ

Пунктами 1 и 2 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым кодексом РФ.

В этом определении обратим внимание на следующее:

  • льгота предполагает наличие как минимум двух групп налогоплательщиков: имеющей определенные налоговые преимущества и не имеющей таковых. Должны ли они вместе принадлежать к единой общей группе лиц, совершающих данные операции, или достаточно, чтобы они были просто налогоплательщиками данного налога, из определения неясно. И это, как увидим ниже, один из трех основных камней преткновения для решения рассматриваемого вопроса;
  • возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере является не единственной формой льготы. Следовательно, льготой является также, например, освобождение налогоплательщика от какой-то налоговой обязанности или ее облегчение;
  • отсутствует ограничение на способы, которыми реализуется возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. И это тоже порождает проблемы;
  • возможность отказаться от использования льготы является не безусловной, ибо может быть ограничена Налоговым кодексом РФ. В силу специального характера норм статьи 56 НК РФ в части определения понятия льготы данная формулировка приоритетна по отношению к подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ. В нем сказано только о том, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а о том, что Налоговый кодекс РФ может придать льготе характер безальтернативной обязанности, не говорится.

С точки зрения терминологии, льгота не относится к обязательным элементам налога, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ, без определения которых законодателем налог не может считаться установленным. Напомним, что к таким элементам относятся:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Установлению льгот посвящен пункт 2 статьи 17 НК РФ: в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Отделены льготы от элементов налога и в пункте 3 статьи 12 НК РФ, в котором говорится о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов: об элементах налогообложения речь идет в абзаце 3, а о льготах – в абзаце 4, при этом они не включают в себя такой способ регулирования налогового бремени, как установление особенностей определения налоговой базы.

Но это не значит, что льгота устанавливается вне обязательных элементов налогообложения, безотносительно к ним.

Судебная практика о квалифицирующих признаках льготы

Большинство споров о том, признаются ли те или иные положения Налогового кодекса РФ льготами, связано с применением норм главы 21 НК РФ, хотя затрагиваются в них и другие главы кодекса.

Одним из важных итогов этих судебных разбирательств стал вывод: говорить о налоговой льготе можно только при наличии объекта налогообложения. Без него нет потенциальной налоговой обязанности, в отношении которой может быть установлено преимущество одной группы налогоплательщиков перед другой.

А значит, прямое или косвенное исключение каких-либо сделок, событий, хозяйственных операций из числа признаваемых объектом налогообложения, одинаковое для всех налогоплательщиков НДС, не является установлением налоговой льготы.

На примере реализации земельных участков Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.09.2012 № 4517/12 указал: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы, согласно статье 56 НК РФ, применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Прямые исключения из объекта налогообложения имеют место также в главах 25.2, 26, 30 и 31 НК РФ (п. 2 ст. 333.9, п. 2 ст. 336, п. 4 ст. 374 и п. 2 ст. 389 соответственно). В других главах Налогового кодекса РФ такого перечня нет, поэтому для тех глав, в которых объект налогообложения прямо обозначен как реализация товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 182 гл. 22 «Акцизы» НК РФ) или связан с реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 248 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ), список исключений из объекта налогообложения исчерпывается операциями, не признаваемыми реализацией согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ.

Для НДС примером подобного «косвенного» исключения из объекта налогообложения – через определение этого объекта в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ – являются операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Для НДФЛ аналогичным примером косвенного исключения из объекта налогообложения (через определение порядка исчисления налоговой базы в подпункте 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ) может быть оплата организацией обучения работника в интересах организации. Соответственно, во всех перечисленных случаях не может идти речь о налоговых льготах.

Конституционный суд РФ подтвердил: пункт 2 статьи 56 НК РФ, определяя, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, предполагает тем самым, что право на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено (Определение от 05.02.2004 № 43-О). Такой признак, как возможность отказа, перестает быть обязательным для квалификации положения Налогового кодекса РФ в качестве льготы.

С учетом этого становится более понятным, почему, не принимая мнение налогоплательщика о том, что ставка 0% по налогу на добавленную стоимость является льготой, от которой можно добровольно отказаться, Конституционный суд не стал обращаться к нормам о налоговых льготах, а обосновал свое несогласие другими соображениями. В частности, обязательностью такого элемента налогообложения как налоговая ставка, что лишает налогоплательщика права произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15.05.2007 № 372-О-П).

Таким необращением к нормам о льготах было показано, что обязательный характер ставки 0% не означает, что она не является льготой. Ведь ставка 10% по НДС, которая с учетом права покупателя на вычет уплаченного налога, является такой же обязательной, как и ставка 0%, уже напрямую именуется льготой (см., например, Определения ВАС РФ от 21.08.2008 № 10720/08, от 05.05.2008 № 2340/08, а также Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанный Минэкономразвития России).

Общий вывод: отнесение ставки к обязательным элементам налого­обложения не препятствует тому, чтобы ее снижение, то есть создание для определенной категории налогоплательщиков возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, признавалось льготой. Причем как по прямым, так и по косвенным налогам, как по налогам с доходов, так и по имущественным налогам (см. например, письмо Минфина России от 11.07.2013 № 03-03-10/26901, доведенное до налоговых органов письмом ФНС России от 24.07.2013 № ЕД-4-3/[email protected], а также постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, разд. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.12.2013 № 2492-р).

Не меняет этого вывода и то обстоятельство, что в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 применение налоговой льготы и более низкой налоговой ставки названы в качестве двух самостоятельных способов уменьшения размера налоговой обязанности.

  • освобождение от обязанностей налогоплательщика по любому налогу (определение Конституционного суда РФ от 07.02.2002 № 37-О, письмо Минфина РФ от 20.01.2014 № 03-11-11/1484);
  • освобождение от обложения НДС отдельных операций и сумм, предоставляемое налогоплательщикам помимо статьи 149 НК РФ, например, авансов, указанных в пункте 1 статьи 154 НК РФ, или ввоза определенных товаров на территорию РФ (см. постановления ФАС Уральского округа от 26.12.2010 № Ф09-872/10-С2, ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2011 № А52-1297/2011).

Не препятствует судам называть льготой некое послабление (например, возможность не учитывать определенные доходы для целей налога на прибыль) то обстоятельство, что оно применяется в равной мере всеми без исключения налогоплательщиками, совершающими соответствующие операции (Определения ВАС РФ от 20.01.2014 № 03-11-11/1484, от 20.01.2014 № 03-11-11/1484). То есть другой категорией налогоплательщиков, по отношению к которым предоставляется данное преимущество, выступают налогоплательщики налога на прибыль, не совершающие указанные операции. То же самое имеет место и в случае с авансами, освобожденными от НДС, ввозом товаров, освобожденных от НДС, операциями, перечисленными в статье 149 НК РФ.

Таким образом, можно сказать, что в рамках операций, образующих объект налогообложения, любые отступления от общего порядка налогообложения в сторону его ослабления могут считаться льготой, независимо от императивного или диспозитивного порядка применения этих «послаблений».

Отдельно следует обратить внимание на позицию высших судебных инстанций по вопросу о возможности выбора налогоплательщиком момента применения льготы. Эта возможность вытекает из его установленного пунктом 2 статьи 56 НК РФ права приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов, если иное не пре­дусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Если указанное приостановление не запрещено Налоговым кодексом РФ, право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления. Не так давно об этом было сказано в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а раньше вытекало из пункта 16 Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9.

В любой из этих моментов может возникнуть спор о правомерности требования налогового органа представить подтверждающие льготу документы.

Проблемы статьи 149 НК РФ

Казалось бы, с учетом изложенных общих подходов Налогового кодекса РФ и судов к вопросу о том, как отличить льготу от не-льготы споров об отнесении к льготам норм статьи 149 НК РФ не должно возникать.

И действительно, раз в пункте 2 статьи 146 НК РФ содержится закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, то все не указанные в нем операции являются объектом налогообложения. Следовательно, предоставление статьей 149 НК РФ права не исчислять налог при осуществлении операций, не упомянутых в пункте 2 статьи 146 НК РФ, является льготой, независимо от того, что отказаться от этого права можно только в отношении части операций, а именно приведенных в пункте 3 статьи 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Поэтому вполне обоснованным, логично вытекающим из рассмотренных выше общих подходов Конституционного суда РФ представляется его вывод о том, что все указанные в статье 149 НК РФ операции образуют объект налогообложения НДС, а все содержащиеся в ней нормы – это льготы (п. 3 Определения от 07.11.2008 № 1049-О-О, п. 2.1 Определения от 04.06.2013 № 966-О).

Президиум ВАС РФ специально данный вопрос не рассматривал, но во многих постановлениях он или сам именовал нормы статьи 149 НК РФ льготой, или без всяких оговорок воспроизводил такую квалификацию, данную нижестоящими судами или сторонами спора, в том числе когда речь шла о нормах пункта 2 статьи 149 НК РФ, от применения которых нельзя отказаться (постановления от 07.06.2012 № 15474/11, от 14.06.2011 № 16970/10, от 28.10.2010 № 7334/10, от 29.09.2010 № 7090/10, от 14.09.2010 № 1814/10, от 07.09.2010 № 3755/10, от 08.06.2010 № 1650/10 и др.). Это до недавнего времени позволяло считать, что Президиум ВАС РФ придерживается по рассматриваемому вопросу такой же позиции, как и Конституционный суд РФ.

ФНС России также всегда считала, что операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, признаются объектом налогообложения НДС. При этом они не подлежат налогообложению (освобож­даются от налогообложения) (письмо от 08.02.2007 № ММ-6-03/[email protected]).

И хотя это письмо фактически утратило силу в связи с применением с отчетности за 4-й квартал 2009 года другой формы декларации, налоговые органы по-прежнему им руководствуются (письмо УФНС по г. Москве от 22.11.2011 № 16-15/113063). А именно на понимании налоговыми органами операций, перечисленных в статье 149 НК РФ, как облагаемых и основывается трактовка их как льготируемых, требующих подтверждения документами в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ.

Показательно, что и в отношении других налогов ФНС России считает освобождение от налогообложения льготой (приложение 6 к приказу ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения», таблица 4.12 приказа ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения»).

В то же время для Верховного суда РФ не является очевидным, что вся статья 149 НК РФ – это перечень льгот по НДС, дающих основание налоговому органу требовать от налогоплательщика предоставления подтверждающих льготу документов. Так, он отменил постановления мировых судей о совершении налогоплательщиком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, поскольку, поддерживая указанное требование налогового органа в части операций по предоставлению процентных займов в денежной форме, по реализации лома и отходов цветных металлов, а также реализации ценных бумаг, суд не исследовал всесторонне и полно вопрос о том, связано ли истребование указанных в требовании документов с предоставлением налоговых льгот, а также являются ли указанные операции налоговыми льготами в смысле, придаваемом им частью 1 статьи 56 НК РФ (постановления ВС РФ от 18.07.2012 № 16-АД12-4, от 25.07.2012 № 16-АД12-5).

В практике федеральных арбитражных судов также встречается позиция, подвергающая сомнению всеохватывающе льготный характер норм статьи 149 НК РФ. В последние годы наиболее полно она изложена в постановлениях ФАС Поволжского округа, принятых после приведенного выше постановления Президиума ВАС РФ по поводу земельного участка.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.12.2012 № А12-5212/2012, воспроизводя формулировки Президиума ВАС РФ, относящиеся к статье 146 НК РФ, суд отметил: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрена положениями подпункта 12 пункта 2, подпункта 15 пункта 3, подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Следовательно, в данной статье закона закреплены операции, не подлежащие налогообложению, но не все операции, не подлежащие налогооб­ложению, подпадают под признаки налоговой льготы, установленные пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Признание для целей налогообложения операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), означает, что такие операции не учитываются при формировании налоговой базы по этому налогу. Налоговые же льготы применяются, согласно статье 56 НК РФ, только в отношении объектов налогообложения.

Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения. Соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Основываясь на таких доводах, ФАС Поволжского округа не принял ссылку на позицию Конституционного суда РФ, выраженную в его постановлениях от 19.06.2002 № 11-П, от 27.05.2003 № 9-П, от 21.03.1997 № 5-П и определениях от 20.11.2003 № 396-О, от 20.11.2003 № 392-О.

В постановлении от 25.07.2013 № А55-26714/2012 ФАС Поволжского округа дополнительно отметил, что поскольку установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения относится ко всем операциям займа в денежной форме и операциям с ценными бумагами, включая проценты по ним, независимо от того, какими бы налогоплательщиками они не совершались, постольку лица, осуществляющие такие операции, не пользуются какими-либо преимуществами перед другими налогоплательщиками.

Суд прямо указал, что его выводы согласуются с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не подлежащих налогообложению, противоречит нормам статьи 88 НК РФ.

Отметим, что в обоих постановлениях речь шла в том числе об освобождении, от которого можно отказаться. Это еще раз подтверждает второстепенность данного признака для признания или непризнания установленного Налоговым кодексом РФ налогового преимущества льготой.

Сходным образом в постановлении ФАС Московского округа от 04.02.2013 № А40-57548/12-20-320 требование налогового органа о предоставлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения операций по выдаче займа в денежной форме, было признано противоречащим пункту 1 статьи 56 НК РФ. Необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения, соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

В то же время ФАС Западно-Сибирского округа совершенно справедливо, как представляется, отверг аналогичную попытку нижестоящего суда утверждать, что толкование статьи 56 НК РФ, данное Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, распространяется не только на статью 146 НК РФ, но в равной мере на статью 149 НК РФ и что Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-0 неприменимо к рассматриваемой ситуации. В этом Определении, указал ФАС, вывод о наличии в операциях, перечисленных в статье 149 НК РФ, признаков налоговых льгот сделан в отношении всех указанных в ней случаев (операций) без каких-либо изъятий.

Определение федеральным законодателем круга операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), добавил суд, не означает отсутствия при осуществлении таких операций объекта налогообложения. В итоге суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерном истребовании у заявителя в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы.

Соглашаясь с этим мнением, отметим все же, что и противоположная точка зрения, отраженная в постановлениях ФАС Поволжского и Московского округов, тоже возникла не на пустом месте и имеет определенные формальные основания. Коренятся они в самом названии статьи 149 НК РФ, объединяющем формально два разных вида операций: не подлежащие налогообложению и освобожденные от налогообложения. Причем первые даже, можно сказать, являются основными, поскольку вторые даны в скобках.

По стилистике и по аналогии операции, не подлежащие налогообложению, могут толковаться (и, как видим, толкуются) как не подлежащие налогообложению не по причине освобождения их от налогообложения законодателем, а сами по себе, в силу какой-то своей внутренней природы, подобно операциям, не признаваемыми объектом налогообложения или осуществляемым не на территории РФ.

Однако в самой статье 149 НК РФ нет никаких критериев разграничения этих двух типов операций. Таким критерием могла быть возможность и невозможность отказаться от освобождения от налогообложения. Тогда операции, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, могли бы считаться не подлежащими налогообложению, то есть не льготируемыми, а приведенные в пункте 3 – освобожденными от налогообложения, то есть льготируемыми.

Но этому порядку не соответствует последовательность наименования операций в названии статьи 149 НК РФ. Да и сама возможность отказа от льготы не является, как видели выше, ее безусловным признаком ни в Налоговом кодексе РФ, ни в судебной практике.

Это позволяет предположить, что наличие двух видов операций в названии статьи 149 НК РФ с самого начала имело чисто синонимический смысл. А если это было не так, то последующая практика Конституционного суда РФ свела на нет возможное, но явно не сформулированное различие между операциями, не подлежащими налогообложению, и операциями, освобожденными от налогообложения. Сегодня Конституционный суд РФ считает их все освобожденными законодателем от налогообложения, то есть имеющими характер льготы.

Однако предполагается, что ВАС РФ не согласится с этой позицией и отступит от своих прежних, хотя и неявных формулировок. Согласно пункту 8 размещенного на его сайте проекта постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», из перечисленных в статье 149 НК РФ операций понятию льготы, определенному в статье 56 НК РФ, соответствуют только те освобождения, которые предоставляют преимущества лишь определенным группам налогоплательщиков, совершающим данные операции, а не всем, кто их осуществляет. Например, столовым образовательных и медицинских организаций, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, коллегиям адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подп. 5 п. 2, подпункты 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Все остальные освобождения от налогообложения, распространяющиеся согласно статье 149 НК РФ на всех совершающих данные операции, – это не льгота, а специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Соответственно, в первом случае налоговые органы при проведении камеральной проверки имеют право требовать от налогоплательщика предоставления документов, подтверждающих право на льготы, а во второй ситуации пункт 6 статьи 88 НК РФ не применим.

Если такая позиция сохранится и в самом постановлении Пленума ВАС РФ, многолетний спор будет разрешен в пользу налогоплательщиков. А исходя из приведенных выше документов Верховного суда РФ, можно надеяться на ее поддержку и новым единым Верховным судом России.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 149 НК РФ

Как мы отметили выше, перечень операций, не облагаемых НДС (освобождаемых от налога), предусмотрен п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ.

Помимо этого положения ст. 149 НК РФ устанавливают также условия и ограничения для применения освобождения от НДС перечисленных в ней операций.

Операции, предусмотренные ст. 149 НК РФ, не облагаются НДС при условии, что у налогоплательщика имеется предусмотренная законом лицензия на осуществление соответствующей деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Примечание: Нормативными правовыми актами могут быть установлены и иные требования и предписания, относящиеся к хозяйственной деятельности налогоплательщика. Невыполнение этих предписаний может повлечь для него неблагоприятные налоговые последствия (например, в виде невозможности применять освобождение от НДС в отношении отдельных операций), только если это прямо предусмотрено положениями части второй Налогового кодекса РФ. Такие разъяснения дал Пленум ВАС РФ (п. 11 Постановления от 30.05.2014 N 33).

Также п. 7 ст. 149 НК РФ ограничивает применение освобождения, предусмотренного положениями данной статьи, при осуществлении посреднической деятельности.

Если вы осуществляете операции, освобождаемые от НДС в порядке ст. 149 НК РФ, а также операции, облагаемые налогом, вы обязаны вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Налогоплательщики не обязаны уведомлять налоговые органы о применении освобождения в отношении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ. Положения данной статьи такого требования не содержат.

Заявление в инспекцию вам нужно будет представить в случае, когда вы решите отказаться от применения освобождения в отношении каких-либо операций из числа предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Наличие лицензии как условие освобождения операций от НДС

Некоторые не подлежащие обложению НДС операции относятся к видам деятельности, которые подлежат лицензированию . Обязательным условием освобождения таких операций от НДС является наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Это следует из п. 6 ст. 149 НК РФ.

Порядок получения и переоформления лицензий на большинство лицензируемых видов деятельности определен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ст. ст. 12 — 14, 18данного Закона). Подробнее см. Справочную информацию.

Исходя из п. 6 ст. 149 НК РФ требование о наличии лицензии для применения освобождения от НДС предусмотрено только в отношении лицензируемых видов деятельности. Если же осуществляемые налогоплательщиком виды деятельности не подлежат лицензированию, то для применения освобождения от налогообложения по ст. 149 НК РФ лицензия не требуется.

Раздельный учет для целей освобождения операций от НДС

Если вы одновременно осуществляете операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то вы обязаны вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Нужно также раздельно учитывать суммы «входного» НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях.

Вести раздельный учет сумм НДС, уплаченных поставщикам, нужно потому, что «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых налогом, учитывается по различным правилам (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Отметим, что гл. 21 НК РФ детально не регулирует порядок ведения раздельного учета. Поэтому вы вправе самостоятельно определить методику ведения такого учета и закрепить ее в своей учетной политике.

Когда освобождаются от НДС операции, осуществляемые посредниками (агентами, комиссионерами)

Освобождение от НДС распространяется только на лиц, которые непосредственно реализуют товары, выполняют работы, оказывают услуги, перечисленные в ст. 149 НК РФ. То есть действуют в собственных интересах.

Так, если предпринимательская деятельность осуществляется вами в интересах других лиц на основе договоров поручения, комиссии, агентских договоров, то оказываемые вами услуги облагаются налогом в общеустановленном порядке, т.е. без применения освобождения. Такое условие предусмотрено п. 7 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, вознаграждение за оказанные посреднические услуги, даже если они связаны с реализацией товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от НДС, всегда облагается налогом по ставке 18% (см., например, Письма Минфина России от 10.10.2011 N АС-3-3/[email protected], от 31.03.2010 N 03-07-05/15, от 23.03.2010 N 03-07-11/73, от 23.03.2010 N 03-07-11/74, от 04.03.2009 N 03-07-08/51, УФНС России по г. Москве от 19.07.2010 N 16-15/075620).

Исключением являются услуги по реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС в соответствии с п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (например, реализация отдельных медицинских товаров, ритуальных услуг, изделий народных художественных промыслов и т.п.) (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

абзацы второй — третий исключены;

важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;

4) услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, за исключением базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В целях настоящей главы под реализацией финансового инструмента срочной сделки понимается реализация ее базисного актива, а также уплата сумм премий по контракту, сумм вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон финансового инструмента срочной сделки, которые не являются в соответствии с условиями финансового инструмента срочной сделки оплатой базисного актива.

Определение финансовых инструментов срочных сделок, а также их базисного актива осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 301 настоящего Кодекса;

12.1) депозитарных услуг, оказываемых депозитарием средств Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития в рамках статей Соглашений Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития;

12.2) следующих услуг:

услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;

услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации);

услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;

14) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

14.1) услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;

услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости;

15) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящей главе — объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Реализация работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

копии договора на выполнение указанных в настоящем подпункте работ;

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:

работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;

работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;

17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);

17.1) услуг по аккредитации операторов технического осмотра, которые оказываются в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и за которые взимается плата за аккредитацию;

17.2) услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств;

18) товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли;

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

абзацы пятый — шестой утратили силу;

20) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по распространению билетов, указанные в абзаце третьем настоящего подпункта; услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

23) работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов;

24) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи;

25) лома и отходов черных и цветных металлов;

26) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

27) товаров (работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением филиалов, представительств в Российской Федерации организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в связи с исполнением этими организациями обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

28) услуг по организации и проведению азартных игр;

29) услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, оказываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

30) операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от налогообложения согласно подпункту 12 настоящего пункта.

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;

государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов;

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками и банком развития — государственной корпорацией следующих операций:

выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования, в том числе по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), и иным видам страхования, в которых банк является страхователем;

3.1) услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;

4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

5) осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

6) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховщик получает:

страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

страховые взносы, полученные уполномоченным страховщиком, заключившим в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

средства, полученные страховщиком по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соглашению о прямом возмещении убытков от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред;

целевые средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования и предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в пределах норматива, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании);

средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

7.1) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития»;

8.1) проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов;

9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации и банкам, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);

10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;

11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров;

13) реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;

14) оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

15) операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

В целях настоящей главы операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»;

15.1) утратил силу;

15.2) операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности:

передача (возврат) имущества, предназначенного для коллективного клирингового обеспечени

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Белая церковь работа юрист работа юриста в Белой Церкви Чтобы найти вакансии, пожалуйста: 1. Упростите название должности или ознакомьтесь с вакансиями для похожих профессий или смежных отраслей. 2. Проверьте правильность написания должности. Работа юриста в Киевской области 71 […]
  • Кто составляет договор дарения доли квартиры Тарифы нотариусов за составление и заверение договора дарения доли квартиры в 2018 году + примеры Прежде чем узнать тарифы, запомните — почти все нотариусы не принимают договора дарения доли квартиры «со стороны», а сами их составляют. Хоть по закону можно […]