Конституционное право на достойный уровень жизни

29.08.2019 Выкл. Автор admin

День Конституции 2017. Право на достойную жизнь и другие статьи, о которых забывают украинцы

Ст. 48. право на достойную жизнь

Согласно статье 48: «Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище».

В наших условиях это декларативное право, уровень жизни украинца определяется минзарплатой и потребительской корзиной. Например, если человеку выплачивается зарплата менее чем 3200 грн, то на предприятиях проводятся проверки, и за невыплату заработной платы или за выплату не всей суммы несет ответственность работодатель. В таком случае сотрудник обращается в инспекцию по труду с заявлением о том, чтобы на предприятии провели проверку.

Если человек не может оплатить коммунальные услуги, у него есть право воспользоваться субсидией или бесплатной правовой помощью, которую также оплачивает государство.

Кроме того, уровень жизни украинцев предусматривается потребительской корзиной, которая хотя и была в прошлом году пересмотрена, все равно, по мнению экспертов, не отвечает потребностям украинцев. Так, в ней предусмотрено, что в год достаточно съедать 8 кг свинины, 7 кг рыбы, иметь не более шести пар трусов, а также носить одну юбку четыре года, свитер — три. При этом ни слова о мобильном телефоне, интернете, без которых сложно представить современную жизнь. Поэтому в принципе любой человек вправе пойти в суд и доказать свое право, гарантированное Конституцией. Правда, выиграть такой суд — дело проблематичное.

Ст. 13. Право на воду и землю

13-я статья Конституции гласит: «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа».

Фактически это означает, что никто не имеет права запретить вам купаться в озере, даже если кто-то его взял в аренду на 49 лет, перекрывать доступ на пляж и требовать плату, мотивируя тем, что пляж — платный. Деньги у вас могут попросить только за аренду лежака или зонтика, но не за проход на пляж и то, что вы там будете отдыхать на песке. Законами определяется, что зона от 50 до 100 метров от водоема (моря, реки или озера) относится к рекреационной.

Эту территорию нельзя отдавать в пользование, аренду, продавать или покупать. А люди, блокирующие проход в эту зону, могут быть приговорены к тюремному сроку 3–5 лет. Правда, в суды по этому поводу украинцы обращаются нечасто.

Что касается добычи природных ископаемых, то тут все не так просто — Конституция не позволяет кому вздумается копать, например, тот же янтарь. То есть, если у вас есть земельный участок, то на нем вы можете делать что угодно: без специальных разрешений можно рыть колодец глубиной до 20 метров и бесплатно пользоваться водой, а также добывать любые ископаемые на глубине до двух метров. А вот на территории, которая вам не принадлежит, даже два ведра глины уже будут расцениваться как промышленная добыча, и за это уже полагается ответственность (карается двумя годами тюрьмы или штрафом 850 гривен).

Ст. 33. Право ездить без ограничений

33 статья Конституции гласит: «Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, которые устанавливаются законом».

Если нет никаких оснований для ограничения передвижения, будь то подписка о невыезде, открытие уголовного дела против человека, то никто не может ему запретить свободно ездить туда, куда ему захочется. Также ограничения свободы передвижения могут вводиться в случае военного положения или объявления ЧП из-за эпидемии или стихии. При этом у человека, согласно этой статье, есть право вернуться в страну в любое удобное для него время.

Ст. 63. Право не наговаривать на себя

Статья 63 Конституции гласит: «Лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом».

Пожалуй, это одна из немногих статей Конституции, которая в нашей стране действительно соблюдается. Этой статьей выполняется презумпция невиновности — если человека обвиняют в преступлении, он может вообще не давать никаких показаний ни в момент задержания, ни во время следствия, ни на суде. Это же право есть у человека, если обвиняют его близкого родственника. Его могут вызвать повесткой в суд, но там он может просто отказаться говорить, сославшись на 63-ю статью. За отказ от дачи таких показаний никто ответственности не несет.

Ст. 66. Обязанность не наносить вред природе

«Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки», — гласит 66-я статья Конституции.

Это означает, что если кто-то вырубил на заповедной территории деревья, нанес вред другим растениям, то он обязан будет восстановить все либо оплатить нанесенный ущерб. То же касается и водных ресурсов. Если компания занимается добычей и транспортировкой нефти и во время аварии разлила нефть в реку или море, то она обязана очистить водное пространство и оплатить причиненный вред. Есть заповедные территории, где даже нельзя рвать траву. За это тоже предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Ст. 60. Право не исполнить преступный приказ

Статья 60 Конституции гласит: «Никто не обязан исполнять явно преступные распоряжения или приказы».

Конечно, военные, полиция и другие силовые органы должны действовать по своему Уставу. Его нарушение грозит наказанием. Однако если военному или полицейскому поступает приказ стрелять в безоружных людей и он понимает, что это преступный приказ, он имеет право отказаться его исполнять, сославшись на статью Конституции.

По крайней мере, ответственность за невыполнение приказа не такая тяжкая (максимум два года тюрьмы или год службы в дисциплинарном батальоне, а если в стране объявлено военное положение — три-семь лет), как ответственность за убийство людей.

То же самое касается и гражданских. Если начальник вам говорит: «Я встретился с людьми, пойди и возьми у них для меня взятку. Это приказ», то вы имеете право отказаться, потому что понимаете — это преступное распоряжение. Или вам приказывают на работе подделать документы. Конечно, потом вы можете защитить свои права в суде, но для этого нужно запастись доказательствами.

  • Наши эксперты:
  • адвокаты Виталий Наум, Иван Либерман, Ростислав Кравец

Конституционное право на достойный уровень жизни

Закрепление права на достойный уровень жизни в Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) в ст. 22 провозгласила право каждого как члена общества на достойный уровень жизни и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Статья 25 Декларации закрепляет, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинской уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) признал право каждого человека на достойный уровень жизни, включая социальное страхование, а также право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. 3 и вступил в силу 3 января 1976 г. Россия как правопреемница СССР несет все юридические обязательства по данному Пакту. Говоря о правах человека на достойную жизнь, можно сказать, что Структура конституционного права на достойный уровень жизни как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы: 1) право на пенсионное обеспечение;

2) право на социальные пособия и компенсации;

3) право на социальное обслуживание;

4) право на медицинскую помощь;

5) право на предоставление льгот.

Таким образом, право на достойный уровень признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, и соответствующие обязанности возлагаются на Российское государство в силу норм международного права.

В настоящее время государственным ориентиром в области достойного уровня жизни является прожиточный минимум, установленный Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 4 . Е.Г. Азарова и Т.К. Миронова отмечают, что при разработке методики подсчета этого минимума особо подчеркивалось, что он предназначен для кризисного периода после беспрецедентного повышения цен в связи с либерализацией Указом Президента РФ от 2 марта 1992 года N 210 5 Прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум должен определяться ежеквартально в целом по России и в каждом субъекте РФ. В соответствии со ст. 2 указанного Закона прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования установленных на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначен для оценки уровня жизни населения субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов РФ. Несмотря на очевидность того, что МРОТ, минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку в этом случае физическое выживание просто невозможно, суммы пенсий, пособий, стипендий, получаемые гражданами, значительно ниже прожиточного минимума.

Учитывая комплексный характер права на достойный уровень жизни, представляется необходимым разработать и ввести в действие государственные социальные стандарты в каждой области достойного уровня жизни. Ориентирами в их разработке должны стать не только минимальные социальные гарантии (такие, как прожиточный минимум), но и средние социальные стандарты, позволяющие не только выживать, но и обеспечивать приемлемый уровень жизни. В пенсионном обеспечении размер базовой части трудовой пенсии по старости должен быть не ниже прожиточного минимума, а общая сумма пенсии должна быть приближена к величине средней заработной платы по стране. В обеспечении социальными пособиями необходимо выработать минимальные размеры каждого вида государственных пособий, но они должны быть не ниже прожиточного минимума для неработающих граждан и не ниже среднего заработка по месту работы для граждан, имеющих работу. В области социального обслуживания ориентиром должен быть набор бесплатных для населения услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. В области здравоохранения необходимо разработать перечень видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно. Не менее важно и то, что обо всех этих стандартах необходимо информировать население при помощи СМИ. Сделав область государственных стандартов в сфере достойного уровня жизни открытой для контроля со стороны населения, можно рассчитывать на действенность этих нормативов. Идея формирования отрасли социального права привлекает достаточно серьезное внимание ученых. Вопросы, касающиеся социального права, рассматриваются, как правило, в рамках исследований по конституционному праву. Но они затрагивают проблемы права на достойный уровень. В общественной практике все более широкое распространение получает концепция социального права, в силу которой в одних случаях понятие социального права отождествляется с понятием права на достойный уровень, а в других — право достойного уровня жизни рассматривается как составная часть социального права 6

Таким образом, право человека на достойную жизнь определяется как право личности на попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи. Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях.

Рассмотрев понятие и нормативную базу права на достойный уровень жизни, будет целесообразно рассмотреть механизм реализации и защиты прав на достойный уровень жизни.

Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект)

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 3614 раз

Библиографическое описание:

Куклина В. Е. Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект) // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/110/27478/ (дата обращения: 05.11.2018).

В статье рассматриваются правовые аспекты права человека на достойную жизнь. Главной целью статьи является рассмотрение поставленной проблемы в рамках юридической науки и современного законодательства. Автор рассмотрел позиции ведущих правоведов по вопросу исследования, и так же предпринял попытку осмысления важности установления дефиниции достойный уровень жизни на законодательном уровне.

Ключевые слова: достойный уровень жизни, качество жизни, права человека и гражданина, минимальный размер оплаты труда.

В сложных кризисных условиях, падения курса национальной валюты, значительного увеличения цен происходит упадок уровня жизни большей части населения России. Сложившаяся ситуация в сфере международного сотрудничества, экономики, социальной политики приводят к тому, что происходит уменьшение жизненного уровня населения и к увеличению количества населения, уровень доходов которых находится за гранью бедности. Согласно статье 7 Конституции: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Проблема состоит в том, что в Российских нормативных актах нет официальной дефиниции «достойный уровень жизни», установленный в Конституции и иных правовых актах.

Актуальностью данного исследования является то, что в современных условиях уменьшения уровня жизни населения, по данным Росстата на 23 %, необходимо понимание всех признаков, которые включаются в понятие «достойный уровень жизни». Для этого необходимо проанализировать международные и внутригосударственные правовые источники, а так же научные подходы к пониманию установленного нами вопроса исследования.

Для наиболее правильного раскрытия понятия «достойный уровень жизни» необходимо начать с рассмотрения российских и международных правовых актов, где оно закреплено.

Закрепление понятия «достойный уровень жизни» является соответствием российского права нормам и принципам международного права, поэтому стоит начать с рассмотрения исследуемого вопроса с международных источников. Наиболее точно и полно понятие «достойный уровень жизни» установлено во Всеобщей декларации прав человека (1948). Согласно статье 25 Декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2]. Наиболее узкое понятие установлено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), где в статье 9 закреплено, только то, что каждый человек имеет право на «социальное обеспечение, включая социальное страхование» [3], никаких признаков того, каким должен быть уровень социального обеспечение не прописывается.

В большинстве международных источников права исследуемое нами понятие, значительно отличается по своему объему и содержанию, ни в одном нормативно акте прямо не установлено, каковы должны быть качественные и количественные характеристики социального обеспечения государства [4].

Так, и в российском законодательстве нет официальной дефиниции «достойный уровень жизнь». Данный факт, который, по нашему мнению, является пробелом в российском законодательстве, создает множество проблем для исполнительной ветви власти. Например, в Трудовом кодексе Российской федерации в статье 2 части 7 закреплено, что заработная плата должна обеспечивать «достойное человека существование для него самого и его семьи». В конце 2015 года Вице-премьер Ольга Голодец озвучила, что Правительство Российской Федерации установило с 1 Января 2016 года минимальный размер оплаты труда, далее МРОТ, в размере 6204 рублей. Получается, что Правительство тем самым установило, согласно принципам трудового права, закрепленных в Трудовом Кодексе России, черту, при которой человеку и его семье будет обеспечено достойное существование. По нашему мнению, установленная сумма в современных условиях жизни не может обеспечить право человека на достойную жизнь. При этом стоит заметить, что каждый человек толкует понятие «достойный уровень жизни» со своей субъективной точки зрения, из чего следует, что никаких официальных возражений против Правительства России быть не может, из-за отсутствия официальной дефиниции, которая бы установила все признаки этого понятия. Планка, установленная исполнительной властью, не совпадает с современными условиями жизни в российском обществе, на данный момент прожить одному человеку на МРОТ в России практически невозможно.

В научной литературе сложилось множество подходов к пониманию установленного в нормативно-правовых актах понятия «достойный уровень жизни». Беребина О.П. считает, что «достойный уровень жизнь» это — «совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, в том числе и находящимся в других странах, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться». Согласно данному подходу достойный уровень жизни это более сложное, комплексное понятие, состоящее не из одного экономического элемента, а из множества элементов, так как для достойного развития человека, согласно Конституции, важно еще и развитие его личной культуры, семьи, труда, причем не только в рамках Российских, но и международных ценностей.

В своей статье «Проблемы конституционной концептуализации понятия «достойная жизнь»» Велиева Д.С. основывается на дефиниции, установленной во Всеобщей декларации прав человека (1948), при этом отмечая важность включения в исследуемое понятие такого признака, как обеспечение достойного экологического уровня жизни для населения. Так же автор подчеркивает, что «обеспечение достойного уровня жизни — это прямая конституционная обязанность государства», с исполнением которой, по мнению автора, российское государство не справляется должным образом.

По нашему мнению, право человека на достойную жизнь в социальном государстве является одним из основных прав, поэтому в нормативной базе государства должно быть наиболее полно установление понятие «достойный уровень жизни». Основным признаком понятия следует считать — экономический признак. Социальная политика государства должна быть направлена на то, что минимальный размер пенсий, МРОТ, пособий должны обеспечивать человеку его достойную жизнь [5].

Под понятием «достойный уровень жизни» мы понимаем, что человеку и его семье должны быть обеспечены возможности на свободное культурное развитие, поддержание гигиенических и санитарных условий жизни, возможность приобретения средств для получения образования, покупка одежды, заметим, что в России в разных регионах отличаются погодные условия, поэтому для большинства россиян необходимость приобретения каждый год теплой одежды для всей семьи наиболее важно для жизни. Так же для достойной жизни необходимо обеспечение здорового развития личности человека, обеспечение его безопасности, и защита человека со стороны государства с случае наступления страховых рисков [6].

Человек в России должен чувствовать себя защищенным, он должен понимать, что государство заботится о нем, а не заставляет собирать тонны бумаг для получения минимальных пособий, человек отработавший всю жизнь должен понимать, что на выходе на пенсию его не будет ждать нищета. У каждого человека на территории России есть на это право, только вот проблема состоит в том, что государство понимает достойный уровень жизни совсем не так, каков он должен быть в современном обществе. Дискуссионное понятие «достойный уровень жизни» российском государстве, к сожалению, заменено на понятие «достойный уровень выживания». Слово «выживание» (борьба за жизнь) в нормативно-правовых актах заменили на слово «жизнь» (развитие). Пока мы не добьемся исполнения нашего права на достойный уровень жизни, мы будем выживать. На современном этапе развития российского общества понятие «достойный уровень жизни» лишь абстрактное понятие.

Конспекты юриста

Права человека на достойную жизнь и проблемы реализации

План курсовой работы

1. Общая характеристика права на достойный уровень жизни.

  • 1.1. Понятие и эволюция права на достойный уровень жизни.
  • 1.2. Основные документы регулирующие права на достойный уровень жизни.

2. Проблемы реализации и перспективы права на достойный уровень жизни.

  • 2.1. Механизмы защиты права на достойную жизнь.
  • 2.2. Проблемы реализации права на достойный уровень жизни в современной России.

Список использованной литературы.

В последнее время все чаще затрагивается вопрос праве человека на достойную жизнь, его обеспечения и реализации. В данной курсовой работе мы рассмотрим тему «Права человека на достойный уровень жизни и проблемы реализации». Одной из самых важных и приоритетных ценностей в нашем современном обществе является человеческая жизнь. Эта тема на сегодняшний день является одной из наиболее сложных и дискуссионных как в нашем государстве, так и во всем мире. Большинство законов и отраслей права, защищают права и свободы людей, а также обязывают исполнения и подчинения закона, тем самым создавая условия для достойной жизни человека и гражданина, борясь за его права и свободы.

Под достойной жизнью понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием — физическое, умственное и нравственное совершенствование человека. В юридической литературе употребляется иное, но схожее определение: достойная жизнь — это возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации. Достойная жизнь немыслима и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.

Актуальность темы рождается в том, что уровень жизни является одной из самых важных и ценных социальных категорий, но при этом мы имеем серьезный пробел в законодательстве РФ. Заключается он в том, не раскрыто понятие «достойная жизнь» и из-за этого чаще приходится сталкиваться с противоречиями на теории и практике. А именно же неуклонное и строгое соблюдение и осуществление прав и свобод человека могло бы стать одной из конституционных гарантий реализации каждым его права на достойную жизнь.

Цель настоящей работы — выявление сущности и содержания юридической природы права человека на достойную жизнь, его места в системе других прав человека и гражданина; анализ системы гарантии, обеспечивающих реализацию и защиту данного права.

Для достижения установленной цели, были поставлены следующие задачи:

  • — определить содержание понятия права человека на достойный уровень жизни и эволюция этого права;
  • — исследовать основные документы регулирующие права на достойный уровень жизни;
  • — изучить механизм реализации права на достойный уровень жизни;
  • — выявить проблемы реализации и определить перспективы развития права на достойный уровень жизни.

Объект исследования работы является достойная жизнь человека и гражданина.

Предмет исследования — право на достойный уровень жизни.

Методологической основой исследования является диалектический подход в сочетании с различными видами анализа и синтеза. Использованы также частнонаучные методы: исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический.

Теоретическую основу данной работы составили теория прав человека и правового государства, конституционное право, международное право и другие юридические науки.

Право на достойную жизнь

Чернышов Андрей Андреевич,
Омская юридическая академия, 1 курс, группа 124-ю бак,
Научный руководитель: Дорофеев Андрей Владимирович

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году закреплено право человека на достойную жизнь.

Согласно пункту 1 статьи 7 Конституции РФ: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Существовали ли сходные положения в Конституциях РСФСР и СССР?

Да. В Конституции СССР 1977 года статье 39 говориться: Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. Также и в Конституции РСФСР 1978 года статье 37 практически аналогично сказано: Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ, социально-экономического и культурного развития.

На мой взгляд, «улучшение условий жизни» и «обеспечение достойной жизни» имеют одинаковую смысловую нагрузку. Однако, в Конституциях СССР и РСФСР было сказано, что улучшение условий жизни будет по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития, а в Конституции РФ сказано, что политика государства будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Будет ли действовать эта политика в социально-экономической и культурной сфере или хотя бы в одной из них? Точно и конкретно это не определенно.

Кандидат юридических наук, Юрий Валентинович Ким, написал статью: «Достойная жизнь» как категория конституционного права». В ней он спрашивает нас: «Может ли рассматриваться в качестве обеспечения достойной жизни. гарантия минимального размера оплаты труда или же прожиточного минимума?» И тут же он дает нам ответ: «Думается, что в целом – нет». Однако, из содержания статьи и, приведенного статистического анализа, мы можем понять, что если государство должным образом не осуществляет заботу об улучшении экономического положения граждан, то и «достойная жизнь» для человека — недостижима.

Не существует единого подхода к определению «достойная жизнь». Авторы дают определения и характеризуют это понятие по-разному.

В. С. Соловьев в XIX в. вводит в научный оборот категорию «право на достойное существование». Автор справедливо связывает его реализацию с наличием определенных условий: пища, одежда, жилище, достаточный физический отдых и досуг для своего духовного совершенствования.

А, юрист и философ П. И. Новгородцев в статье «Право на достойное человеческое существование» попытался дать его характеристику. По мнению автора, «когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни».

Закреплено ли право на «достойную жизнь» в Конституциях других стран?

Можно сказать, что – да. Но имеются существенные отличия.

Например, в статье 21 Конституции Республики Беларусь сказано: Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

На мой взгляд, в Конституции Республики Беларусь наиболее точная формулировка «достойной жизни», поскольку здесь более ясно описано, что включает в себя «достойная жизнь».

В Конституции Испании, пункте 2 статьи 9 говориться: Государственные власти должны создать эффективные условия, при которых свобода и равенство людей и образуемых ими групп становятся реальными, помогают преодолеть препятствия и оказать содействие участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни. В данной Конституции само определение отсутствует. Полагаю, что в данном случае законодатель определяет «достойную жизнь», как возможность реализации конституционных прав при этом при этом обязывает государство создавать эффективные условия.

Имеет ли конституционное положение о «достойной жизни» отражение в отраслевом законодательстве Российской Федерации?

Да, безусловно. Отраслевое законодательство Российской Федерации основывается на положениях и принципах главного закона страны – Конституции РФ.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Достойная жизнь может рассматриваться как гарантированность осуществления прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ и различных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Вторая глава Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. Государство признает эти права и обязуется их защищать. Нормативно-правовые акты закрепляют правовые нормы, то есть сведения о возможном и должном поведении лиц, желающих реализовать свои права. За нарушение прав и свобод человека лицо, нарушившее эти права должно понести ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Любой федеральный закон имеет в своей основе конституционные положения и принципы, защищающие права и свободы человека.

Приведем пример федерального закона, защищающего права человека и предумсатривающего ответственность за нарушение данного федерального закона.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В статье 1 данного федерального закона указано:

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В статье 16 данного федерального закона говориться об основных требованиях по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств.

В пункте первом данной статьи сказано: техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

За нарушение данного пункта Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность, а именно в статье 12.5 указано: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Пункт второй: Управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В данном примере федеральным законам защищается право на жизнь (п. 1. ст. 20 КРФ) и право частной собственности.(п.1, ст. 35 КРФ).

Поясняя, можно сказать что, для того чтобы участник дорожного движения не нарушил право на жизнь или право на частную собственность другого участника движения, то есть чтобы из-за неисправности транспортного средства, которое могло бы привести к смерти участника дорожного движения или повреждению его транспортного средства, федеральный закон предусматривает правило о техническом состоянии транспортного средства и его оборудовании. А, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за нарушение данных правил.

Таким образом, анализируя определение «достойная жизнь» имеющее свое отражение в Конституциях разных стран, следует отметить, что данное понятие трактуется по-разному. В Конституции РФ понятие «достойная жизнь» на мой взгляд, не имеет конкретики. Полагаю, что в будущем законодатель будет совершенствовать и уточнять данное понятие «достойная жизнь».

Смотрите еще:

  • Норма рабочего времени на 2018гукраина Производственный календарь, нормы рабочего дня, праздничные и выходные дни в Украине на 2018 год «1С:Підприємство» — лучший помощник для бухгалтера и руководителя Статья: Инструкция по настройке производственного календаря в «1С:Бухгалтерия для Украины», […]
  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Гражданин коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой ипатовой Гражданин коренев подал в суд заявление о расторжении брака с гражданкой ипатовой Работ в текущем разделе: [ 553 ] Дисциплина: Семейное право На уровень вверх Тип: Контрольная работа | Цена: 450 р. | Страниц: 7 | Формат: doc | Год: 2012 | Купить | […]