Коммерческий акт при повреждении груза

20.08.2019 Выкл. Автор admin

Коммерческий акт и ответственность железных дорог

Коммерческий акт в международных железнодорожных грузоперевозках – это документ установленной формы, составленный по определенным, обязательным правилам, в случаях четко прописанных в СМГС (Соглашение о Международном Грузовом Сообщении). Является доказательством наступления определенного события. (Утраты части или всего груза, его повреждения и т.д.).

В каких конкретно случаях, должен быть составлен коммерческий акт, четко прописано в §1, Статьи 18 СМГС. А именно, если железная дорога, в процессе самой перевозки или в момент выдачи груза, проведя общую проверку состояния груза и наличия перевозочных документов, установила факт:

1) Порчи, повреждения, снижение качества груза, полной или частичной утраты груза, а также снижение массы груза.

2) Несоответствия сведений указанных в накладной СМГС фактическим данным. (Не совпадают данные о станции назначения и наименовании получателя; о количестве грузовых мест и их нумерации; о наименовании самого груза и его массе и т.д.).

3) Отсутствия накладной СМГС или отдельных ее листов по данному конкретному грузу, или обратная ситуация — накладная есть, отсутствует сам груз.

4) Факт отсутствия или недостачи отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.

Дополнительно железнодорожный коммерческий акт составляется:

— В случае обнаружения порожнего приватного или сданного в аренду вагона без накладной или обнаружения накладной без вагона.

— В случае, обнаружения повреждений упаковки или тары, в процессе перегруза груза, из вагона в вагон с различными стандартами колеи, на пограничной станции. ( Пункт 18 служебной инструкции к СМГС).

— В случае повреждения в пути следования, универсального контейнера принадлежащего железной дороге, из-за которого, для дальнейшей перевозки груза, необходима перегрузка груза в исправный контейнер. (СМГС, Приложение 8, § 16).

Важно:

«Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю» — Ст. 18 СМГС.

Правила составления железнодорожного коммерческого акта.

Коммерческий акт составляется по образцу, установленному в приложении 16 СМГС, минимум в трех экземплярах, с обязательным указанием:

даты составления;

название и номер станции, на которой происходит оформление акта;

номер накладной, по которой следует груз;

маршрут перевозки (станция отправления – назначения);

наличие и количество запорно-пломбировочных устройств, с нанесенной на них информацией.

Обязательно — подробное изложение всех причин и обстоятельств, при которых произошло составление коммерческого акта. По факту составления коммерческого акта, железнодорожной станцией составившей его, должна быть сделана отметка в накладной, по которой следует груз. (В графе «Коммерческий акт«).

Коммерческий акт должен быть заверен календарным штемпелем станции, на которой составлялся акт, и подписан:

— При составлении акта, на станции в пути следования — начальником станции, приемосдатчиком и заведующим грузовым двором станции.

— При составлении акта, на станции назначения, кроме вышеуказанных лиц, акт подписывает грузополучатель или его доверенное лицо.

Если грузополучатель, при получении груза, обнаружил какие либо факты, указанные в §1 ст. 18 СМГС, при наступлении которых, железная дорога обязана была составить коммерческий акт, но не сделала этого, ему следует незамедлительно обратиться на станцию назначения с требованием составления коммерческого акта.

Если грузополучатель не согласен с данными указанными железной дорогой в коммерческом акте, в соответствии с все той — же статьей 18 СМГС § 6, у него есть возможность внести в акт свои замечания.

Возникает закономерный вопрос – является ли составленный коммерческий акт однозначным доказательством вины железной дороги? Попытаемся разобраться.

В Соглашение о Международном Грузовом Сообщении (СМГС) имеется ряд статей, на которые следует обратить пристальное внимание, всем участникам процесса перевозки груза в международном железнодорожном сообщении. А именно:

Статья 12 СМГС § 1 — ответственность за достоверность сведений, указанных в накладной, а также за последствия, возникшие из-за указанных им в накладной недостоверных, неточных или неполных сведений, несет — грузоотправитель.

Статья 12 СМГС § 2 – железная дорога имеет право (заметьте – только имеет право, но не обязана) проверять правильность сведений и заявлений, указанных грузоотправителем в накладной, в том числе производить выборочную проверку массы груза.

Статья 23 СМГС § 6 — внесенные отправителем в накладную сведения о массе и количестве грузовых мест только тогда могут служить доказательством вины железной дороги, если:

а) проверка массы груза была произведена железной дорогой, сведения о массе груза внесены в накладную в графу «Масса» в килограммах, и эти сведения удостоверены ею в графе «Штемпель станции взвешивания, подпись».

б) если проверка количества мест груза была произведена железной дорогой, сведения о количестве мест груза внесены в накладную в графу «Отметка железной дороги» и удостоверены в ней подписью работника и штемпелем станции.

Статья 23 СМГС § 4 – железная дорога освобождается от ответственности за недостачу массы и количества мест груза, принятого к перевозке, если груз, погруженный отправителем в вагон или контейнер, после доставки был выдан получателю без внешних признаков доступа к нему, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза и количества мест.

Вышеуказанные статьи приведены для того чтобы, конкретно указать на то, что, к примеру, в случае прихода груза к получателю с недостачей, в технически исправном вагоне или контейнере без признаков внешнего проникновения, с отсутствием в накладной соответствующих отметок железной дороги о массе и количестве мест груза, заверенных соответствующим штемпелем, — вина железной дороги будет не доказана.

Еще пример — приходит контейнер, пломбы целы, сам контейнер без повреждений, часть груза отсутствует. Контейнер в пути задерживался только для «плановой», или «выборочной» проверки таможенными органами одного из государств, через территорию которого проходила международная железнодорожная перевозка. Доказать что часть груза исчезла именно, после этой проверки практически не реально. Поиски виновных, могут затянуться на долго, если не навсегда. Обычно это происходит, с грузом, получателем по которому является или частный предприниматель, или не большая фирма, которая не имеет ни средств, ни соответствующих возможностей для проведения серьезного расследования обстоятельств исчезновения части груза.

Вышеприведенные примеры являются вполне реальными жизненными ситуациями, говорящими о том что коммерческий акт, не является 100% доказательством вины железной дороги. Заинтересованным в качественной доставке груза лицам, коими в первую очередь являются грузовладелец и транспортно – экспедиционная компания, осуществляющая данную международную грузоперевозку, можно посоветовать:

1) Заранее при заключении договора перевозки, подробно прописать, кто и на каком этапе, будет предъявлять претензии перевозчику (компания экспедитор или владелец груза), в случае возникновения определенных обстоятельств.

2) Тщательно отслеживать и перепроверять правильность заполнения всех перевозочных документов, комплектность документации следующей с грузом.

3) При перевозке дорогостоящих грузов, или при регулярных перевозках, можно воспользоваться услугами сюрвейерской компании. Независимый сюрвейер, проведет проверку комплектности, тщательности и качества крепления груза, проверит техническое состояние подвижного состава, и составит официальный рапорт. Данный документ, будет служить дополнительной доказательной базой в судебном разбирательстве.

4) Проводить тщательную проверку груза при выдаче, производить фотографирование при разгрузке.

5) Требовать составления коммерческого акта в соответствии с требованиями законодательства.

При отказе составить акт, требовать предоставления посменных объяснений. Составить акт самому, в присутствии нескольких свидетелей. И самое главное, что можно посоветовать, это застраховать груз от возможных рисков в пути следования. Пожалуй, страхование, самый надежный способ, хоть как-то действительно подстраховаться от возможных убытков.

Коммерческий акт при повреждении груза

Акт общей формы составляют для удостоверения обстоятельств, не связанных с изменением количества и качества груза:

• отсутствие на вагоне ЗПУ, когда в перевозочных документах имеется отметка о наложении ЗПУ, повреждение или смена ЗПУ, ес­ли при этом не требуется составление коммерческого акта;

• повреждение вагона (контейнера)

и в других случаях для удостоверения обстоятельств, которые мо­гут служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составление коммерческого или другого акта специальной формы.

Акт общей формы составляется на станциях отправления, назна­чения и в пути следования перевозчиком в необходимом количестве экземпляров.

В пути следования перевозчиком оформляются, как правило, два экземпляра акта:

• первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перево­зочному документу;

• второй экземпляр акта общей формы хранится в делах пере­возчика.

При составлении акта общей формы в пути следования в случае последующего взимания с отправителя штрафа за искажение в пере­возочных документах наименования грузобагажа или багажа, особых отметок, сведений о грузобагаже и багаже акт общей формы оформ­ляется в трех экземплярах. Третий экземпляр акта общей формы при­кладывается к коммерческому акту и вместе с документом, по кото­рому производится взыскание штрафа, направляется в адрес получа­теля. При составлении акта общей формы для взимания штрафов, сборов и других платежей с отправителя, получателя и других физи­ческих или юридических лиц перевозчиком составляется три экзем­пляра акта:

• первый прикладывается к документу, по которому производится начисление и взимание штрафов, сборов и других платежей;

• второй выдается отправителю, получателю или другому физи­ческому или юридическому лицу;

• третий хранится в делах перевозчика.

При направлении в органы внутренних дел материалов по случаям хищения грузобагажа или багажа вместе с коммерческим актом пере­возчик прикладывает копии актов общей формы, составленные по данной отправке.

В случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении отправителя, получателя, других физических или юридических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта, в строке доку­мента «Подпись» перевозчик делает отметку о составлении акта об­щей формы с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни получатель не имеют права отказываться от подписа­ния акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или получатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи ука­зать: «С разногласиями» или «С возражениями».

Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направле­ны перевозчику в день составления акта общей формы либо не позд­нее следующих суток со дня его составления.

В случае отказа или уклонения получателя от подписания акта об­щей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы «Подпись» делается отметка: «От подписи отказался». При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчик делает запись: «Настоящий акт был предъявлен на подпись. » (отправителю, получателю, другому физическому или юридическому лицу) с указа­нием фамилии, имени, отчества, уполномоченного представителя этих лиц «в присутствии перевозчика» с указанием фамилии, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномо­ченных представителей перевозчика. В этом случае получатель также должен направить перевозчику свои возражения не позднее следую­щих суток со дня составления акта общей формы.

При составлении акта общей формы в пути следования в случаях обнаружения вагонов с неисправным состоянием ЗПУ, наличием при­знаков доступа к грузобагажу через люки вагона, стенки вагона, а также с неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимого грузобагажа, в акте общей формы перевоз­чик указывает сведения: об обнаруженных неисправностях, о резуль­татах проверки грузобагажа, состоянии кузова вагона, ЗПУ, закруток, запоров, а также о состоянии погрузки грузобагажа с указанием пол­ноты загрузки вагона, равномерности погрузки грузобагажа, числа ярусов в дверном пространстве и другие обстоятельства, вследствие которых вагон направляется на комиссионную проверку.

В актах общей формы также указывается способ устранения воз­можности доступа к грузобагажу, сведения о ЗПУ, наложенных на ва­гон.

Если вагон поступил на станцию с неисправными ЗПУ, наличием признаков доступа к грузобагажу, уже оформленными актом общей формы на предыдущей станции, и состояние вагона (грузобагажа) по сравнению с описанием в ранее составленном акте не изменилось, то новый акт общей формы повторно не составляется.

Акт о техническом состоянии вагона (контейнера) (см. рис. 1.33) составляют при обнаружении течи, порчи и подмочки груза вслед­ствие неисправности вагона, обязательно в тот же день и не позднее, чем коммерческий акт. Первый экземпляр акта о техническом состо­янии вагона (контейнера) прилагают к первому экземпляру коммер­ческого акта, второй остается в делах перевозчика. Подписывают акт уполномоченные представители перевозчика.

Актом экспертизы оформляют результаты экспертизы и заклю­чения экспертов, определяющие причины утраты и порчи груза и размеры причиненного ущерба. Экспертизу проводят по инициа­тиве перевозчика или получателя эксперты бюро товарных экспер­тиз и инспекторы по качеству, специалисты ветеринарно-санитарного надзора и других организаций. При этом обязательно при­сутствует уполномоченный представитель перевозчика. Расходы по экспертизе несет перевозчик, если порча или повреждение гру­за произошли по его вине, во всех других случаях — грузополуча­тель.

Розыск багажа, грузобагажа производится, когда:

• багаж, грузобагаж не прибыл на станцию в установленный срок доставки или прибыла только часть багажа, грузобагажа;

• обнаружены перевозочные документы без багажа, грузобагажа или багаж, грузобагаж — без документов.

Розыск багажа, грузобагажа, не прибывшего в установленный срок доставки (в дальнейшем — розыск багажа, грузобагажа), про­изводит станция назначения. Однако станция, допустившая разъе­динение багажа, грузобагажа и документов, также обязана произ­водить розыск и несет за это ответственность в установленном по­рядке.

В случае неприбытия багажа, грузобагажа в установленный срок станция назначения является ответственной за организацию своев­ременного и правильного розыска багажа, грузобагажа.

Багаж, грузобагаж можно разыскивать переговорами по телефо­ну, подачей телеграммы (с отметкой «Розыскная», указанной перед текстом телеграммы), посылкой письменных запросов. В розыскных телеграммах указывают дату и обстоятельства, при которых обнару­жен груз без документов, род груза, маркировку, а также количество мест и массу груза. Переписку по розыску багажа, грузобагажа дол­жен подписывать начальник станции или его заместитель.

О задержании багажа, грузобагажа по распоряжению следствен­ных или таможенных органов начальник станции, где задержали ба­гаж, сообщает телеграммой на станцию назначения.

Основанием для начала розыска считаются:

• момент предъявления пассажиром на станции назначения заяв­ления и багажной квитанции, багаж или грузобагаж по которой не прибыл в срок;

• получение распоряжения отделения железной дороги, пассажир­ской службы или Департамента пассажирских перевозок;

• момент обнаружения засылки, недостачи отдельных мест или отправок;

• установление факта разъединения багажа и документов.

Станция назначения, получив письменное заявление от получателя

груза о розыске, прежде чем завести розыскное дело, а также до от­правления розыскных телеграмм, обязана проверить:

• прибыл ли разыскиваемый багаж, грузобагаж на станцию по ос­новному или досылочному документу;

• записи о данном багаже, грузобагаже в Книге учета бездоку­ментных грузов;

• наличие на складах бездокументных или задержанных грузов, чтобы установить, нет ли разыскиваемого груза среди бездокумент­ных или излишних мест;

• не прибывал ли груз на другие станции узла, если станция на­значения входит в узел;

• не поступало ли с другой станции розыскной переписки о гру­зах, обнаруженных без документов или излишних, тождественных по признакам с разыскиваемым грузом.

Если будет установлено, что груз не прибывал и в розыскной пе­реписке о нем нет никаких данных, станция должна завести розыск­ное дело.

Розыск должен быть доведен до окончательного результата в ми­нимально короткий срок, но не позднее 10 сут с момента возникнове­ния основания к розыску. О прибытии найденного багажа станция на­значения обязана в день его прибытия направить пассажиру уведом­ление заказным письмом, нарочным под расписку или сообщить по телефону.

Порядок розыска багажа между станциями Московского и Ленин­градского железнодорожных узлов определяется руководством Мос­ковской и Октябрьской железных дорог.

При предъявлении пассажиром багажной квитанции на багаж, не прибывший в срок, станция назначения на обороте багажной квитан­ции делает отметку «Багаж не прибыл», ставит штемпель с обозначе­нием года, месяца, числа, получает от пассажира заявление с указа­нием адреса и способа посылки ему уведомления о прибытии багажа. Станция заводит розыскное дело и в суточный срок подает ро­зыскную телеграмму на станцию отправления багажа.

При обнаружении багажа или грузобагажа без документов состав­ляют коммерческий акт. Багаж, грузобагаж, согласно надписи на мес­тах, немедленно отправляют при досылочном документе о назначе­нии с приложением к нему копии коммерческого акта, о чем дается телеграмма на станцию назначения. Если невозможно установить станцию назначения бездокументного багажа, грузобагажа, а станция отправления известна, то на станцию отправления дают телеграмму с изложением имеющихся сведений по бездокументному багажу, гру­зобагажу (количество мест, масса, упаковка и др.).

Станция отправления багажа, грузобагажа, получив такую телеграм­му, обязана в суточный срок дать ответ, указав, какой отправке принад­лежит бездокументный багаж или грузобагаж. Получив ответ о при­надлежности бездокументного багажа или грузобагажа, станция, где он обнаружен, обязана с первым поездом, имеющим багажный вагон, отправить багаж, грузобагаж по назначению по досылочным доку­ментам с приложением копии коммерческого акта.

При обнаружении на станции отправления (назначения) перево­зочных документов без багажа и грузобагажа также составляют ком­мерческий акт. Перевозочный документ с копией коммерческого акта при этом немедленно отсылают на станцию назначения. Если пере­возочный документ обнаружен на попутной станции, то в этом случае составляют коммерческий акт и направляют телеграмму станциям отправления и назначения. Дальнейший розыск производится стан­цией назначения.

При обнаружении утраты багажа или грузобагажа на станции от­правления, назначения или перегрузки, где он утрачен, материал пе­редается в органы внутренних дел на железнодорожном транспорте для проведения следствия, о чем сообщается телеграммой перевоз­чику.

При обнаружении недостачи отдельных мест багажа, грузобагажа станция обязана, помимо составления коммерческого акта, дать об этом телеграмму на станцию отправления (назначения) и по месту приписки приемосдатчика багажного вагона, у которого оказалась не­достача. Дальнейший розыск продолжает станция назначения.

В отдельных случаях, когда это вызывается необходимостью, да­ется телеграмма в адрес станций по ходу проследования багажа. Если багаж или грузобагаж не будет обнаружен на одной из указанных станций, то последняя телеграммой извещает об этом все станции, указанные в адресе.

Если в результате розыскной переписки установлена одновремен­ная утрата багажных, грузобагажных перевозочных документов и ба­гажа, грузобагажа, то станция, где произошла утрата, незамедли­тельно составляет коммерческий акт, передает материал расследова­ния в органы внутренних дел на транспорте и извещает об этом теле­граммой станции назначения.

Если по истечении 10 сут после срока доставки багажа, грузобага­жа розыск не дал положительных результатов, станция назначения по требованию пассажира (получателя) выплачивает компенсацию за ут­раченный багаж, грузобагаж. Претензии в большом размере предьяв- ляются владельцу инфраструктуры. Претензии о возмещении стои­мости грузобагажа предъявляются владельцу инфраструктуры по окончании 30 сут со дня истечения срока доставки.

На ведение розыска багажа и грузобагажа устанавливаются сле­дующие сроки: не более 1 сут на подготовку и отправку запроса о ро­зыске, а также ответа об отправлении, проследовании, выгрузке ба­гажа и грузобагажа. Если ответ не будет получен в указанный срок, второй запрос о розыске адресуется начальнику пассажирского отде­ла соответствующего отделения дороги (НОДЛ). Если не будет полу­чен ответ и на второй запрос, последующий запрос направляется на­чальнику пассажирской службы, который обязан немедленно принять меры и дать ответ.

Претензия (от лат. praetendens — притязание, требование) — это требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной про­дукции, проданной вещи или выполненной работы.

Иск — это исковое заявление в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного, оспариваемого права или охраняе­мого законом интереса.

До предъявления перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок багажа, грузобагажа, кредитор обязан предъявить долж­нику обоснованную претензию и лишь в случае отказа от ее удовлет­ворения либо неполучения ответа в установленный срок вправе предъявить иск.

Перечень подразделений перевозчика, в функциональные обязан­ности которых входит рассмотрение претензий, устанавливается пе­ревозчиком с указанием их юридических адресов и доводится до све­дения грузоотправителей, грузополучателей и других физических или юридических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транс­порта общего пользования.

К претензии должны быть приложены документы, подтвержда­ющие предъявленные заявителем требования. Указанные докумен­ты представляются в подлиннике или в форме надлежащим обра­зом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе по­требовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.

Право на предъявление перевозчику претензии, связанной с осу­ществлением перевозок багажа, грузобагажа, или иска имеют полу­чатель или отправитель:

а )б случае утраты багажа, грузобагажа. К претензии должны быть приложены:

• багажная или грузобагажная квитанция о приеме багажа, грузо­багажа с отметкой железнодорожной станции назначения о непри­бытии багажа, грузобагажа или справки перевозчика об отправке ба­гажа, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии багажа, грузобагажа,

• документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удос­товеряющий количество и действительную стоимость отправленного багажа, грузобагажа, без включения неполученных доходов и не­осуществленных затрат;

б) в случае недостачи, повреждения (порчи) багажа, грузобагажа. К претензии должны быть приложены:

• багажная или грузобагажная квитанция,

• выданный перевозчиком коммерческий акт,

• документ, подтверждающий причиненный ущерб и удостове­ряющий количество и действительную стоимость недостающего, по­врежденного (испорченного) багажа, грузобагажа, деталей или запас­ных частей без включения неполученных доходов и неосуществлен­ных затрат;

в) в случае просрочки доставки багажа, грузобагажа. К претензии должна быть приложена багажная или грузобагажная квитанция;

г) в случае задержки выдачи багажа или грузобагажа. К претен­зии должны быть приложены багажная или грузобагажная квитанция и акт общей формы.

Право на предъявление перевозчику претензии, связанной с осу­ществлением перевозок багажа, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение отправителю, получателю, в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии стра­ховщиком аналогичен порядку, который установлен в отношении предъявления претензии отправителем, получателем.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 мес, а претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 сут.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отно­шении:

• возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу багажа, гру­зобагажа — со дня выдачи багажа или грузобагажа;

• возмещения за утрату багажа, грузобагажа — по истечении 30 сут после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении 10 сут после окончания срока доставки грузоба­гажа юридических лиц;

• просрочки доставки багажа, грузобагажа — со дня выдачи бага­жа, грузобагажа;

• взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, кон­тейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца — по истечении срока доставки таких ва­гонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;

• иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев

— со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по исте­чении установленных Уставом сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о ре­зультатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Служебная инструкция по актово-претензионной работе на желез­ных дорогах состоит из восьми глав, в которых рассмотрены следую­щие вопросы:

• оформление и расследование случаев несохранности грузов при перевозках по железным дорогам государств—участников Содруже­ства, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Рес­публики;

• порядок рассмотрения претензий;

• оформление, пересылка коммерческих актов и рассмотрение претензий при перевозках грузов в международных сообщениях;

• возмещение убытков по удовлетворенным претензиям и искам;

• отнесение убытков на виновные хозяйственные единицы и службы железной дороги;

• расчеты между железными дорогами по суммам, выплаченным по претензиям и искам за утрату, недостачу, порчу и повреждение грузов;

• делопроизводство и учет коммерческих актов и претензий;

• учет и отчетность о несохранных перевозках грузов.

В первой главе инструкции дана характеристика основных видов несохранности грузов, в каких случаях производится составление коммерческих актов, как осуществляется их регистрация и описание в коммерческом акте результатов проверки груза. Здесь указаны осо­бенности составления коммерческих актов при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, оформление пере­дачи и возврата станции похищенных грузов и грузов, изъятых орга­нами внутренних дел в качестве вещественных доказательств. Для установления размера и причины недостачи, порчи или повреждения багажа, грузобагажа и суммы, на которую понизилась стоимость, не­обходимо произвести экспертизу. В инструкции даны разъяснения о порядке проведения и оформления экспертизы. Указано также, куда и кому направляются оперативные донесения о случаях несохранных перевозок, о порядке расследования случаев несохранных перевозок грузов, отсылке коммерческих актов для расследования, приложения к коммерческому акту. Изложены вопросы опротестования и возвра­щения коммерческих актов, рассмотрения коммерческих актов, полу­ченных для расследования, определения ответственности по коммер­ческим актам. В инструкции указаны порядок и сроки расследования случаев несохранностей грузов и разъединений грузов и документов, как и кем дается заключение по результатам расследования, а также сроки рассмотрения и обработки материалов расследования, как и кем проводится анализ несохранных перевозок.

Во второй главе инструкции описаны вопросы порядка рассмот­рения претензий: адресование претензий; право на предъявление пре­тензий; сроки на заявление претензий; документы, подтверждающие претензию; рассмотрение претензий по существу; выявление обсто­ятельств, освобождающих перевозчика от ответственности. Перечис­лены вопросы установления размера фактической утраты и повреж­дения груза при перевозках, как производятся исчисление и приме­нение нормы естественной убыли и предельных расхождений опре­деления массы груза, определение суммы ущерба, подлежащего воз­мещению. Указано, в каких случаях необходимо удовлетворить, а в каких — отклонить претензию, как производится оформление при­знанной претензии, а также изложены особенности рассмотрения претензий при изменении границ железной дороги.

В третьей главе описаны оформление, пересылка коммерческих актов и рассмотрение претензий при перевозках грузов в междуна­родных сообщениях.

Четвертая глава посвящена вопросам возмещения убытков по удовлетворенным претензиям и искам.

Отнесение убытков на виновные хозяйственные единицы и служ­бы железной дороги — это вопросы пятой главы.

В шестой главе даны указания по порядку расчетов, разрешению споров, разграничению ответственности между железными дорогами по суммам, выплаченным по претензиям и искам за утрату, недо­стачу, порчу и повреждение грузов.

Делопроизводство и учет по коммерческим актам на станциях, в службах грузовой и коммерческой работы, делопроизводство по пре­тензиям, учет сумм, выплаченных по претензиям и искам, — содер­жание седьмой главы.

В восьмой главе рассмотрены вопросы учета несохранностей по выплаченным и взысканным претензиям и искам, а также по расчет­ным делам и возмещенным суммам.

Правила составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте

03 декабря 2000

2ЦЗ

Министерство Путей Сообщения Российской Федерации

Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте

Приказывает:

Утвердить прилагаемые Правила составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.

Глава 1. Правила составления коммерческих актов

  • несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
  • повреждение (порча) груза;
  • обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
  • возвращение железной дороге похищенного груза;
  • непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.

При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее – АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата). В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее – ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдается грузополучателю по его требованию. Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр коммерческого акта прилагается к транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) или багажной дорожной ведомости и следует до станции назначения. О составлении коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена данная работа, и штемпелем станции, составившей коммерческий акт. Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции составившей его.

В случае, если на станции работы, связанные с приемом и выдачей грузов в местах общего пользования, находятся в ведении механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее – дистанция погрузочно-разгрузочных работ), то коммерческие акты составляются дистанцией погрузочно-разгрузочных работ. На каждом коммерческом акте проставляется штемпель дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Если в пути следования коммерческий акт составляется дистанцией погрузочно-разгрузочных работ, то сделанная в установленном настоящим пунктом порядке отметка о составлении коммерческого акта заверяется штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

Коммерческий акт в электронном виде при необходимости может быть распечатан в виде его бумажной копии. При этом в графах «Подпись» печатаются фамилии лиц, подписавших подлинный коммерческий акт. Все проставленные на подлинном коммерческом акте штемпеля воспроизводятся в машинопечатном виде. Бумажная копия коммерческого акта в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, которая его распечатала.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания:
«При проверке груза выданного …дата… разницы против настоящего акта не оказалось».
Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц, указанных в пункте 1.11 настоящих Правил. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов, составленных на несохранные перевозки грузов. Порядковый регистрационный номер книги учета коммерческих актов, переносится в коммерческий акт и указывается под типографским номером этого акта, после чего выдается грузополучателю по его требованию. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции и данных проверки груза станцией назначения, составляется коммерческий акт. При этом, на станции назначения грузополучателю коммерческие акты, составленные попутными станциями не выдаются, кроме коммерческих актов, составленных попутными станциями, в которых зафиксированы факты несоблюдения установленных правил перевозок грузов грузоотправителем.

Если в пути следования или при выгрузке груза был составлен коммерческий акт и при этом, груз прибыл в вагоне с исправными ЗПУ грузоотправителя или исправной погрузкой на открытом подвижном составе, то есть из которого усматривается ответственность грузоотправителя, то станция назначения обязана выдать грузополучателю копию коммерческого акта попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного ею при выдаче груза. В этом случае станция назначения делает копии коммерческих актов попутных станций, которые хранятся в делах станции назначения.

В случае проверки тары вагона приемосдатчиком, который не участвовал при взвешивании груза в день его выгрузки, в разделе «Д» коммерческого акта указываются фамилии приемосдатчиков, участвовавших во взвешивании груза и проверке тары вагона. Коммерческий акт подписывает приемосдатчик, проверявший тару вагона.

Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц – паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица под подпись на экземпляре коммерческого акта, остающегося в делах станции.

При поступлении в отделение железной дороги, а при отсутствии отделения в составе железной дороги – в управление железной дороги заявление регистрируется и на нем указывается дата и время его подачи, а также должность, фамилия, имя, отчество лица, принявшего заявление. Те же данные должны быть указаны в расписке, выданной грузополучателю, при подаче заявления через начальника (заместителя начальника) станции или начальника (заместителя начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

Глава 2. Правила составления актов общей формы

  • утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;
  • задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;
  • задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;
  • задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;
  • задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;
  • неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);
  • неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;
  • подача железной дорогой неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;
  • отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере (если в накладной и вагонном листе имеется отметка о их наличии на вагоне, контейнере), повреждение или замена ЗПУ (если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты), обнаружение в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией без следов умышленного повреждения (если читаемая информация соответствует данным в накладной и вагонном листе), обнаружение в пути следования ЗПУ на вагонах, контейнерах без следов умышленного повреждения и информация на них не соответствует данным в накладной и вагонном листе;
  • задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;
  • задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;
  • обнаружение в пути следования вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;
  • повреждение вагона, контейнера;
  • самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;
  • самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта;
  • задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных, причитающихся железной дороге, платежей;
  • задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России;
  • простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;
  • отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения заявки на перевозку и других документов, предусмотренных технологией работы федерального железнодорожного транспорта. На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается работником станции и заверяется строчным штемпелем станции;
  • обнаружение в пути следования в вагоне трупов животных и т.д.
  • если по акту общей формы усматривается ответственность железной дороги или грузоотправителей, грузополучателей, других организаций, то первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, по которому производится взыскание и уплата штрафа, сбора и (или) других платежей, второй экземпляр – выдается грузоотправителю, грузополучателю, другой организации (по требованию), третий экземпляр – остается на хранение в делах станции, составившей его;
  • при составлении акта общей формы в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения плана перевозок, акт общей формы вместе со вторым экземпляром указанных неподписанных двусторонних документов высылается заказным письмом в адрес грузоотправителя, грузополучателя, других организаций.

Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и первым экземпляром неподписанного документа и актом общей формы хранится в делах станции, составившей его.

  • при обнаружении груженых вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения или сохранности грузов, при обнаружении признаков хищения, недостачи и повреждения автотракторной техники, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остается на хранение в делах станции, составившей его. В случае составления коммерческого акта к нему прикладывается копия акта общей формы;
  • при обнаружении нарушения крепления груза, ставшего причиной повреждения вагона, в случае, если нарушение крепления груза не повлекло за собой его повреждение (порчу), первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остается на хранение в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в депо, которое осуществляет ремонт вагона;
  • при обнаружении груженых вагонов, контейнеров с признаками хищения, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остается на хранении в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в линейные органы внутренних дел по месту обнаружения.

На станциях в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы составляется в двух экземплярах. При этом первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, о чем на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» делается отметка, которая заверяется подписью работника станции и строчным штемпелем станции, второй экземпляр – остается на хранение в делах станции, составившей его.

Акты общей формы, составленные в электронном виде станцией отправления и попутной станцией, вместе с электронной накладной доставляются в электронном виде на станцию назначения.

По требованию станции назначения акт общей формы в электронном виде должен быть распечатан в виде его бумажной копии станцией, составившей такой акт. Все проставленные на подлинном акте общей формы штемпели печатаются в машинописном виде. Бумажная копия акта общей формы в электронном виде заверяется строчным штемпелем станции, по требованию которой она составлена.

Если по договору с грузоотправителем предусмотрена подача железной дорогой под погрузку средствами грузоотправителя неочищенных порожних вагонов, контейнеров, с открытыми люками, дверями, с неснятыми приспособлениями для крепления грузов, то в случае подачи таких вагонов, контейнеров под погрузку на станции составляется акт общей формы. В акте общей формы указывается, что вагоны, контейнеры поданы под погрузку с согласия грузоотправителя, перечисляются номера вагонов, контейнеров, а также номер договора и дата его подписания.

Если акт общей формы составляется в случае задержки грузов в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров.

При составлении акта общей формы на станциях в пути следования в случаях обнаружения вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимого груза, в акте указываются: обнаруженные неисправности, результаты проверки груза, состояние кузова вагона, контейнера, ЗПУ, закруток, запоров на дверях и люках, а также состояние погрузки груза с указанием полноты загрузки вагона, равномерности поверхности груза, число ярусов в междверном пространстве и другие обстоятельства, вследствие которых вагон, контейнер, направляются на комиссионную проверку. Если груз погружен навалом и подсчет рядов и ярусов невозможен, расположение груза в междверном пространстве описывается по равномерности погрузки, номерам грузовых мест, особым приметам упаковки.

При составлении акта общей формы при перевозках автотракторной техники указываются повреждения техники, недостача деталей и узлов, а при нарушении отдельных мест с запасными частями и инструментом, если отсутствует опись, – их фактическое наличие. При наличии признаков хищения они подробно описываются с указанием точного местоположения, размеров выемок груза, нарушения упаковки грузовых мест и прочих обстоятельств. В акте общей формы указываются также способ устранения возможности доступа к грузу, сведения о ЗПУ наложенных на вагон, контейнер, автотракторную технику.

Если вагон поступил на станцию с коммерческой неисправностью, уже оформленной актом общей формы, и состояние вагона (груза) по сравнению с описанием в акте не изменилось, попутный акт общей формы записывается в книгу формы ГУ-98, и повторно акт общей формы не составляется.

В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания:

В тех случаях, когда на станции в пути следования акт общей формы оформляет специально выделенный работник на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи, первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, может быть подписан составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей работников, производивших осмотр. Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.

Лица, указанные в акте общей формы, должны подписать акт и при несогласии с его содержанием вправе изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя, других организаций, акт общей формы подписывается участвующими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю грузоотправителя, грузополучателя, другой организации и о его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы.

Глава 3. Правила составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера

Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта, второй – остается в делах станции, составившей его.

Акт о техническом состоянии вагона, контейнера должен составляться, как правило, в день обнаружения неисправности вагона, контейнера и не позднее дня составления коммерческого акта.

При указании в акте о техническом состоянии вагона, контейнера причин неисправности вагона, контейнера обязательно указывается характер неисправности и ее происхождение.

Глава 4. Правила составления акта вскрытия вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, санитарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок (далее –акт вскрытия вагона, контейнера)

Акт вскрытия вагона, контейнера в электронном виде и электронная накладная направляются на станцию назначения в электронном виде.

Акт вскрытия вагона, контейнера в электронном виде может быть распечатан станцией, его составившей или станцией назначения в виде его бумажной копии. При этом в графе «Подпись» печатаются фамилии, имена, отчества лиц, подписавших подлинный акт вскрытия вагона, контейнера. Бумажная копия акта вскрытия вагона, контейнера в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, ее распечатавшей.

Смотрите еще:

  • Получать алименты после 18 лет Бизнес портал Рассмотрены 198, 199, 200 и 201 статьи Семейного кодекса Украины, которые определяют как выплачивать алименты после 18 лет, если ребенок учится, даются практические рекомендации по их применению. Как платить алименты совершеннолетнему […]
  • Составлен коммерческий акт Составлен коммерческий акт Коммерческий акт и ответственность железных дорог. Коммерческий акт в международных железнодорожных грузоперевозках – это документ установленной формы, составленный по определенным, обязательным правилам, в […]
  • Учетная норма жилья самара 2018 Норма жилья на человека в самаре Какова социальная норма площади жилья на одного человека в г.Самаре? 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru В соответствии со ст.32 Закона Самарской области "О жилище" социальная норма площади жилья на одного человека […]