Приемлемость обращения в международные судебные инстанции

05.12.2018 Выкл. Автор admin

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости (в официальном переводе на русский язык – условия приемлемости, также иногда называемые правилами приемлемости) индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако какого-либо единого списка этих критериев не существует, что приводит к различиям в формулировках как отдельных критериев, так и их системы в целом.

Одним из наиболее удобных способов представления системы критериев приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека является их изложение в виде списка вопросов, последовательные положительные ответы на каждый из которых позволяют в итоге прийти к выводу, что жалоба удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям:

Все приведенные вопросы должны быть заданы в отношении каждого из включаемых в жалобу нарушений.

Формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека должен содержать информацию, которая позволяет положительно ответить на каждый из этих вопросов.

Могу ли я подать жалобу о снятии с меня инвалидности?

Европейский Суд по правам человека рассматривает только и исключительно жалобы на предполагаемые нарушения государством прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, при условии их удовлетворения всем критериям приемлемости. Конвенция и Протоколы к ней не запрещают как такового «снятия» с кого бы то ни было инвалидности. Однако если Вы обоснованно полагаете, что «снятие» с Вас инвалидности представляет собой нарушение тех или иных прав, действительно гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, признаков чего в Вашем вопросе как таковом не усматривается или, что то же самое, о чем по Вашему вопросу судить невозможно, Вы можете обратиться в Европейский Суд по правам человека с соответствующей жалобой, если у Вас также имеются разумные основания полагать, что она отвечает всем критериям приемлемости.

Могу ли я подать жалобу на неправомерное решения морового судьи по гражданскому делу, если апелляционную и кассационную жалобы писал?

Если Ваш вопрос заключается в том, имеются ли в Вашем случае основания для обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, то я не могу ответить на него по причинам, изложенным в этом пункте правил сайта. А если Ваш вопрос заключается в том, исчерпаны ли Вами — посредством обращения в суды апелляционной и кассационной инстанций — все внутригосударственные средства правовой защиты от неких неизвестных (неназванных) нарушений, с жалобой на которые Вы хотели бы обратиться в Европейский Суд по правам человека, то я не могу ответить на Ваш вопрос по причинам, изложенным в этом пункте правил сайта.

Уважаемый Олег, хотелось бы понять, какую силу для органов судебной или исполнительной власти РФ имеют решения ЕСПЧ. Если человек осужден и лишен свободы в России, но жалоба, поданная им в ЕСПЧ, будет иметь успех и ЕСПЧ будет признано, что российские судебные инстанции вынесли решения с нарушением прав человека, означает ли это, что человека должны освободить? Если нет, то какие иные последствия могут быть у решения ЕСПЧ?

Вы можете найти ответ на аналогичный по своей сути вопрос здесь. Обращаю внимание, что если в указанном ответе выражение «пересмотр дела» заменить на слово «освобождение», о котором идет речь в Вашем вопросе, смысл ответа никоим образом не изменится.

Стоимость любой услуги составляет 6 тыс. рублей за каждый час её оказания. Узнать стоимость оценки перспектив обращения в ЕСПЧ именно по Вашему делу, подготовки необходимой Вам жалобы, требующегося Вам письменного отзыва, нужной Вам консультации, проверки имеющейся у Вас жалобы можно, только обратившись ко мне со всеми документами (и вопросами) через соответствующий раздел сайта. Без документов (конкретных вопросов) я не могу назвать стоимость нужной Вам услуги. Пожалуйста, не спрашивайте меня о средней стоимости той или иной услуги – эта информация бессмысленна. Срок оказания нужной Вам услуги я также могу назвать только после Вашего обращения, исходя из предоставленных документов (вопросов), объективно требующейся срочности и своей занятости на момент Вашего обращения.

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка выше.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка выше.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

oleg.anishchik @ europeancourt.ru
[e-mail — лучший способ связи
(единственный для журналистов),
не для консультаций,
консультации — по этой ссылке ]

+7 (963) 319-50-05
[мой прямой номер, Билайн,
СПб, не для консультаций,
в т.ч. по «маленьким» или «простым» вопросам!
только для экстренных вопросов об условиях оказания услуг ,
звонить только после согласования предмета и времени разговора по смс или в любом мессенджере,
не для журналистов]

oleg.anishchik
[не для консультаций,
не для журналистов]

oleg.anishchik
[не для консультаций,
не для журналистов]

Основные условия обращения в Европейский суд по правам человека

Условия приемлемости жалобы

Эксперты Европейского суда по правам человека выделяют около 10 условий приемлемости:

1. Условия, основанные на положениях Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод:

  • обстоятельства времени — ratione temporis;
  • обстоятельства места — ratione loci;
  • обстоятельства по существу — ratione materiae;
  • обстоятельства лица — ratione persona.

2. Исчерпание внутренних средств правовой защиты:

  • 6-месячный срок обращения;
  • обоснованность жалобы;
  • недопустимость анонимности жалобы;
  • недопустимость злоупотребления правом на обращение;
  • повторность жалобы.

Условие обстоятельства времени

Первое условие — обстоятельство времени, ratione temporis, означает, что государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, с 1 октября 1991 г., а права человека, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с 5 мая 1998 г. Следовательно, Российская Федерация не несет ответственности перед Комитетом по правам человека ООН за те нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые произошли до 1 октября 1991 г. Точно так же Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека перед Европейским судом по правам человека за нарушения, допущенные до 5 мая 1998 г.

Условие обстоятельства места

Обстоятельства места, ratione loci, означает, что факт нарушения права должен произойти на той территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств, являющегося членом Совета Европы и, соответственно, подписавшего и ратифицировавшего Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Условие существа обращения

Это условие (ratione materiae) ограничивает возможность обращения в Европейский суд по правам человека только теми правами, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней. Аналогичное правило существует для обращения в Комитет по правам человека ООН, которое может быть реализовано только в отношении тех прав, которые предусмотрены Международным пактом о гражданских и политических правах.

Обстоятельства лица, ratione persona, касаются того, кто именно и против кого может жаловаться в Европейский суд по правам человека. Ответчиком в Европейском суде по правам человека всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы и подписало и ратифицировало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и которое нарушило права человека и его основные свободы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Заявителями по жалобам в Европейский суд по правам человека может быть широкий круг лиц. Во-первых, возможность обращения в международно-правовые органы не зависит от факта гражданства, то есть в Европейский суд по правам человека может обратиться гражданин той страны, которая нарушила его права, лицо без гражданства, иностранец, лицо с двойным гражданством. Основанием для обращения является сам факт нарушения прав человека, допущенный государством. Во-вторых, возможность обращения не зависит от гражданской дееспособности, то есть человек, обратившийся в Европейский суд по правам человека, может быть душевнобольным, несовершеннолетним и, конечно, нормальным и совершеннолетним. В-третьих, в Европейский суд по правам человека могут обращаться физические лица, группы граждан и юридические лица — коммерческие и некоммерческие, включая религиозные объединения.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

По отношению к судебной системе Российской Федерации Страсбургский суд считает достаточным прохождение дела в двух инстанциях: если оно было рассмотрено в районном суде, а затем по жалобе в областном (краевом) суде или Верховном суде республики в составе РФ и тем самым вступило в законную силу, то дальнейшее обращение в порядке надзора, в том числе в Верховный Суд РФ, не входит в число правовых средств защиты, подлежащих обязательному исчерпанию. По мнению Европейского суда, надзорные жалобы «представляют собой чрезвычайные средства судебной защиты, использование которых зависит от дискреционных полномочий Председателя Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда и заместителя Генерального прокурора и которые, следовательно, не являются действенными средствами судебной защиты по смыслу п. 1 ст. 35 Конвенции».

Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод предусмотрено жесткое временное условие: обращение в Европейский суд по правам человека должно быть направлено в течение шести месяцев. Момент, с которого отсчитывается шестимесячный срок, может определяться разными событиями.

Наиболее общий случай, когда шестимесячный срок отсчитывается с момента вынесения последнего внутреннего решения по делу по существу.

В некоторых случаях внутригосударственные средства правовой защиты отсутствуют, то есть отсутствует порядок обращения за защитой нарушенного права, тогда шестимесячный срок отсчитывается непосредственно с момента нарушения права.

Условие об обоснованности жалобы является, наверное, наиболее сложным для заявителя. Прежде всего это объясняется тем, что обращаться в Европейский суд по правам человека можно только в том случае, если нарушены права, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а в Комитет по правам человека ООН — в случае нарушения прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Жалоба в Европейский суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и др.

Заявитель может обратиться к Президенту Европейского суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их правительству, если у него есть основания полагать, что правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В таком случае во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.

Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах либо предоставляет ложную информацию, то это означает, что он злоупотребляет правом на обращение в Европейский суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректен, обращаясь в международно-правовые инстанции, и не должен допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение данного правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.

Наконец, последний критерий приемлемости — повторность жалобы. Европейский суд по правам человека не станет рассматривать жалобу, которая была уже предметом его рассмотрения, а также была предметом рассмотрения иной международно-правовой инстанции, в частности Комитета по правам человека ООН. Повторность жалобы означает, что жалоба подана тем же лицом, против того же государства, по тем же обстоятельствам, которые уже рассматривались Судом как по вопросу приемлемости, так и по существу.

В то же время Комитет по правам человека ООН вправе рассматривать те жалобы, которые уже были поданы в Европейский суд по правам человека, но признаны неприемлемыми по какой-либо причине, особенно если основанием для признания жалобы неприемлемой оказался пропуск 6-месячного срока или тот факт, что нарушение произошло до 5 мая 1998 г.

Какие жалобы в Европейский суд по правам человека признаются приемлемыми, критерии и условия: Видео

Порядок обращения в ЕСПЧ

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. Данный сайт посвящен исключительно рассмотрению индивидуальных жалоб. Наряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.

С 01 января 2014 года Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на формуляре, полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. С 01 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает предварительные жалобы, то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд.

Требования к оформлению жалобы также содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы.

Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны в разделе «Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд».

Жалоба и приложения к ней подаются в Европейский Суд по правам человека в одном экземпляре.

ЯЗЫК ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть стран — членов Совета Европы. Другими словами, жалобу не обязательно подавать на английском или французском языке, т.е. одном из официальных языков Страсбургского Суда. Более того, никакой привязки языка жалобы к официальному языку государства-ответчика нет.

Таким образом, жалоба на Российскую Федерацию может быть подана не только на русском языке, но и на любом официальном языке стран — членов Совета Европы.

Официальными языками Высоких Договаривающих Сторон являются следующие языки:

Однако в соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека с момента коммуницирования жалобы властям государства-ответчика разбирательство должно вестись на одном из двух официальных языков Страсбургского Суда, т.е. английском или французском. Поэтому вся переписка с Европейским Судом по правам человека, предшествующая коммуницированию жалобы, может вестись на любом из официальных языков государств — членов Совета Европы, в т.ч. на русском, а после коммуницирования по общему правилу должна вестись на официальном языке Страсбургского Суда.

При этом в соответствии с подпунктом А пункта 3 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека Председатель (Президент) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека может позволить индивидуальному заявителю продолжить пользоваться одним из официальных языков государств — членов Совета Европы даже после коммуницирования жалобы властям государства-ответчика.

В случае, если речь идет о делах III степени важности (они же фактически являются делами V категории в смысле Правил определения очередности рассмотрения жалоб Европейским Судом), переписка с заявителем может не переходить на один из официальных языков Европейского Суда по правам человека.

Наконец, мне известны случаи, когда письменный отзыв заявителя, который должен был предоставляться на одном из официальных языков Европейского Суда по правам человека, однако был выполнен не на нем, а на официальном языке государства-ответчика, рассматривался Европейским Судом по правам человека как предполагающий заявление названного выше ходатайства, которое удовлетворялось Председателем (Президентом) Европейского Суда по правам человека, о чем было написано в ответном письме, которое подтверждало получение письменного отзыва заявителя.

Я рекомендую (при наличии возможности) представлять жалобы на английском (французском) языке в случае направления в Страсбургский Суд просьбы о принятии обеспечительных (срочных) мер. Это связано с тем, что решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующих ходатайств принимается Председателем (Президентом) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека, не владеющим русским языком. Ваши шансы на удовлетворение просьбы могут повыситься, если жалоба будет непосредственно сформулирована на английском языке, а не просто представлена Председателю (Президенту) Палаты (Секции) в виде резюме, составленного юристом Секретариата Европейского Суда по правам человека. Особенно если ходатайство о принятии обеспечительных (срочных) мер базируется на тексте жалобы, а не подается до нее. Однако прошу Вас прибегать к составлению жалобы на английском (французском) языке только тогда, когда Вы можете позволить себе обратиться к юристам , которые способны подготовить жалобу на соответствующем языке, или по меньшей мере лингвистам, специализирующимся на переводе решений Европейского Суда по правам человека (таковых в России единицы и найти их очень сложно). Пожалуйста, не обращайтесь к простым переводчикам, даже высокопрофессиональным, так как жалоба должна быть написана не просто на классическом английском или французском языке, но на английском или французском языке, который используется Европейским Судом по правам человека и почти полностью состоит из специальных терминов, выработанных в практике Европейского Суда по правам человека. Всегда лучше представить жалобу на русском языке, чем в плохом переводе на английский или французский язык. Если же на плохой английский или французский переведена жалоба, написанная на плохом русском языке и (или) имеющая немного связи с практикой (и языком) Европейского Суда по правам человека, то в переводе она может выглядеть абсолютным бредом, в то время как на языке оригинале еще быть доступной для понимания (конечно, лишь при большом желании, на которое не всегда следует рассчитывать).

В остальных случаях жалобу можно подавать на русском языке или на ином языке, не являющемся официальным языком Европейского Суда по правам человека. Более того, подача жалобы на официальном языке Европейского Суда по правам человека (в переводе на него или в т.ч. в переводе на него), если он не является официальным языком государства-ответчика, практически лишена смысла. Судьи Европейского Суда по правам человека на первом этапе рассмотрения жалоб не работают с ними непосредственно, а имеют дело лишь с резюме, составляемыми юристами Секретариата, владеющими языком, на котором написана жалоба, а также разбирающимися в правовой системе страны, против которой подана жалоба (по последней причине подача жалобы на официальном языке Европейского Суда по правам человека, отличном от официального языка государства-ответчика, практически не может привести к попаданию жалобы к юристам, не владеющим официальном языком государства-ответчика). В случае же перехода жалобы на последующие этапы рассмотрения, то есть в случае, если она не признана неприемлемой и не исключена из списка дел, подлежащих рассмотрению, на первом же этапе, она более почти не имеет значения, т.к. заменяется письменным отзывом (меморандумом) заявителя, который по общему правилу подается на официальном языке Европейского Суда по правам человека.

Заявитель не обязан переводить приложения к жалобе на какой бы то ни было язык. Другими словами, они подаются в Европейский Суд по правам человека в виде ксерокопий (называемых фотокопиями) с оригиналов. Более того, требований о необходимости соответствия языка жалобы и языка приложений к ней также не предъявляется. В случае, когда буквальный текст того или иного документа, приложенного к жалобе, или его части по той или иной причине имеет значение, и при этом язык этого документа не совпадает с языком жалобы, я рекомендую приводить его перевод (в виде закавыченной цитаты) прямо в тексте жалобы.

ПОШЛИНА ЗА ОБРАЩЕНИЕ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается какой бы то ни было пошлиной. Другими словами, в настоящее время Страсбургский Суд не берет никаких денег за обращение в него и (или) рассмотрение жалоб.

Однако это не значит, что оказываемая юристами помощь по подготовке жалобы, письменного отзыва (меморандума), других документов, адресованных Европейскому Суду по правам человека, а также консультирование по вопросам обращения в Страсбургский Суд всегда предоставляются бесплатно.

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Порядок направления жалобы в Европейский Суд по правам человека, а также почтовый адрес, телефон и факс Страсбургского Суда указаны в разделе «Адрес, факс и телефон Европейского Суда».

Как подать иск в Европейский суд по правам человека

В связи с систематическими нарушениями прав человека на территории Донецкой и Луганской областей, а также в Автономной Республике Крым, жители этих регионов могут обращаться в Европейский Суд по правам человека ( Страсбург, Франция). При этом нужно понимать, что для подачи иска в Суд нужно, чтобы юрисдикция Суда распространялась на предмет обращения и соответствовала критериям приемлемости.

Что такое Европейский Суд по правам человека?

Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ) – это международный суд, который рассматривает только жалобы физических и юридических лиц на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека 1950 года. Конвенция – это международный договор, по которому многие государства Европы приняли на себя обязательство соблюдать ряд основополагающих прав. Охраняемые права перечислены в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах № 1, 4, 6, 7, 12 и 13, подписанных всего некоторыми странами.

Суд рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией критериями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в Суд. Суд признает неприемлемыми более 90% поступающих на рассмотрение жалоб. Поэтому Вы должны сначала убедиться, что Ваши жалобы соответствуют критериям приемлемости, перечисленным ниже.

Формуляр заявления в ЕСПЧ

Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. С 1 января 2014 года Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на формуляре, полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. Образец Формуляра можно просмотреть перейдя по ссылке. С 1 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает предварительные жалобы, то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд.

В соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть стран — членов Совета Европы. Другими словами, жалобу не обязательно подавать на английском или французском языке, т.е. одном из официальных языков Страсбургского Суда. Более того, никакой привязки языка жалобы к официальному языку государства-ответчика нет. Таким образом, жалоба на Российскую Федерацию может быть подана не только на русском языке, но и на любом официальном языке стран — членов Совета Европы.

Юрисдикция Суда и критерии приемлемости:

Суд может рассмотреть Вашу жалобу только в том случае, если:

  • речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;
  • жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Не все государства ратифицировали каждый из Протоколов, поэтому сперва просмотрите список ратификаций);
  • жалоба касается событий, за которые несут ответственность государственные органы (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и пр.); Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций;
  • жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации государством Конвенции или соответствующего Протокола ( важно ознакомиться с датамиратификации по каждому государству);
  • Вы лично и непосредственно являетесь жертвой нарушения одного или более основополагающих прав (вы имеете «статус жертвы»);
  • Вы дали возможность государственным органам устранить нарушение внутри страны (“исчерпание средств внутренней правовой защиты”); это требование обычно означает, что перед обращением в Суд Вы подняли эту проблему в национальных судах и дошли до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело. При этом Вы соблюдали все процессуальные требования, включая сроки исковой давности и сроки подачи жалоб. Вместе с тем, Вы не должны задействовать неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращаться в органы, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам;
  • Вы подали в Суд полную жалобу в течение шести месяцев с момента вынесения окончательного решения. Шестимесячный срок обычно отсчитывается со дня вынесения решения высшим компетентным органом государственной власти или судом, либо получения этого решения Вами или Вашим адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного срока прерывается только при поступлении в Суд полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента Суда (текст этой статьи Вы можете найти в «Пакете документов для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека»). Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр жалобы с приложением всех необходимых документов должен быть отправлен в Суд не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы он был заблаговременно отправлен в Суд по почте;
  • Ваша жалоба подтверждена вескими доказательствами: Вы должны доказать обоснованность Ваших утверждений, ясно изложив факты и подкрепив их соответствующими документами, решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями и другими материалами;
  • Вы можете привести аргументы в пользу того, что факты, являющиеся предметом Вашей жалобы, представляют собой необоснованное вмешательство в реализацию одного или нескольких основополагающих прав. Нет смысла жаловаться на то, что некое судебное решение является «неправильным» или что суд допустил «ошибку»: Европейский Суд не является апелляционной инстанцией по отношению к национальным судам, он не отменяет и не пересматривает их решения.
  • Ваши жалобы ранее не были предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.

Комментарий по поводу обращения жителей Донецкой, Луганской областей и Автономной Республики Крым в ЕСПЧ

Для подачи жалобы нужно определить государство, которое будет нести ответственность за нарушения прав человека на Донбассе и в Крыму. Юридически эти области – территория Украины, фактически – территории, где Российская Федерация осуществляет эффективный контроль. Поэтому иск можно подавать против обоих государств – и Украины и РФ, или, против одного государства.

Важно! При составлении жалобы нужно обратить внимание на то, что Суд работает по прецедентной системе – при мотивировании своих решений Суд берет во внимание ранее рассмотренные дела, которые релевантны данному делу. Ситуация схожая с той, что сейчас происходит на Донбассе была в Приднестровье и на Кипре (см. дела Илашку и другие против Молдовы и России, Лоизиду против Турции).

Боритесь за свои права!

Переселенцы могут получить помощь по нетрудоспособности по месту жительства

Суд вам в помощь!

Некоторые гражданско-правовые отношения, т.е. имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также некоторые отношения, регулируемые внутригосударственными нормами семейного, авторского и трудового права, могут включать элементы международно-правовых отношений (далее — МПО). Особенно, когда они выходят за рамки внутригосударственного права какого-либо государства (в том числе и за пределы его территории), когда в них участвуют физические и юридические лица, имеющие гражданство или юрисдикцию иного государства, другие государства (так называемый «иностранный элемент»), или когда такие отношения распространяются на территории двух или нескольких государств.

На практике подобные правоотношения регулируются не только нормами внутригосударственного права, но и нормами международного права (далее — МП). Именно такие правоотношения и регулируются нормами международного частного права, имеющими свои особенности по предмету регулирования, субъектам правоотношений, источникам права, различному порядку рассмотрения споров и применения санкций. Следовательно, в основе международного частного права могут лежать одновременно как нормы внутригосударственного права (национальных законов), так и нормы МП — международные договоры.

К области международного частного права относятся и вопросы гражданско-правового положения иностранцев, иногосударственных юридических лиц, права собственности, обязательственного права (внешнеторговые сделки, договоры перевозки, кредитно-расчетные отношения и др.), авторского и изобретательского права и т.д.

Международные суды

Одним из видов разрешения международных споров является судебное разбирательство в системе международных судов.

Международные суды — судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами. К ним относятся: Международный суд ООН; Международный уголовный суд; Европейский суд по правам человека — ЕСПЧ (отличается тем, что рассматривает жалобы граждан на государства); Международный трибунал по бывшей Югославии; Международный трибунал по Руанде (два последних отличаются тем, что созданы не договором, а резолюциями Совета Безопасности ООН); Постоянная палата третейского суда; Международный трибунал по морскому праву; Межамериканский суд по правам человека; Экономический суд СНГ; Суд ЕврАзЭС; Суд Европейского союза; Международный суд по Сьерра-Леоне.

Ранее существовавшие международные суды: Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН, действовала в рамках Лиги Наций); Международный военный трибунал в Нюрнберге (с 2002 г. аналогичный суд — Международный уголовный суд); Международный военный трибунал для Дальнего Востока.

Международными судами называют также международные арбитражные суды, которые являются не межгосударственными, а, по сути, частными структурами, решения которых, однако, имеют обязательную силу для сторон в споре: Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма; Международный коммерческий арбитражный суд; Спортивный арбитражный суд.

Соответствующие судебные органы учреждаются при международных организациях как универсального, так и регионального характера.

В зависимости от характера споров суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный суд ООН); дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (ЕСПЧ); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

Акты или итоговые документы международных конференций или совещаний могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу. Они могут иметь рекомендательный характер для государств — участников международных конференций или совещаний и в качестве таковых источником МП не являются, хотя, несомненно, могут оказывать определенное влияние на последующую разработку договорных норм. Также они могут сопровождать открываемый для подписания международный договор, который по вступлении его в силу явится полноценным источником МП. Принимаемый международной конференцией или совещанием заключительный акт или итоговый документ, в зависимости от его содержания и политико-правовой значимости, сам может непосредственно служить источником МП.

Источником МП являются решения некоторых межправительственных организаций, в частности ООН. Нормативный характер имеют и резолюции Совета Безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. В нормотворческом процессе активно участвуют специализированные учреждения ООН (Международная организация труда (МОТ), Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации и др.), разрабатывающие конвенции, технические правила, международные нормы и стандарты, которые после их надлежащего вступления в силу становятся источниками МП.

Суд ООН

Универсальным судебным органом является Международный суд ООН (далее здесь — Суд), учрежденный Уставом ООН в 1945 г. в качестве главного судебного органа ООН. Участниками Статута Суда являются все государства — члены ООН, а также Швейцария и Науру. Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, а также из 15 членов. Причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Генеральный секретарь ООН составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены на должность судей. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности. Члены Суда избираются на 9 лет и могут быть переизбраны; при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государства. К его ведению относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд решает переданные ему споры на основании МП и применяет при этом: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Дела возбуждают в Суде в зависимости от обстоятельств или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя секретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

Судопроизводство имеет две формы — письменную и устную. Письменное судопроизводство слагается из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контр-меморандумов и ответов на них, а также всех подтверждающих их документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела производится публично. Однако стороны могут потребовать закрытого слушания. Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая может просить Суд о разрешении дела в свою пользу. Любое решение по спору принимается большинством голосов присутствующих судей. Решение Суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении 10 лет с момента вынесения решения.

Помимо функций по решению международного спора, Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому Уставу. Консультативные заключения вправе испрашивать Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, генеральный секретарь ООН, а также специализированные учреждения ООН и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). С разрешения Генеральной Ассамблеи консультативные заключения могут испрашивать и другие автономные органы ООН. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре.

ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека — международный судебный орган (далее здесь — ЕСПЧ, Суд), юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы (объединяет 47 государств Европы), ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (неофициально — Европейская конвенция о правах человека; далее — ЕКПЧ), и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Он является одним их наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне. В нем также участвуют 5 государств в качестве наблюдателей и 3 в качестве наблюдателей Ассамблеи.

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. ЕКПЧ не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально он включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками ЕКПЧ: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола №11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим ЕСПЧ. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Функция ЕСПЧ в том, чтобы следить за выполнением ЕКПЧ государствами-членами. Если Суд установит наличие нарушения одного или нескольких прав государством-членом, он выносит решение, которое является обязательным для исполнения. ЕКПЧ защищает, в частности: право на жизнь, право на справедливый суд, право на уважение частной и семейной жизни, свободу выражения мнений, свободу мысли, совести и религии, эффективное средство правовой защиты, право собственности, право избирать и быть избранным. В то же время ЕКПЧ запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, произвольное и незаконное задержание, дискриминацию при осуществлении прав и свобод, гарантированных Конвенцией, высылку или принудительное возвращение граждан, смертную казнь и т.д.

Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

По Конвенции число судей ЕСПЧ равно числу участников ЕКПЧ. В соответствии с Протоколом №14 судья избирается на 9 лет ПАСЕ большинством поданных за него голосов из списка, включающего 3 кандидатов, представляемых каждым государством. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не могут быть переизбраны на новый срок.

Для рассмотрения дел Суд образует Комитеты в составе 3 судей, Палаты в составе 7 судей и Большую палату в составе 17 судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. В состав Большой палаты входят также председатель Суда, заместители председателя Суда, председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Правилами Суда. Пленарное заседание Суда состоит из судей Суда. В его компетенцию входят: выборы председателя Суда, его заместителей, а также председателей палат, образование палат и утверждение их состава, выборы Грефье, его заместителей и др.

КОМПЕТЕНЦИЯ И РЕШЕНИЯ

ЕСПЧ имеет право:

толковать Конвенцию о правах человека (ЕКПЧ);

устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;

рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик своё обязательство по исполнению постановлений (решений) ЕСПЧ;

давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;

выносить Консультативные заключения о толковании ЕКПЧ, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел;

рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в ЕСПЧ против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;

признавать факт того, что было нарушено то или иное право заявителя;

присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию.

ЕСПЧ выносит три основных вида решений (всего же их более 10):

решение о неприемлемости, оформленное в виде письма, адресованного заявителю;

решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуемого собственно «решением»;

окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением; только в этом документе ЕСПЧ может признать нарушение прав человека.

На 13 февраля 2014 г. ЕСПЧ было вынесено 16995 мотивированных решений (решений и постановлений).

Все решения и постановления, принятые ЕСПЧ в составе Палаты и Большой Палаты, публикуются в доступной через интернет базе решений ЕСПЧ. Постановления публикуются в день оглашения. Решения — с задержкой в две-три недели.

В соответствии со ст. 46 ЕКПЧ, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник ЕКПЧ исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников ЕКПЧ.

За всю многолетнюю практику ЕСПЧ не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, к исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

ЖАЛОБЫ И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ

ЕСПЧ рассматривает индивидуальные и межгосударственные жалобы против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского Союза после того, как были исчерпаны внутренние средства правовой защиты. Жалобы в ЕСПЧ должны касаться только вопросов, находящихся в ведении публичных властей, а именно: органов власти, государственной администрации, судов и т.п. Суд не занимается ни жалобами на частных лиц, ни на такие институты и учреждения, как объединения, акционерные общества, предприятия, кооперативы, фонды, профсоюзы. Жалобы на эти организации рассматриваются лишь только в тех случаях, когда вышеупомянутые организации и институты действовали по поручению государственных властей.

Согласно данным на конец 2013 г., верхнюю часть списка государств по числу переданных судейским составам жалоб, находящихся на рассмотрении, занимают: РФ — 16800 (16,8%); Италия — 14400 (14,44%); Украина — 13300 (13,33%); Сербия — 11250 (11,3%); Турция — 10950 (11,0%); Румыния — 6150 (6,2%).

По числу жалоб, переданных судейским составам, на душу населения «лидировали» в 2013 г. Сербия, Черногория, Хорватия и Молдавия. Украина — на 5 месте. Эстония — на 12-м, Латвия — на 15-м, РФ — на 21-м. Последние места занимают Испания, Дания, Великобритания и Ирландия. По статистике за 1959-2010 гг., 96% поданных в Суд жалоб были признаны неприемлемыми. Из остальных 4%, по которым были вынесены решения по существу дела, в 83% случаев суд усмотрел нарушения ЕКПЧ или её протоколов.

В 2014 г. ЕСПЧ зарегистрировал на 15% меньше жалоб против всех государств-ответчиков, чем годом ранее (56250 против 65800). Надо полагать, это вызвано не уменьшением числа подаваемых жалоб, а ужесточением требований к их оформлению. Поскольку в 2014 г. в сравнении с предшествующим на 84% (11450) увеличилось число отказов в регистрации жалоб.

Общее количество ожидающих рассмотрения жалоб за 2014 г. уменьшилось на 30000 (как и в 2013-м), опустившись до 69900. Это означает, что в течение года ЕСПЧ разрешил на 30 тысяч больше жалоб, чем регистрировал (ровно то же самое было годом ранее).

Никаких предельных сроков рассмотрения жалобы ЕКПЧ, Регламентом ЕСПЧ и иными документами, регулирующими деятельность Суда, не установлено. Что касается времени, которое требуется на рассмотрение жалобы на каждом из потенциальных этапов производства по ней, то определить его заранее применительно к конкретной жалобе практически невозможно, т.к. оно зависит от значительного числа различных факторов. На него влияет приоритет жалобы, определяемый при ее поступлении (или в ходе дальнейшего производства) Секретариатом ЕСПЧ. Имеет значение и то, когда именно жалоба была подана. На срок рассмотрения жалобы влияет сложность (как фактическая, так и юридическая) и количество вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы принять соответствующее решение. Чем сложнее они и чем их больше, тем больше времени требуется для подготовки жалобы к рассмотрению и собственно принятия решения на любом из этапов производства. Несколько жалоб могут объединяться в одно производство. Это может привести, например, к тому, что одна жалоба, поданная на несколько лет позже другой жалобы, в которой затрагиваются схожие вопросы, будет коммуницирована вместе с последней. При этом с точки зрения приоритета и сложности эти жалобы могут быть вполне сравнимы. Жалоба может ожидать принятия (и вступления в силу) пилотного постановления ЕСПЧ по соответствующей категории дел (жалоб) или постановления по «ведущему делу». Наконец, рассмотрение может затягиваться по причине заявления как властями государства-ответчика, так и заявителем или его представителем ходатайств о предоставлении дополнительного времени для подготовки тех или иных документов, например, меморандумов (письменных отзывов), и еще по огромному числу причин.

В абсолютном большинстве случаев процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ является полностью письменной и не предполагает присутствия заявителя и (или) его представителя. Устные слушания, на которых такое присутствие обязательно, проводятся ЕСПЧ лишь по делам, привлекающим большой общественный интерес, и только с целью демонстрации публичного судопроизводства.

УСЛОВИЯ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Прежде, чем жалоба будет подана в ЕСПЧ, необходимо строгое соблюдение нескольких условий:

Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые конвенцией или её протоколами.

Согласно статье 34 ЕКПЧ, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников ЕКПЧ (они называются в ЕКПЧ «высокими договаривающимися сторонами») их прав, признанных в ЕКПЧ или в протоколах к ней.

Жалоба должна быть подана не позднее 6 месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.

Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации ЕКПЧ государством.

Чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

КРИТЕРИИ ПРИЕМЛЕМОСТИ

Чтобы жалоба могла быть рассмотрена ЕСПЧ по существу, она должна соответствовать так называемым критериям приемлемости.

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в ЕСПЧ в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 ЕКПЧ. Однако какого-либо единого списка этих критериев не существует. Одним из наиболее удобных способов представления системы критериев приемлемости жалобы в ЕСПЧ является их изложение в виде списка вопросов, последовательные положительные ответы на каждый из которых позволяют в итоге прийти к выводу, что жалоба удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям:

  1. Касается ли жалоба нарушения права, гарантированного ЕКПЧ или ратифицированным соответствующим государством Протоколом к ней?
  2. Допущено ли это нарушение государством, против которого может быть подана жалоба в ЕСПЧ?
  3. Допущено ли это нарушение в период действия в отношении данного государства ЕКПЧ или соответствующего Протокола к ней?
  4. Находилось ли лицо под юрисдикцией государства-ответчика в период, когда в отношении этого лица было допущено нарушение?
  5. Подается ли жалоба сохраняющим статус жертвы частным лицом, которое может обратиться в ЕСПЧ, или в интересах такой жертвы?
  6. Подается ли жалоба после исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения (при наличии таковых)?
  7. Подается ли жалоба в течение 6 месяцев с момента исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты, а в случае их отсутствия — в течение 6 месяцев с момента нарушения?
  8. Указаны ли в жалобе все необходимые сведения о жертве нарушения, подписана ли она заявителем или его представителем?
  9. Отсутствует ли решение ЕСПЧ по аналогичной по существу жалобе этого же лица на то же самое нарушение, и подается ли жалоба только в один орган международного разбирательства — в ЕСПЧ?
  10. Является ли жалоба обоснованной?
  11. Отсутствуют ли признаки злоупотребления заявителем правом на обращение с жалобой в ЕСПЧ?
  12. Понес ли заявитель значительный ущерб от нарушения?

Все приведенные вопросы должны быть заданы в отношении каждого из включаемых в жалобу нарушений. Формуляр жалобы в ЕСПЧ должен содержать информацию, которая позволяет положительно ответить на каждый из этих вопросов.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ

ЕСПЧ опубликовал датированный концом апреля 2015 г. документ под названием «Типичные ошибки при заполнении формуляра жалобы и как их избежать». Вот обозначенные в нём ошибки:

Не используется действующий формуляр жалобы образца 2014 г. (жалобы на старых формулярах не принимаются).

В заполненном формуляре отсутствует краткое изложение фактов, нарушений и информации об исчерпании внутренних средств правовой защиты.

К формуляру не приложены копии решений и других документов, подтверждающих слова заявителя. Если какой-либо важный документ действительно практически невозможно получить, следует представлять объяснения на этот счет.

Не приложены копии документов, свидетельствующих об исчерпании заявителем внутренних средств правовой защиты и соблюдении 6-месячного срока. Речь идет о судебных актах, причем не только того суда, в который заявитель обращался со своими претензиями в самую последнюю очередь, но и нижестоящих инстанций, о самих поданных в эти суды жалобах, о протоколах судебных заседаний, из которых следует, что в судах было заявлено о нарушении.

В формуляре отсутствует «живая» подпись заявителя или его представителя.

В жалобах, которые подаются представляющими интересы юридических лиц адвокатами (юристами), не заполнены пункты 16-23 формуляра (информация о представителе организации, под которым, судя по разъяснению ЕСПЧ, понимается лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности).

Не заполнен пункт 37 — краткое изложение нарушений. (ЕСПЧ не может делать выводы о том, на какие нарушения подана жалоба, на основе лишь изложения фактов).

Не заполнен пункт 38, предназначенный для размещения информации об использованных средствах правовой защиты. Если заявитель считает, что таковых нет, он должен изложить краткие аргументы на этот счет.

Государство-ответчик не отмечено крестиком в пункте 33.

Отсутствует список приложений к жалобе. Документы должны быть расположены в хронологическом порядке, их страницы должны быть пронумерованы. Если в формуляре жалобы не хватает места для всех приложений, нужно воспользоваться дополнительным листом.

Жалоба отправляется незадолго до истечения 6-месячного срока.

При повторной подаче жалобы в случае отказа в ее регистрации в ЕСПЧ высылаются только документы и информация, которых не доставало, а не полностью заполненный в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями формуляр со всеми приложениями к нему. В случае отказа в регистрации жалобы ЕСПЧ ничего не сохраняет: ни формуляр, ни приложения к нему. При повторной подаче жалоба должна быть оформлена так, как если бы в ЕСПЧ ранее ничего не отправлялось.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

ЕСПЧ не следует путать с Европейским судом. Это различные инстанции. Европейский Суд, то есть Суд Европейского Союза (далее здесь — Суд ЕС), обеспечивает единообразное толкование и применение законов ЕС во всех государствах-членах. Он, в том числе, занимается разрешением юридических споров между правительствами государств-членов и институтов ЕС. Частные лица, компании и организации также могут обратиться в Суд ЕС, если они считают, что их права не были поддержаны каким-либо институтом ЕС.

Штаб-квартира Суда ЕС находится в Люксембурге. После подписания Лиссабонского договора 13 декабря 2007 г., вступившего в силу 1 декабря 2009 г., термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности, которая состоит из трех судебных органов: самого Суда, как высшего звена судебной системы, Трибунала и специализированных трибуналов, рассматривающих отдельные категории правовых споров.

Материал подготовлен экспертами Общественной организации «Объединение соотечественников «Мирные инициативы — развитие»

Смотрите еще:

  • Мировой суд по юао москвы СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 35 РАЙОНА ОРЕХОВО-БОРИСОВО СЕВЕРНОЕ (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 35 района Орехово-Борисово Северное города Москвы • МЦПИ «Планета Закона» - юридическая консультация и помощь Адвокатов в мировом суде района […]
  • Ходатайство потерпевшего на предварительное слушание Тема 15. Назначение судебного заседания 3. Основания и порядок проведения предварительного слушания Особое внимание законодателя к подготовке суда для проведения судебного заседания находит свое выражение в специальном регулировании порядка проведения […]
  • Заказчик аванс 30% Как установить аванс в 2018 году Действующее законодательство об авансировании По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в […]