Акты органов государственной власти как источники земельного права

18.08.2019 Выкл. Автор admin

Земельное Право

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты организаций;

акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ:

«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993г. № 2287;

«О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 7 декабря 1993г. 2118;

«О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;

«О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г. 198;

«О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. 337;

«О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от7 июня 1996 г. 819;

«О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16 мая 1997 г. 485.

Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

«Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»» от 3 августа 1996 г. 932;

«О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрения ми и химическими средствами защиты растений в 1997 г.» от 14 февраля 1997 г. 166;

«Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;

«О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319.

К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Федеральная служба лесного хозяйства и др.).

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» от 4 апреля 1997 г. (Бюллетень нормативных актов. 1997. 12);

Инструкция о ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 8 мая 1997 г.;

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ» от 16 января 1997 г.

uristinfo.net

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повтор­ном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от об­щего числа депутатов Государственной Думы (п. 5 ст. 105 Консти­туции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат при­нятые Государственной Думой федеральные законы по наиболее важ­ным вопросам (ст. 106 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Кон­ституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Однако следует отметить, что некоторые федеральные законы в области земельных отношений не имеют рыночного механизма их регулирования.

5. Указы Президента РФ. Президент РФ является главой госу­дарства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать ука­зы и распоряжения.

Следует отметить, что нормативные указы Президента РФ относят­ся к федеральному уровню.

Анализ нормативных актов Президента РФ дает основание утверж­дать, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений в период проведения земельной реформы в России, начиная с Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу).

ЗК 1991 г. устарел, и ни у кого не вызывало сомнений, что многие его положения вступили в противоречие с Конституцией РФ, но нор­мы, которых был лишен ЗК РФ и которые содержались в указах Президента РФ обеспечивали тем не менее рациональное использование земель, их охрану, ограничение (в разумных пределах) права частной собственности на землю. Одним словом, они представляли собой ре­альное воплощение принципа общественно-Целесообразного характе­ра регулирования земельных отношений.

Был создан правовой вакуум в сфере земельных отношений, резуль­таты которого не замедлили сказаться. Как часто бывает в нашей стране, бездумно сметается весь накопленный опыт (в том числе и поло­жительный), однако альтернативы уничтоженному зачастую не нахо­дится.

Новый ЗК РФ был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. и опубликован 30 октября 2001 г. 1 Он состоит из 18 глав и 103 статей. Работа над новым ЗК РФ продолжалась около десяти лет. За это время было подготовлено несколько вариантов, а принят был-, на наш взгляд, не лучший вариант. Доказательством этой точки зре­ния служит очередная редакция ЗК РФ от 7 июля 2003 г. 2

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.

Источниками земельного права являются также подзаконные нор­мативно-правовые акты исполнительных органов государствен­ной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов Президента РФ.

Специфика этого уровня заключается в том, что:

  • подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими испол­нительно-распорядительные функции;
  • данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, которые в свою очередь не долж­ны противоречить конституционным законам.

С учетом образовавшегося вакуума в регулировании земельных отношений особо возросли роль и значение подзаконных норматив­но-правовых актов, так как то, что должно было быть урегулировано законами, в значительной мере регулируется указами Президента РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительную, власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое из­дает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение;

Правительство РФ осуществляет полномочия, которые возложены на него КонституциейчРФ, федеральными законами и нормативными указами Президента РФ 1 .

Все это и обусловило то обстоятельство, что постановления Пра­вительства РФ касаются самых разнообразных сторон правового ре­гулирования земельных отношений и потому занимают самое важное место среди подзаконных нормативных правовых актов. Это постанов­ление Правительства РФ от 05.02.1993 № 100 «О государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993—1995 годы» 2 , постановление Правительства РФ от 05.08.1992 № 555 «Об ут­верждении Положения о порядке консервации деградированных сель­скохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промыш­ленными отходами и радиоактивными веществами» 3 , распоряжение Правительства РФ от 10.08,1992 № 1453-р «Об отмене администра­цией Московской области решений районных, городских, поселковых и сельских администраций об изъятии земель государственного лес­ного фонда и передаче лесов на территории лесопаркового пояса г. Москвы другим пользователям», постановление Правительства РФ от 28.01.1993 № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмеще­ния убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (в ред. от 15.05.1999) 4 ; постановление Правительства РФ от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле» и утвержденное им Поло­жение 5 ; постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного монито­ринга земель» 6 .

7. Акты министерств и иных государственных органов феде­ральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Одна­ко в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постанов­ления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также если этот ведомственный акт был утвержден постанов­лением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

В качестве примера можно привести Рекомендации по реорганиза­ции колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 г. 1

Для упорядочения ведомственного правотворчества Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию всех этих актов на предмет их полного соответствия действующему законода­тельству.

8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земель­ного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных при­родных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них приняты зе­мельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они находятся в стадии разработки.

В субъектах РФ общее управление использованием и охраной зе­мель осуществляют соответствующие органы государственной влас­ти субъектов, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2002) 2 . С учетом нового Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Россий­ской Федерации» 3 и ЗК РФ определена компетенция поселковой, сель­ской, районной и городской администраций.

В других субъектах РФ (в областях, автономных областях и окру­гах) источниками земельного права, помимо законодательных актов выступают уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнитель­ной власти нормативно-правовые акты, а также решения представитель­ных органов субъектов, постановления и распоряжения глав админи­страций. Так, в Нижегородской области утверждена Программа при­ватизации земель сельскохозяйственных предприятий, которая предусматривает раздел земли и имущества среди владельцев земельной доли. Ряд решений по разным вопросам использования и охраны земель был принят и в других субъектах РФ.

Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Но Конституция РФ не содержит положения, которое бы разрешало нару­шать эту очередность.

В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы создания единого рынка земли отнесены исключительно к ведению Российской Федерации. Следовательно, саратовский закон «О земле» и аналогич­ные акты других субъектов РФ, в которых разрешена купля-продажа земельных участков, это конституционное положение игнорируют.

Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти и аналогичных органов субъектов РФ осуществляется в соответ­ствии с Указом Президента РФ от 12.03.1996 № 370 «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральны­ми органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.11.1996) 1 .

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов нахо­дятся вопросы разграничения государственной собственности на зем­лю и другие природные ресурсы, а также природноресурсовое законо­дательство, законодательство об охране окружающей среды и др.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ облада­ют всей полнотой государственной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 30.01.2001 ) 2 было создано семь феде­ральных округов.

В каждом федеральном округе создано Управление Генеральной прокуратуры, в задачу которого входит приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.

9. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправле­ния. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое яв­ляется самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы само­управления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владе­ния, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населени­ем самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Например, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» 1 глава местной администрации в пре­делах своей, компетенции издает постановления и распоряжения, а ру­ководители органов и структурных подразделений местной админист­рации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке исполь­зования земель городской, сельской застройки и т.п.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзакон­ным нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и норматив­но-правовым актам субъектов РФ.

Обеспечение соблюдения существующей иерархии нормативно-правовых актов возлагается на суды и прокуратуру. Рассмотрим по­рядок устранения коллизий, возникающих в системе источников зе­мельного права.

Компетенция Конституционного Суда РФ определена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» (в ред. от 15.12.2001) 2 , принятым Федеральным Собранием РФ и подписанным Президентом РФ 21 июля 1994 г. В этом Законе определено, кто обладает правом на обращение в Консти­туционный Суд РФ (ст. 3, 84, 88, 96, 101, 105, 107).

Конституционность нормативно-правового акта проверяется Кон­ституционным Судом РФ с позиций:

  • содержания правовых норм в данном нормативно-правовом акте. Например, если права граждан и организаций в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным, то такой земель­но-правовой акт может быть признан не соответствующим Консти­туции РФ;
  • формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постанов­ления как формы принятия нормативно-правового акта, установленного законом, был издан приказ, т.е. форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным;
  • порядка принятия нормативного акта и введения его в дей­ствие. Например, нельзя считать конституционным такой норматив­но-правовой акт, который не был опубликован и доведен до испол­нителей;
  • установленной Конституцией РФ компетенции и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Например, если Государственная Дума Федерального Собрания РФ примет земельно-правовой акт без одобрения Совета Федерации, то в данном случае будет явное нарушение разграничения компетенции между этими органами;
  • разграничения предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеральным или иными договорами о разграничении предметов ве­дения и полномочий. Например, признается неконституционным нор­мативно-правовой акт, который принимается органами государственной власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к федеральным органам государственной власти.

Конституционный Суд РФ по итогам рассмотрения дела о провер­ке конституционности нормативно-правового акта принимает постанов­ление о признании этого акта соответствующим или не соответству­ющим Конституции РФ полностью или частично в зависимости от об­стоятельств дела (ст. 86, 98 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

С момента вступления в силу постановления о признании норма­тивного акта или отдельной его части неконституционными, норматив­ный акт или его часть не могут быть официально опубликованы, об­народованы или введены в действие, а будучи введенными в действие, считаются недействительными.

В Прокуратуру РФ вправе обратиться любой гражданин или организация с заявлением о принесении протеста прокурора на нормативный акт, принятый с нарушением закона: в случае несоблю­дения компетенции органа, принимавшего данный акт; нарушения процедуры принятия акта; противоречия подзаконного акта законо­дательству и т.п.

Прокуратура не вправе приносить протесты на неконституцион­ность нормативных актов по тем делам, которые относятся к компе­тенции Конституционного Суда РФ.

Устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых ак­тах осуществляет и арбитражный суд в процессе рассмотрения конк­ретных дел. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федера­ции», последний, установив в процессе разрешения дела несоответствие нормативного акта другим законам РФ, принимает решение на осно­вании законодательных актов.

10. В результате правоприменительной практики издаются руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и ре­шения Высшего Арбитражного Суда РФ. Данные виды норматив­ных актов специфичны тем, что они имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В пра­вовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Однако любой субъект правоотношений, чей спор или чье дело рассматривается в судах судебной или арбитражной системы, неизбеж­но попадает под действие указанных актов. Так, утвержденная госу­дарственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбит­ражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земель­ным угодьям вследствие незаконного решения органов управления.

Руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ и ре­шения Высшего Арбитражного Суда РФ:

  • устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законо­дательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию зако­на или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, «выстраданные» судебной практикой новые нормативные правила;
  • в дальнейшем становятся базой для совершенствования действу­ющего земельного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции РФ правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитраж­ной практики становится основой вновь принятых нормативно-право­вых актов.

11. Вспомогательные нормативно-правовые акты. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменитель­ной деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.5,1.01—78 «Охра­на природы. Рекультивация земель» регламентирует основные поло­жения, определенные ЗК РФ для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель.

Эти стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практи­ке. Так, раскрытие п. 17 ГОСТ 26640—85 «Земли. Термины и опреде­ления» понятия рационального использования земель позволяет пра­вильно применять положение ЗК РФ об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендатора­ми и землепользователями.

Таким образом, система источников земельного права РФ различа­ет несколько уровней: международно-правовые договоры; Конституция РФ и федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента РФ; акты Правительства РФ; акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти; нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Данная система наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, через Конституционный Суд РФ, органы прокура­туры РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, кото­рые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил иерархи­ческой системы.

Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, представляет по существу систему законодательства и посто­янно совершенствуется в связи с реализацией земельной и других реформ. О том, какими путями осуществляется это совершенствова­ние, будет рассказано в следующем разделе настоящей главы.

uristinfo.net

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают общеобязательные нормативные правовые акты, являющиеся источниками земельного права.

Нормативные правовые акты федеральных органов ис­полнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются фе­деральными органами исполнительной власти в виде поста­новлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде пи­сем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласо­ванию с другими.

С 1992 г. введена государственная регистрация норма­тивных актов министерств, государственных комитетов и ве­домств, затрагивающих права и законные интересы граждан или имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфи­денциального характера. До административной реформы 2004 года такая регистрация осуществлялась в Министерстве юстиции РФ, после — в Федеральной регистрационной службе РФ. В случае противоречия норм, содержащихся в актах фе­деральных органов исполнительной власти, актам высшей юридической силы действуют нормы, содержащиеся в актах высшей юридической силы.

В настоящее время полномочиями по регулированию земельных отношений наделены министерства. Важную роль в ведомственном регулировании земельных отношений иг­рают нормативные правовые акты таких органов исполни­тельной власти, как Министерство сельского хозяйства Рос­сийской Федерации, Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здраво­охранения и социального развития и др.

Так, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Минсельхоз России) обладает полномочиями по приня­тию правил и норм в области мелиорации земель; планов про­ведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения; планов проведения мероприятий по реабилитации за­грязненных земель сельскохозяйственного назначения.

Министерство экономического развития и торговли РФ (да­лее — Минэкономразвития России) уполномочено на принятие нормативных правовых актов, определяющих состав докумен­тов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета ка­дастровых единиц; порядок изменения границ кадастрового деления; порядок подготовки решений об условиях привати­зации имущественных комплексов унитарных предприятий, а также иных нормативных правовых актов по вопросам, отне­сенным к компетенции подведомственных ему агентств, осу­ществляющих государственное управление в области исполь­зования и охраны земель, — Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства по управ­лению федеральным имуществом. Так, Приказом Минэко­номразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимо­сти вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади зе­мельного участка.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России) вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, в том числе земель лесного фонда и земель водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, а также принимать иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ком­петенции подведомственных ему агентств, наделенных от­дельными полномочиями по государственному управлению в области использования и охраны земель, — Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Федераль­ного агентства водных ресурсов; Федерального агентства лес­ных ресурсов.

До административной реформы 2004 года нормотворче­ство в данной области в основном осуществляли Федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр) по вопросам ве­дения государственного земельного кадастра, землеустройст­ва, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и ох­раной земель и др.; Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) по во­просам приватизации, управления и распоряжения феде­ральным имуществом, в том числе земельными участками. Например, 26 сентября 2001 г. был принят приказ Росземкада-стра № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению Государственного земельного кадастра». Приказом Росземка-дастра от 2 октября 2002 г. № П/327 были утверждены требо­вания к оформлению документов о межевании, представляе­мых на государственный кадастровый учет. 27 января 2003 г. был принят приказ Росземкадастра № П/6 «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления госу­дарственного земельного контроля» и др.

Определенную роль в регулировании земельных отно­шений играют государственные стандарты, строительные, са­нитарные, природоохранные нормы и правила, иные норма­тивно-технические акты, которые закрепляют обязательные технические требования и правила в целях обеспечения ра­ционального использования земель, недопущения причине­ния вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде. К их числу относятся ГОСТ «ССБТ. Строительство. Производ­ство земляных работ способом гидромеханизации. Требова­ния безопасности», введенный в действие постановлением Госстроя РФ от 21 января 2002 г. № 5; «Санитарно-эпиде­миологические требования к качеству почвы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного вра­ча РФ от 17 апреля 2003 г. № 53 (СанПиН 2.1.7.1287-03); «Сани-тарно-защитные зоны и санитарная классификация предпри­ятий, сооружений и объектов», утвержденные постановлени­ем Главного государственного санитарного врача РФ от 10 ап­реля 2003 г. № 38 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и ряд других.

2.2.7. Нормативные правовые акты субъектов РФ

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы вла­дения, пользования и распоряжения землей и другими при­родными ресурсами, земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законода­тельной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предме­там совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются феде­ральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако­ны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам — в случае такого про­тиворечия действует федеральный закон.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регу­лирование земельных отношений с учетом политических, со­циально-экономических, природно-климатических, экологи­ческих, исторических и иных особенностей регионов.

Нормативные правовые акты субъектов РФ принимают­ся субъектами РФ в разных формах. В одних субъектах РФ (как правило, республиках в составе Российской Федерации) действуют земельные кодексы (Татарстан, Башкортостан, Ка­релия и др.). В других — законы о земле или законы о регули­ровании земельных отношений (Саратовская, Самарская, Во­ронежская области и др.)

В г. Москве основным нормативным правовым актом в данной области является Закон города Москвы от 14.05.03 г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве», имею­щий комплексный характер. Кроме того, действует ряд других специальных законов в данной области, таких как Закон города Москвы от 26.05.04 г. № 35 «Об особенностях использования зе­мельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы», Закон города Москвы от 24.11.04 г. № 74 «О земельном налоге» (в ред. от 01.06 05 г.) и др.

В Московской области в настоящее время действуют та­кие нормативные правовые акты, как: Закон Московской об­ласти от 07.06.96 г. «№ 23/96-ОЗ (в ред. от 11.10.01 г.) «О пре­доставлении земельных участков, находящихся в государст­венной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Москов­ской области», регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением на территории Московской области земельных участков, находящихся в государственной собст­венности, для осуществления предпринимательской и неком­мерческой деятельности; Закон Московской области от 15.05.01 г. № 90/2001-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие земельной реформы в Московской области на 2001-2003 годы» (в ред. от 14.03.03 г.), утвердивший соответствую­щую областную программу; Закон Московской области от 18.04.95 г. № 6/49-ОЗ «Об отнесении земель сельскохозяйст­венного назначения к особо ценным и ценным»; постановле­ние Правительство Московской области от 17.02.05 года № 103/6, утвердившее, в целях упорядочения процедуры принятия решений о предоставлении земельных участков и решений о переводе земель из одной категории в другую, пе­речни документов, необходимых для принятия указанных решений; постановление Правительства Московской области от 18.08.03 г. № 484/30 «О нормативной цене земли в Москов­ской области в 2003 году» и ряд других нормативных право­вых актов, принятых как законодательной, так и исполни­тельной органами власти Московской области.

Акты органов государственной власти субъектов РФ и акты органов МСУ как источники земельного права (на примере нормативно-правовых актов Тверской области и г. Твери).

Нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам – в случае такого противоречия действует федеральный закон. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных отношений с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются субъектами РФ в разных формах.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.Согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ. В случае противоречия норм, содержащихся в актах органов местного самоуправления, нормативным правовым актам РФ или субъектов РФ действуют нормы, установленные актами РФ и субъектов РФ. К компетенции органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений Земельным кодексом РФ, в частности, отнесено принятие правил землепользования и застройки территорий поселений, регулирование использования и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также иные полномочия.

Например, решение Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (ред. от 28.11.2007, с изм. от 18.11.2011) «О Временных Правилах землепользования и застройки г. Твери» (далее – Правила) являются источником земельного права регионального уровня и были разработаны для создания гибкого механизма реализации городского планирования в отношении землепользования и застройки, обеспечения упорядоченного землепользования на территории города, предотвращение размещения в непосредственной близости несовместимых, с точки зрения вредного воздействия, видов использования недвижимости и т.д.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Многие республики приняли свои земельные кодексы (например, Карелия). Новосибирская область тоже готовила свой кодекс, но он так и остался существовать в проекте. Отсутствие полноценного новосибирского земельного кодекса обусловило принятие Новосибирской областью закона от 12 декабря 1998 г. № 28-03 «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области», а затем закона от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 1998. — № 46. .

По вопросам, относящимся к ведению субъектов и иным, нормативные акты принимает представительный орган государственной власти. Правовые акты, принятые представительным органом, передаются в установленные сроки на подпись главе Правительства НСО. Глава Правительства

НСО подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами со дня поступления актов. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

— резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

— разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

— иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно своей компетенции в Новосибирской области принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например: закон от 12 февраля 1996 г. № 31-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в сфере недропользования» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 1996. — № 8.; закон от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» Там же. — 2003. — № 16.; закон от 30 декабря 2003 г. № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» Сов. Сибирь. — 2004. — 13 янв.; закон от 17 декабря 2004 г. № 248-ОЗ «О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для сенокошения и выпаса скота на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 2004. — № 56. — С. 7.; закон от 06 октября 2010 № 531-ОЗ «Об охоте и сохранении

охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 2010. —

№ 51. — С. 4 ., и ряд других нормативных актов.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.) непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления. К ведению местного самоуправления отнесено:

— изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

— установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

— разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

— управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

— взимание платы за землю;

— осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель;

— иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. На сегодняшний день принят достаточно большой пакет нормативных документов по вопросам регулирования земельных отношений в г. Новосибирске.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс формирования земельного законодательства в основном завершен, дальнейшее его развитие будет осуществляться в направлении совершенствования рыночных отношений, возрастания роли земельно-правового регулирования договоров, устранения пробелов.

Земельное право, как комплексная отрасль права, характеризуется особым многообразием ее источников. К числу основных законодательных источников относятся такие кодифицированные акты как Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс. Ответственность за совершение земельных правонарушений регламентируется Уголовным кодексом, Кодексом об Административных правонарушениях и Гражданским кодексом.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных правоотношений. Законодательство Новосибирской области характеризуется отсутствием единого кодифицированного акта по данному вопросу.

Смотрите еще:

  • Практика по ст 144 ук рф Практика по ст 144 ук рф Борис ПАНТЕЛЕЕВ, юрист Центра экстремальной журналистики Есть в ныне действующем Уголовном кодексе РФ 1996 года в разделе "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" весьма занятная статья, очень […]
  • Комментарий статья 271 ук рф Статья 271. Нарушение правил международных полетов Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в […]
  • Воинская часть 48300 Воинская часть 48300 18 Мая 2011 года Военный прокурор разъясняет На вопросы читателей отвечает врио начальника управления кадров Главной военной прокуратуры полковник юстиции Олег ДОКУЧАЕВ Других выплат не положено Я окончил ракетное училище в 1993 году […]