Административные правонарушения и санкции

06.12.2018 Выкл. Автор admin

Виды административных санкций

Действия этих органов регламентируются инструкциями, разработанными соответствующими ведомствами, и базируются на единой процедуре оформления результатов проверок.

В результате проведения мероприятий государственного контроля на нарушителя обычно налагаются административные санкции: штрафы, дисквалификация должностного лица, административное приостановление деятельности и т.п.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена под расписку проверяемому лицу.

Протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Принятое по делу постановление об административном правонарушении вступает в законную силу:

после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ).

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, нужно направить судье или в орган, должностному лицу, вынесшим постановление (п. 4 ст. 32.2 КоАП РФ).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней с крайнего срока уплаты штрафа материалы по делу направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, за неуплату штрафа налагается штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток (п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Одной из административных санкций может стать дисквалификация. Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в МВД как органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Еще одно взыскание — административное приостановление деятельности. Такие решения принимает только суд (ст. 32.12 КоАП РФ). При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Административные правонарушения и санкции

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы административного права ›
  • Административное наказание ›
  • Что такое административное наказание и каковы его виды?

Что такое административное наказание и каковы его виды?

Что такое административное наказание и каковы его виды?

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Факт возбуждения административного дела выполняет предупредительную функцию, в связи с чем охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства. Тем не менее, суды приходят к выводу, что при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.

Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению виновного лица. Должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно-определенные с указанием нижнего и верхнего их пределов. Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.

Система административных наказаний, закрепленная в ст. 3.2 КоАП РФ, построена законодателем путем их расположения от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности. Менее строгим наказанием является предупреждение. Административное приостановление деятельности, указанное в КоАП РФ последним в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер. Следовательно, из анализа указанной статьи усматривается, что административное приостановление деятельности является более тяжким видном наказания, чем административный штраф и иные виды наказаний, содержащиеся в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.

КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

Основные виды правонарушений и санкций за их совершение

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступленияминазываются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством (УК и законами, вносящими в него дополнения и изменения). Целью уголовного правосудия является охрана общества в целом. Поэтому любое деяние, подлежащее уголовному суду, считается общественно опасным.

За преступления применяются наказания – наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишения каких-либо специальных прав, высокие штрафы и др.). За особо опасные преступления предусмотрена исключительная мера наказания – смертная казнь. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовления, соучастие, а по некоторым составам – за укрывательство и недонесение о

преступлении. Давность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от тяжести преступления может превышать десять лет (особо тяжкие преступления давности не имеют).

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме (уголовно-процессуальный кодекс). Отбывание наказания регулируется специальным законодательством (исправительно-трудовой кодекс). После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, порой длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется судимость – особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.

Проступкаминазываются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий. Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются.

Административным правонарушением(проступком) по действующему законодательству признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-сани-тарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.

За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до пятнадцати суток) и др. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных

взысканий определены Кодексом об административных правонарушениях.

Дисциплинарным проступкомназывается нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Кодексом законов о труде предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями. Дисциплинарное взыскание налагается администрацией предприятия, учреждения, организации не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) – один год.

Гражданские правонарушения (деликты) –причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правовосстанови-тельных санкций.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации),в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы (одна треть, две трети, среднемесячный заработок).

Особым видом правонарушений является создание противоправного состояния – самовольное вселение или строительство, удержание чужой вещи, заключение противозаконной сделки, издание незаконного акта, нарушающего права граждан или возлагающего на них не предусмотренные законом обязанности, и т. п. Эти и аналогичные правонарушения влекут применение правовосстановительных санкций.

Как было отмечено, санкцией правовой нормы называется нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку. Общая цель всех санкций – охрана правопорядка, предупреждение и пресечение правонарушений. При применении мер государственного принуждения эта цель достигается двумя основными способами: 1) восстановлением нарушенных прав; 2) воздействием на личность и правовой статус правонарушителя в целях его исправления, перевоспитания, предупреждения повторных правонарушений.

По способам охраны правопорядка санкции делятся на пра-вовосстановительные(направленные на принудительное исполнение обязанности, восстановление нарушенных прав) и штрафные, карательные(предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

Правовосстановительными санкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также непосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом для реализации невыполненных обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.). Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Размер этих санкций либо точно определен, либо ограничен заранее известным пределом. Законодательством не ограничено число правовосстановительных санкций, применяемых для устранения последствий правонарушения, поскольку предел их реализации – восстановление нарушенных прав, исполнение невыполненных обязанностей, ликвидация противоправного состояния (отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа, + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно).

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки (дисциплинарные или административные взыскания) или за преступления (уголовные наказания). Они носят относительно опре-

деленный характер, устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер (предупреждение или наложение штрафа; лишение свободы, исправительные работы или штраф), либо их пределы (штраф до одного минимального размера оплаты труда; лишение свободы от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний (например, лишение свободы с конфискацией имущества).

Относительная определенность штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие обстоятельства, как форма вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др. Кроме того, при применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение менее строгого наказания более строгим. Наконец, применение штрафных, карательных санкций порождает, как отмечено, состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Административные нарушения

Система административного права Украины. Виды административных нарушений, ответственности. Административный процесс.

Кредит наличными

Кредит под 0%

Страховку

Кредитную карту

Кредит на карту

Краткое содержание и ссылки по теме

Prostopravo.com.ua рассказывает про систему административного права Украины, ответственность за совершение административного правонарушения и виды административных взысканий.

Система административного права Украины: предмет, субъекты

Административное право регулирует отношения, связанные с государственным управлением.

Административное право состоит из двух частей:

  • Общая часть включает нормы, имеющие общий характер и характерные для всей системы государственного управления, для всех его отраслей и сфер. То есть нормы, которые закрепляют: основные принципы осуществления государственного управления; административно-правовой статус субъектов административного права; формы и методы осуществления управленческой деятельности; ответственность за совершение административных правонарушений; порядок административно-процессуальной деятельности; порядок обеспечения законности в государственном управлении.
  • Особенная часть конкретизирует нормы Общей части, исходя из специфических условий их применения, например, в пределах определенной области государственного управления.

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, наделенные определенным объемом прав и обязанностей в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализующие функции исполнительной власти.

К субъектам административного права относятся:

граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы;

— органы исполнительной власти;

— органы местного самоуправления.

Административное правонарушение: состав, виды, примеры, признаки

Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения, являются: общественная вредность, противоправность, виновность и административная наказуемость.

В Кодексе Украины об административных правонарушениях административные проступки сгруппированы в разделы в зависимости от сферы, в которой они совершаются, или вида отношений, на которые они посягают:

  • административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения;
  • административные правонарушения, посягающие на собственность;
  • административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры;
  • административные правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;
  • административные правонарушения в сельском хозяйстве;
  • нарушение ветеринарно-санитарных правил;
  • административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;
  • административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
  • административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности;
  • административные правонарушения в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации;
  • административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления.

Административные правонарушения устанавливаются не только КУоАП. Так, например, Таможенным кодексом предусмотрена ответственность за отдельные виды административных правонарушений, не включенные в КУоАП — за нарушение таможенных правил и процедур.

Административная ответственность

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая наступает за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях и другими нормативными актами.

Важно помнить, что основанием административной ответственности являются не только проступки, предусмотренные нормами административного права, но и нарушения, предусмотренные нормами других отраслей права (например, жилищного, трудового, земельного и др.)

К нарушителям применяются административные взыскания (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация, лишение специального права, общественные работы, исправительные работы, административный арест). Исключение предусмотрено ст. 21 КоАП, согласно которой орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя может освободить его от административной ответственности, передав материалы на рассмотрение общественности для принятия мер общественного воздействия.

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Вместе с тем, есть все основания говорить об административной ответственности юридических лиц, как о самостоятельном виде административной ответственности. В случае совершения правонарушения юридическим лицом возможно три вида правовых последствий: привлечение к ответственности только должностного лица, как за нарушение таможенных правил; привлечение к ответственности одновременно и юридического, и должностного лица, как в случае совершения нарушения в сфере ограничения монополизма; привлечение к ответственности только юридического лица, как в случае нарушения правил градостроительства.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания (ст.24 КУОАП):

2-1) штрафные баллы;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

5-1) общественные работы;

6) исправительные работы;

6-1) общественно полезные работы;

7) административный арест;

8) арест с содержанием на гауптвахте.

Законами Украины могут быть установлены и другие, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий. Законами Украины может быть предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

Административная ответственность наступает с достижением 16-летнего возраста (ст. 12 КоАП). Совершение административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

За совершение административных проступков в возрасте от 16 до 18 лет к несовершеннолетним могут быть применены следующие меры воздействия:

а) обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;

в) выговор или строгий выговор;

г) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с согласия коллектива, а также отдельным гражданам по их просьбе (ст. 24 и КоАП).

Возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение права управления транспортными средствами могут применяться как основные, так и как дополнительные административные взыскания; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — только как дополнительное; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как основные, так и дополнительные административные взыскания, другие административные взыскания, могут применяться только как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законом случаях предупреждение фиксируется иным установленным способом.

Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных законом. Именно штраф является самым распространенным видом наказания за административный проступок.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины.

Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права. Лишение права охоты применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение этого права не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение права управления транспортными средствами применяется сроком до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также в случае невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение требований установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции.

Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Общественные работы назначаются судом на срок от двадцати до шестидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Общественные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судом.

Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается также только судом. Этот вид взыскания не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Порядок наложения административного взыскания

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административное правонарушение относятся:

  • чистосердечное раскаяние виновного;
  • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законе.

В свою очередь, обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
  • вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  • совершение правонарушения группой лиц;
  • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Вместе с тем, орган или должностное лицо, который накладывает административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в подведомственны суду. В таком случае, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения. Административное взыскание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 164 — 14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства), может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее двух лет со дня его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Привлечение виновного к административной ответственности и наложение на него административного взыскания, не освобождает его от обязанности возместить ущерб, если таковой был причинен его проступком. Административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух необлагаемых минимумов доходов граждан, а суд — независимо от размера ущерба.

Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного необлагаемого минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.

В остальных случаях вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Административный процесс

Понятие «административный процесс» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле административный процесс — это установленный законом порядок рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления, судами (общей юрисдикции или специально созданными) или специально уполномоченными на то органами (должностными лицами). В узком понимании административный процесс рассматривается как производство по делам об административных правонарушениях и применение к правонарушителям административных взысканий.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) административными комиссиями при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;

2) исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов и их должностными лицами

4) районными, районными в городе, городскими или районными судами (судьями), а в случаях, предусмотренных КУоАП,- местными административными и хозяйственными судами, апелляционными судами, Верховным Судом;

5) органами Национальной полиции, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то Кодексом об административных правонарушениях.

Комментарии к СТ 3.3 КоАП РФ

Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания

Комментарий к статье 3.3 КоАП РФ:

1. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

2. Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 настоящего Кодекса, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

3. Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.

4. В санкциях некоторых статей Особенной части Кодекса указываются наказания, которые могут (например, ст. ст. 8.17 — 8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией. или без таковой»), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса не содержит альтернативы, то судья, рассматривающий дело, обязан наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.

5. Комментируемая статья содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний.

При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 4.4).

6. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного наказания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного наказания.

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Авито москва область после дтп Продажа битых, аварийных и неисправных автомобилей Ищете, кому продать битый или неисправный автомобиль? Поможем! Предлагаем два способа продажи Вашего авто: Способ №1 (Идеальный для авто моложе 15 лет) : Мы готовы купить ваш автомобиль в любом состоянии […]
  • Код вида деятельности 12 енвд Коды видов предпринимательской деятельности для ЕНВД Если вы применяете налогообложение по системе ЕНВД, то вам необходимо знать свой код вида предпринимательской деятельности. Все эти коды разделяются по группам и приведены в таблице ниже. Что такое код […]