Защита прав человека курсовая

26.05.2019 Выкл. Автор admin

Права и свободы человека в Российской Федерации

Главная > Реферат >Политология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

по дисциплине «Политология»

Тема: Права и свободы человека в Российской Федерации

Выполнил студент_____курса, _______группы

(фамилия, имя, отчество)

Глава 1. Этапы развития прав, свобод и обязанностей человека и гражданина……………………………………………………………………7-12

1.2. Права и свободы человека и гражданина……………………………. 11-12

Глава 2. Права и свободы человека в Российской Федерации………13-29

1.1. Общая характеристика прав и свобод человека

1.2. Нормативное содержание конституционных

прав и свобод гражданина в РФ……………………………………………..16-29

Список используемой литературы и источников………………………32-33

Актуальность темы исследования определяется современным этапом конституционного развития России. Современное государство — это такая организация политической власти, которая провозглашает и реализует комплекс личных (гражданских), политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина. Принцип уважения основных прав и свобод человека и гражданина является не только обязательством каждого государства, но и одним из фундаментальных принципов международного и национального (внутригосударственного) права.

В данных условиях все более актуальной становится проблема изучения конституционных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Необходимо отметить, что вопрос о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина приобретает все большую актуальность в связи со многими факторами такими как: развитие института по правам человека и соответственно его подразделений, например экспертной комиссии; увеличение числа общественных объединений (различных форм) изучающих, защищающих и борющихся за права и свободы человека и ростом их влияния в регионах.

Проблема соотношения прав и свобод человека (сферы свободы человека) и деятельности государства в своей основе является особенно важной для конституционного права в силу его практического приложения. Сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой — «государство возникает, как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития». 1

Россия стремится осуществить общепризнанную доктрину прав человека, прежде всего, на уровне конституционного и отраслевого законодательства. В преамбуле к Конституции Российской Федерации говорится о стремлении многонационального народа к утверждению прав и свобод человека, 2 а согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» 3 , в связи, с чем их защита — главнейшая «обязанность государства». 4 Данное положение — одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя. Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Основные права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Все вышесказанное диктует необходимость комплексного исследования, прежде всего конституционных основ прав и свобод человека и гражданина в современном, историко-правовом плане.

В исследовании конституционных основ прав и свобод личности состоит актуальность и практическая значимость данного исследования.

Учитывая тему и ее актуальность в качестве цели контрольной работы выступает: комплексный анализ содержательной стороны конституционных основ прав и свобод человека и гражданина как целостной проблемы современного Российского государства.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих основных задач:

рассмотреть теоретические основы исторических этапов развития прав и свобод человека и гражданина;

дать характеристику конституционных основ прав и свобод человека и гражданина с содержательной стороны;

рассмотреть гарантии прав личности;

дать оценку состоянию вопроса реализации прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации;

исследовать специфику и способы конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина;

систематизировать и обобщить основные выводы по результатам изучения проблемы.

Объектом данного исследования выступают права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации, которые будут рассмотрены как институт, стоящий во главе угла конституции любого демократического государства — основные права и свободы человека и гражданина и гарантий по защите этих прав и свобод.

Предметом является содержание основных прав и свобод человека и гражданина как комплексного объекта исследования.

В процессе работы были использованы: Конституция РФ, нормативно-правовые акты РФ, учебники, книги, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных исследователей рассматриваемой проблемы.

Разносторонние аспекты, актуальные проблемы прав человека нашли свое отражение в работах следующих отечественных ученых в области

конституционного права: С.А. Авакьяна, 5 Л.Д. Воеводина, 6 В.Т. Кабышева, 7

Е.А. Лукашевой, 8 В.В. Маклакова, 9 Ф.М. Рудинского, 10 И.Е. Фарбера, 11 В.А. Четвернина 12 и др.

Глава 1. Этапы развития прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

1.1. Поколения прав человека

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов. 13

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообществ: признание Всеобщей декларации прав человека, 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, 17 и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. 18

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты. В частности, речь идет о становлении капитализма в Европе и Северной Америке, о построении в СССР и странах социалистического содружества социализма марксистско-ленинского типа и, наконец, о распаде колониальной системы. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека. 19

Так, права человека первого поколения — политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. 20 провозглашалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Эта концепция исходила из того, что основные права человека и гражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладают приоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправе ограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественным договором.

Права человека второго поколения — экономические, социальные и культурные — отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. 21 Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав — наряду с гражданскими и политическими — в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. 22 Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение — не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, 23 а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда — провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека.

Конспекты юриста

Механизмы защиты прав человека

План курсовой работы

1. Понятие механизма защиты прав человека.

2. Характеристика внутригосударственных механизмов защиты прав человека.

3. Характеристика международных механизмов защиты прав человека.

Список используемых источников.

Права человека, став одним из ключевых ориентиров социального развития, сыграли огромную роль в установлении демократических взаимоотношений государства и гражданина, формировании правового государства. Тем не менее, защита данной ценности пока не стала приоритетной задачей всех органов власти и граждан, именно поэтому важно уяснение принципов, способов и форм защиты прав человека и гражданина, их реализация на территории Российской Федерации.

Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина выступают как конституционно-правовая и международно-правовая обязанности современного государства. В демократических государствах создается правозащитная система, способствующая закреплению международных стандартов, соблюдению и защите от нарушений прав человека.

Важность, разносторонность, объемность, правового регулирования в сфере защиты прав человека обуславливает необходимость тщательного изучения всех элементов правозащитной системы.

Объектом исследования является деятельность государства.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав человека в международном и внутригосударственном праве.

Цель исследования состоит в раскрытии понятия и содержания норм права на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, как основы демократического строя и одной из гарантий реализации основных прав и свобод человека и гражданина в России.

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели: охарактеризовать социально-юридические механизмы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотреть и проанализировать внутригосударственные способы и формы, а также международно-правовые механизмы защиты основных прав и свобод человека и гражданина, выявить некоторые проблемы реализации их права на защиту.

Теоретической и информационной базой исследования послужили публикации и статьи в периодической печати, интернет источники, научные труды отечественных авторов: И.В. Крылатова, Н.М. Добрынина, Т.В. Кашаниной и др.

Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованных источников и литературы (библиография).

Международная защита прав человека (3)

Главная > Реферат >Государство и право

Международная защита прав человека — контрольная

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека………………………………………………. 2-6

Международная защита прав граждан……………….…..6-11

Нормы международного права о международной защиты прав человека регулируют отношения между государствами по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 1

Вторая мировая война наглядно показала всем народам и государствам, что подготовка агрессивных войн неразрывно связана с посягательствами на права и свободы широких слоев населения, а развязывание таких войн ведет к ликвидации элементарных прав и свобод человека, к истреблению миллионов людей.

Устав ООН ввел в международное право принцип уважения основных прав и свобод человека. Этот принцип стал одним из основных принципов современного международного права.

Принцип уважения и гарантии прав человека и основных свобод закреплен в Конституции РФ в ст. 17 « В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

В уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином «права человека», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Цель моей работы – рассмотреть основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека.

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Концепций прав человека существует множество: религиозные, позитивитские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Многие положения этой концепции получили широкое признание. 1

Во-первых, все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставления какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключает их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленно постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуется уважение и соблюдение и других прав и свобод.

Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ним сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях и т.д. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.

В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением – вопрос в принципе внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать прежде всего общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть поэтому предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях. Сами по себе они могут и не являться признаком того, что в государстве сложилась обстановка, которая позволяет говорить о нарушении этим государством своих обязательств по Уставу ООН. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменилось.

В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, при чем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано.

Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах. Особенно это заметно в рамках общеевропейского процесса. В документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению 1991 года подчеркивается, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдения этих прав и свобод составляет одну из основ международного распорядка». В этом же документе государства- участники заявили, что «обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, является вопросами, представляющий непосредственный и законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу исключительно внутренних дел государства» 1 .

В-четвёртых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признаётся необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например преуменьшая масштабы нарушений прав человека в союзных странах или даже вовсе их замалчивая и , наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идёт о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может не быть политическим именно потому, что это-часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть политизированным.

Особое значение для развития концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека имеют Великая декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. Среди прочего, в декларации подтверждается важность обеспечения универсальности, объективности и не избирательности при рассмотрении вопросов прав человека.

Международная защита общих прав человека.

Основа защиты прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Всеобщая декларация прав человека закрепляет: равенство людей – все люди рождаются свободными и равными в правах; не дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии и другим признакам; право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли; запрет пыток или жестокого обращения; право каждого на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов; презумцию невиновности и запрет обратной силы закона; право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания; право на участие в управлении общественными и государственными делами; право на труд и другие права и свободы человека.

Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в 1949 г. – Женевская конвенция о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 г. – Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 г. – пакт оправах человека и др.

Одно из центральных мест в системе обеспечения и защите прав человека занимает Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Конвенция с изменениями подписана Россией в феврале 1996 г. и в 1998 г. рацифицирована с изменениями и дополнениями. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 года.

Государства – участники Конвенции обязались обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в Конвенции.

В Конвенции зафиксированы право на жизнь (ст.3), запрет рабства и пинудительного труда (ст.4), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5), право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ст.6), право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст.8), право на свободу мысли, совести и религии (ст.9), право на свободу выражения своего мнения (ст.10), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.11) и другие права и свободы.

Каждому, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, предоставляются эффективные средства правовой защиты перед национальными властями даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 15 Конвенции во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, государство может принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств пи этом, что такие меры не являются несовместимыми с ее другими обстоятельствами по международному праву. 1

Для обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции, образуется Европейская крмиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека.

Важное место в системе обеспечения прав человека занимают пакты о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 году и рацифицированы ССр в 1973 г. К Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года имеются два Факультативных протокола. Первый Факультативный протокол рацифицирован СССР 5 июля 1991 г., и на сегодняшний день в нем участвуют около пятидесяти государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) РФ пока не рацифицирован.

В статье 1 обоих пактов закрепляется право народов на самоопределение, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают своё экономическое и политическое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Следует подчеркнуть, что положение пактов различаются по степени юридической обязательности. Если в соответствии со ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять все необходимые меры, в том числе законодательные, для осуществления прав человека, указанных в этом международном договоре, то согласно ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства должны принять в максимальных пределов имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах, помимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность; провозглашает право на гуманное обращение; право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства; равенства граждан перед судом и презумцию невиновности; право на защиту личной жизни; право на свободное выражение мнений; право на мирные собрания и т. д.

Во время официального объявленного чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах в той степени. В какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государств по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе не при каких обстоятельствах. К ним относятся:

— запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказания;

— запрет рабства и работорговли;

— запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства;

— запрет придания уголовному закону обратной силы;

— право на правосубъектность;

— право на свободу мысли, совести и религии.

Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека.

В Пакте регламентируются также порядок создания и деятельность Комитета по правам человека.

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Государства осудили расовую дискриминацию и обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Под расовой дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. Запрещается всякая пропаганда и все организации, основанные на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения. Объявляются преступлением распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, все акты насилия, предоставление помощи для проведения расистской деятельности .

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ратифицирована СССР в1987) запрещает пытки.

Государства-участники не должны высылать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Конвенция СНГ о правах и свободах и основных свободах человека была подписана в 1995 г. Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ.

Договаривающиеся стороны обязались обеспечить каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции.

Статья 2 охраняет право каждого человека на жизнь. Смертный приговор, как правило, не может вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам. Находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смертный пиговор не может быть вынесен лицу за преступление, совершенное им до достижения 18-летнего возраста. 1

Конвенция предусматривает запрет пыток, рабства. Принудительного труда, право на свободу и др.

Помимо гражданских и политических прав Конвенция предусматривает экономические и социальные права. Так, ст. 14 гарантируется право на труд и на защиту от безработицы. Ст. 15 – право на охрану здоровья, ст. 16 – право на социальное обеспечение и т.д.

Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т. д.).

Конвенция устанавливает также перечень неотъемлемых прав и свобод, который, правда, несколько уже предусматриваемого Пактом о гражданских и политических правах.

Наблюдение за выполнением Конвенции поручено комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, Положение о которой является составной частью Конвенции.

Правовое положение населения государства регламентируется прежде всего нормами национального права страны, в которой оно живет. Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и международное право, нормы которого, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т. п. В однихслучаях нормы международного права устанавливают стандарты павового статуса индивида, в других – являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутри государственного права.

В настоящее время общепризнано, что политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека – не дар государства, политической партии или какой-то группы лиц, а неотъемлемое качество каждого индивида. Принадлежащее ему от рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу гражданского общества, базис современной цивилизации.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года

Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 416с.

Международное публичное право: Учебник/Л.П Ануфриева, К.А. Бякяшева.- 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: «Проспект», 2003. – 640 с.

Международное право: Учебник Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношення, 1999.- 624 с.

Международное право: Учебник для вузов /Г.Н. Туткин. – М.: «Юридическая литература», 1982. – 546 с.

1 Международное право: Учебник для вузов /Г.Н. Туткин. – М.: «Юридическая литература», 1982. – С.346.

1 Международное право: Учебник Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношення, 1999.- С. 403.

1 Международное право: Учебник Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношення, 1999.- С. 405.

1 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С. 211.

1 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С.214.

Конспекты юриста

Международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека

План курсовой работы

1. Становление и развитие международно-правового регулирования в области защиты прав и свобод человека.

2. Международные универсальные и региональные акты в области защиты прав и свобод человека.

Международные организации по защите прав и свобод человека: их значение для международно-правового обеспечения защиты прав и свобод человека.

Список использованных нормативно–правовых актов и литературы.

Международная защита прав человека — это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

  • — внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
  • — международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

Актуальность состоит в том, что многими факторами обусловлен высокий уровень теоретической актуальности и практической значимости темы курсовой работы. Прежде всего, это связано с той ролью, которую играет обеспечение прав и свобод человека в современном мире. Всеобщая декларация прав человека и другие международные нормы оправах человека носят универсальный характер. Государства обязаны обеспечить как минимум те права и свободы, которые предусмотрены международным правом, и внутреннее законодательство может расходиться с международными нормами лишь в плане расширения прав и свобод. Права и свободы не дарованы государством, они принадлежат каждому и, если к тому же закреплены в конституции, то, следовательно, государство соглашается на их использование человеком. Вместе с тем, механизм гарантий реализации прав и свобод человека еще во многом не совершенен.

Объектом выступают общественные отношения, складывающиеся в системе защиты прав и свобод человека и гражданина на международном уровне.

Предметом являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав человека и гражданина на международном уровне.

Цель — рассмотреть основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть теоретические положения, касающихся становления и развития международно-правового регулирования в области защиты прав и свобод человека.
  • 2. Изучить международные универсальные и региональные акты в области защиты прав и свобод человека.
  • 3. Рассмотреть значение международных организаций по защите прав и свобод человека.

Теоретической основой представленной работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению международно-правовой защиты прав и свобод человека.

Нормативной основой выступают различные международно-правовые документы универсального и регионального характера, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах человека и основных свобод, Конституция Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

Методологической основой работы выступают: диалектический метод научного познания мира; общенаучные методы исследования — исторический, логический, анализ, синтез, дедукция и индукция; частно-научные методы — формально-логический, статистический, сравнительно-правовой, системного анализа, толкования уголовного закона и др.

Защита прав человека курсовая

Изучение международной защиты прав человека приобретает особую актуальность вследствие целого ряда политических, социально-экономических и исторических обстоятельств. Глубокие перемены, произошедшие на рубеже XX–XXI веков, привели к коренным изменениям в системе международных отношений, которые радикально повлияли на деятельность международных организаций по защите прав человека, в первую очередь Организации Объединенных Наций как единственного универсального «инструмента» в этой области. Важность проблематики защиты прав человека в современном мире убедительно демонстрирует то, что она, будучи зафиксированной в международном праве, постепенно стала существенным элементом мирового политического процесса. Мировая политика и права человека связаны между собой таким образом, что современные интернализационные процессы оказывают соответствующее влияние на концепцию защиты прав человека. Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование рассмотрение международной защиты прав человека и ее элементов. Для достижения данной цели автором в качестве задач были определены следующие направления исследования: Установить основные особенности международного права прав человека и его соотношение с международным гуманитарным правом; Охарактеризовать международные стандарты прав и свобод человека; Рассмотреть универсальный механизм защиты прав человека, созданный в рамках ООН; Установить отличительные особенности региональных правозащитных систем. В качестве методов исследования в работе использовались методы научного познания (синтез, анализ и др.), а также специальные методы юридического познания – формально-юридический, историко-правовой и др. В качестве основы для написания настоящей курсовой работы выступили учебные пособия по международному праву таких авторов, как Батырь В.А., Бирюков М.М., Валеев Р.М., Трунцевский Ю.В. и др. Кроме того, автор использовал также статьи из научных периодических журналов ученых, занимающихся проблемами в области международного права: Исуповой М.В., Карташкина В.А., Кожеуров Я.С., Мататовой М.М., Султанова А.Р.

По результатам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам. Международное право прав человека — одна из самостоятельных отраслей современного международного права, имеющая ряд характерных черт. Она представляет собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих права и свободы человека (в том числе устанавливающих международные стандарты в данной области), его обязанности перед своим государством и обязанности государства перед своим гражданином (подданным), а также регулирующих сотрудничество государств в сфере защиты прав человека. Под международной защитой прав человека понимается совокупность международно-правовых норм, закрепляющих в договорном порядке: основные права и свободы человека; обязательства государств по практическому претворению в жизнь прав и свобод человека и гражданина; международные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека, в том числе контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в данной области; международную защиту нарушенных прав отдельного человека. Международная правозащитная система представляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности. В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы — универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области. Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных соглашений в области прав человека, заключенных государствами — членами ООН. Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных в том числе защищать права человека на региональном уровне.

1. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011. 688 с. С. 54. 2. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: учебное пособие. М.: Статут, 2013. 240 с. 3. Исупова М.В. Проблемы определения международного гуманитарного права // Российский юридический журнал. 2013. N 2. С. 71 — 76. 4. Карташкин В.А. Права человека и международное гуманитарное право // Юрист-международник. 2006. N 2; СПС «Гарант». 5. Кожеуров Я.С. Консультативная юрисдикция международного суда: опыт Межамериканского суда по правам человека // Российский юридический журнал. 2012. N 4. С. 95 — 107. 6. Мататова М.М. Конституционно-правовой механизм защиты прав человека в России: некоторые внутригосударственные и международные аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 45 — 49. 7. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. 8. Международное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [Ю.В. Трунцевский и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – 455 с. 9. Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011. 543 с. 10. Султанов А.Р. Правовые последствия постановлений Европейского суда по правам человека // Журнал российского права. 2011. N 9. С. 64 — 72.

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Авито москва область после дтп Продажа битых, аварийных и неисправных автомобилей Ищете, кому продать битый или неисправный автомобиль? Поможем! Предлагаем два способа продажи Вашего авто: Способ №1 (Идеальный для авто моложе 15 лет) : Мы готовы купить ваш автомобиль в любом состоянии […]
  • Код вида деятельности 12 енвд Коды видов предпринимательской деятельности для ЕНВД Если вы применяете налогообложение по системе ЕНВД, то вам необходимо знать свой код вида предпринимательской деятельности. Все эти коды разделяются по группам и приведены в таблице ниже. Что такое код […]