Ветхое жилье и права гражданина

14.03.2019 Выкл. Автор admin

Ветхое жилье и права гражданина

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья

Учитывая, что на территории. Красноярского края расположено достаточно жилых домов, которые в установленном законом порядке признаны либо могут быть признаны ветхо-аварийными и подлежащими сносу, проблема соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхо-аварийных домов в другие жилые помещения остается одной из самых актуальных и острых.

Обращения граждан, поступивших по данному вопросу в прокуратуру, свидетельствуют о том, что при переселении из ветхо-аварийных домов права переселяемых граждан нередко нарушаются. При этом немногие граждане обращаются с жалобами в соответствующие органы, в том числе, в прокуратуру.

Следует отметить, что согласно жилищному законодательству порядок предоставления жилья переселяемым гражданам, являющимся собственниками ветхо-аварийных жилых помещений и занимающими жилье на условиях социального найма (наниматели) различен.

Собственники жилых помещений, расположенных в ветхо-аварийном доме выселяются из ветхо-аварийного дома в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). А именно, при выселении собственников жилых помещений, жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа. Также по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

При переселении из ветхо-аварийных домов собственников жилых помещений, гражданам могут предоставляться неравноценные жилые помещения, неравнозначные по количеству комнат. При этом законом предусмотрено, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. В случае, если собственник не согласен с предложенным вариантом, жилое помещение изымается путем выкупа по выкупной цене.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.06.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Таким образом, законом не предусмотрено в качестве обязательного условия, предоставление собственнику другого жилого помещения взамен ветхо-аварийного.

Иным образом, законом урегулированы права нанимателей жилых помещений.

В соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно нормам статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится помещение, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, примявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма содержатся в статье 89 ЖК РФ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ, другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований экономики.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

При этом следует отметить, что благоустроенное жилое помещение, предоставляемое в связи с выселением из ветхо-аварийного дома, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (например, количество человек, зарегистрированных на данной жилой площади). Граждане, состоящие на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения,

Судебная практика по делам указанной категории свидетельствует о том, что предоставление равноценного жилого помещения подразумевает предоставление жилого помещения равного и по размеру жилой площади, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства. Таким образом, предоставление нанимателю жилого помещения взамен ветхо-аварийного меньшей общей, жилой площади, неравноценного по количеству комнат является незаконным и может быть оспорено в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении подобных нарушений, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных жилищных прав граждан с иском о предоставлении других благоустроенных жилых помещений, соответствующих предъявляемым требованиям.

Какие права граждан должны соблюдаться при расселении ветхо-аварийного жилья?

Проблема расселения ветхо-аварийного жилья искажена огромным количеством самых невероятных домыслов. Зачастую люди, проживающие в ветхо-аварийных домах, не знают, на что могут рассчитывать в случае сноса.

Проблемы сноса ветхого и аварийного жилья

В настоящее время в законодательстве, регламентирующем расселение аварийного жилья, существует большое количество коллизий и пробелов, которые его существенно осложняют. Достаточно сказать, что сам термин «ветхое жилье» в законодательстве точно не обозначен. Но если исходить из практики, то ветхим признается жилье, степень износа которого составляет не менее 70% для кирпичных домов и 65% для мансард и деревянных домов. Кроме того, законодателем не установлена «формула» расчета процента ветхости.

Прежде всего необходимо помнить, что расселение, не является способом улучшения жилищных условий. Выделяемая квартира по метражу будет равна той, которая находилась в снесенном доме. При этом далеко не всегда новое жилье находится в новостройках, часто дома под расселение выделяют из «вторичного» фонда. При расселении не существует никаких льгот; есть единая для всех очередь, причем сроки «ожидания» сноса ветхого жилья и предоставления новой квартиры ничем не определены.

Свои права следует защищать в том случае, если, во-первых, полученная квартира не соответствует нормам жилищного законодательства или меньше метражом, и, во-вторых, если выкупная цена за квартиру меньше ожидаемой. В подобных ситуациях суд практически всегда встает на сторону жильцов снесенного дома.

Снос ветхого и аварийного жилья происходит в двух случаях: в рамках государственной программы и в случае индивидуального обращения граждан и принятия комиссией решения о сносе дома.

Главная задача данной программы – не просто замена старого жилья на новое, но и возможность предоставления гражданам более благоустроенного и комфортного жилья. Кроме того, по законодательству, покупка нового жилья должна осуществляться через аукционы и конкурсы.

Права жильцов расселяемого дома

При выселении из аварийного жилья, принадлежащего гражданам на праве соцнайма необходимо соблюдать такие требования как пригодность жилья для проживания (проверяется в ходе проведения экспертизы на предмет соответствия жилья СНиП (строительные нормы и правила) 2.08.01-89 «Жилые здания» и СанПиН (санитарные нормы и правила) 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»); его расположение в том же населенном пункте и равнозначность по сравнению с предыдущим помещением.

При оценке равнозначности суды не принимают во внимание такие моменты как близость детского сада или поликлиники. Может быть сочтено неравнозначной заменой, например, предоставление инвалиду-колясочнику квартиры на верхних этажах (раздел III Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Расселение из ветхого жилья никак не связано с предоставлением жилья по нормативам, на семью (такой порядок предоставления жилья действует только для малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, и только по очереди).

При этом согласно решению Конституционного Суда, защита права собственности должна проводиться на условиях соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота – собственников, кредиторов, должников. Поэтому в случае нарушения ваших прав необходимо без промедления обращаться в суд.

Собственникам жилых помещений на выбор предоставляется равноценное по площади жилье, либо выкупная цена.

Согласно пункту 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. При этом в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится закон, согласно которому жилье может предоставляться в пределах одного региона. Это связано с тем, что некоторые муниципалитеты в силу объективных причин не могут обеспечить жильем всех проживающих в аварийных домах.

На практике часто бывают ситуации, когда предоставляемая квартира содержит меньшее количество комнат, что является поводом для судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать целый ряд факторов, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их половую принадлежность. При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений нашим законодательством не предусмотрена.

Выкупная цена определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (статья 32 Жилищного кодекса РФ). В нее должны быть включены все расходы собственника на приобретение квартиры плюс сама стоимость квартиры. Кроме того, может быть предоставлено другое жилье в счет выкупной суммы. В выкупную сумму также входит и упущенная выгода (например, если квартиру сдавалась в аренду), и все расходы, связанные с переездом. Для того, чтобы иметь представление о стоимости квартиры, можно обратиться в оценочную компанию, которая и назовет вам приблизительную стоимость вашей квартиры.

Если квартира не приватизирована, то также существует два варианта развития событий. Во-первых, теоретически существует шанс приватизировать квартиру. И хотя законом это не возбраняется, зачастую органы власти отказывают регистрировать подобное жилье. Пробовать стоит только в том случае, если вы не стоите на очереди по улучшению жилищных условий.

Во-вторых, вам предоставляют жилье, равнозначное сносимому. При этом, ни в коем случае вам не могут предоставлять комнаты в коммунальной квартире, если предыдущее жилье было изолированным.

Как показывает практика, региональные власти реализуют программы по расселению аварийного жилья крайне неэффективно, что приводит к срывам установленных федеральным центров сроков. В подобных случаях при наличии жилья, которое подлежит сносу, власти ничего не делают для разрешения проблемы, а граждане продолжают жить в аварийных условиях. В этом случае обязательно надо идти в суд, для того, чтобы поторопить чиновников и не допустить обрушения домов, как это было в Тюмени или в Перми.

Права граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья

Учитывая, что на территории Кировской области расположено достаточно жилых домов, которые в установленном законом порядке признаны либо могут быть признаны ветхо-аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, проблема соблюдения жилищных прав граждан при переселении из ветхо-аварийных домов в другие жилые помещения остается одной из самых актуальных и острых.

Следует отметить, что согласно жилищному законодательству порядок предоставления жилья переселяемым гражданам, являющимися собственниками ветхо-аварийных жилых помещений и занимающими жилье на условиях социального найма (наниматели) различен.

П ри переселении из домов, подлежащих сносу или ремонту (реконструкции), необходимо учитывать 3 важных обстоятельства:

* в чьей собственности квартира (приватизированная или муниципальная);

* состоит ли собственник/наниматель на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

* включен ли дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если д ом подлежит сносу и Вы н аниматель (жилье в муниципальной собственности).

При переселении нанимателя жилого помещения условия проживания не могут быть ухудшены, а именно предоставляемое Вам жилье должно быть равнозначны тому, из которого Вас переселяют:

* ж илье должно быть предоставлено в пределах населенного пункта;

* к оличество комнат в предоставляемом жилье должно соответствовать тому, которое было до переселения;

* в предоставленном жилье (по сравнению с ветхим и аварийным) не может быть уменьшена не только общая, но и жилая площадь;

* п редоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным (т.е.в котором должны быть отопление, электричество; холодная, горячая вода; водоотведение; газоснабжение (либо электроплита); наличие лифта (в случае, если дом выше 5 этажей).

Если в прежнем жилье у Вас не было газа, света, воды и т.д., — это не означает, что Вам должны предоставить жилье с такими же условиями. Жилье обязательно должно быть благоустроенным.

Также, если наниматель и его семья до переселения состояли на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилья или имели право состоять на данном учете, — жилое помещение должно быть предоставлено по нормам предоставления жилых помещений в связи с улучшением жилищных условий.

Вы — собственник жилья, состоите на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то Вас обязательно должны обеспечить жилым помещением на тех же условиях, что и нанимателю.

Если Вы на учете не состоите, то возможны 2 варианта:

* предоставление Вам жилья на тех же условиях, что и нанимателю либо в собственность с зачетом стоимости в выкупную цену.

В данной ситуации органы местного самоуправления могут поступить по своему усмотрению. Даже в судебном порядке Вы не сможете обязать их предоставить вариант, который выгоден Вам. Однако если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то право выбора за Вами:

* Вы можете получить выкуп за квартиру либо;

* можете выбрать предоставление Вам жилого помещения.

Если Ваш д ом подлежит ремонту (реконструкции) и Вы н аниматель (жилье в муниципальной собственности).

В случае, если ремонт или реконструкция без переселения невозможны, то на все время капитального ремонта Вы и другие наниматели вправе получить жилье маневренного фонда из расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на одного человека.

Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда орган местного самоуправления с Вашего согласия и согласия членов семьи может предоставить Вам в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением Договора социального найма. При этом Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.

Если Вы являетесь с обственником жилья и Ваш дом стал ветхим и аварийным вследствие объективных причин (естественного износа строительных конструкций), то никаких обязательств перед Вами у муниципальных властей не возникает.

Исключение: если дом стал аварийным вследствие чрезвычайных обстоятельств (например, пожара), и если это жилье у Вас было единственным, то муниципалитет должен предоставить Вам (так же как и нанимателю) жилье маневренного фонда.

Что такое ветхое и аварийное жилье, отличия. Снос жилья и права граждан на переселение и выплату стоимости.

Проживание в ветхом и аварийном жилье крайне опасно. Граждане, которые имеют в собственности и по договору социального найма квартиры в таких домах имеют полное право претендовать на получение нового жилого помещения или, взамен его, компенсации. К сожалению, многие жильцы не знают об этом праве или о том, как им воспользоваться.

○ Законодательство о ветхом и аварийном жилье.

Подобного рода жилье несет в себе опасность во многих смыслах. На первом месте, конечно, жизни граждан, которые проживают в таких домах. Однако пострадать могут также коммуникации, городские дороги, имущество жильцов. Чтобы избежать подобных происшествий, государство принимает предупредительные меры в виде сноса ветхого и аварийного жилья и переселения из него граждан в современные и безопасные дома.

Обеспечивается реализация указанных действий посредством принятия на уровне субъектов РФ региональных адресных программ, в которых содержатся конкретные условия переселения граждан и предоставления им компенсаций. Наиболее ярким примером являются программа реновации в Москве и программа расселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Санкт-Петербурге.

Все региональные проекты, касающиеся вопросов переселения, принимаются в соответствии с федеральными нормативными актами. Наиболее важным среди законов в данной области является ФЗ от 21.06.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Он определяет вектор развития жилищной сферы в России, а также содержит цели и задачи реформ, основные положения о региональных программах. Важную роль играет и Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – ППРФ № 47), которое устанавливает критерии отнесения домов к категории аварийных и подлежащих сносу. Некоторые вопросы также регулируются Жилищным кодексом РФ.

○ Понятие ветхого и аварийного жилья.

Действующим законодательством понятие «ветхое жилье» не предусмотрено. Использование устаревшего термина обуславливается тем, что до вступления в силу Жилищного кодекса РФ действовал аналогичный законодательный акт РСФСР, принятый в далеком 1983 году. Сегодня в ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» содержит понятие только аварийного жилищного фонда.

  • Пункт 2 части 1 статьи 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:
  • «Аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.»

Данное понятие, безусловно, тяжело понять человеку, не ориентирующемуся в жилищном законодательстве. На понятном для рядовых граждан языке ветхое и аварийное жилье – это такие жилые помещения, которые в результате проведенного обследования были признаны подлежащими сносу.

Признать квартиру аварийной может только специальная комиссия, действующая на уровне субъекта РФ. Однако это может сделать и местный орган, отвечающий за надзор в жилищной сфере в муниципальном образовании. Чтобы провести обследование в своем помещении, наниматель или собственник должен подать заявление и приложить к нему соответствующий пакет документов, предусмотренный п. 45 ППРФ № 47:

  1. Заявление о признании помещения аварийным.
  2. Копия документа, удостоверяющего право на жилое помещение. Это необходимо в случае, если в ЕГРН по тем или иным причинам квартира не зарегистрирована. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения или завещание.
  3. Заявления, жалобы иных жильцов на неудовлетворительные условия проживания. Предоставление их необязательно, но может служить дополнительным доказательством необходимости скорейшего обследования.
  4. Акт обследования жилого помещения, если заявление подает местный орган, отвечающий за жилищный надзор.

Чтобы подать заявление о признании квартиры аварийной, требуется знать критерии, которым должно отвечать жилое помещение. Несоответствие одного и более из них является условием, позволяющим рассчитывать на дальнейшее переселение. Согласно главе II ППРФ № 47, критериями признания жилого помещения пригодным к проживанию граждан являются:

  1. Работоспособное состояние несущих и ограждающих конструкций, не приводящее к разного рода деформациям и обеспечивающее безопасность граждан (отсутствие трещин, разрушений, повреждений).
  2. Обустройство и оборудование квартиры не несет угрозы жизни и здоровью граждан (ширина, высота, наклон лестницы, размеры дверных проемов).
  3. Обеспечение инженерными системами (электричество, газ, отопление, вентиляция, горячая и холодная вода), которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  4. Наружные конструкции дома (внешние стены) должны обеспечивать теплоизоляцию (не менее 18°С в зимний период).
  5. Защищенность от проникновения дождевой, талой, грунтовой воды.
  6. Наличие лифта в домах, в которых 5 и более этажей.
  7. Иные критерии, указанные в главе II ППРФ № 47.

В сумме условий, которым должен соответствовать дом, порядка 20, и каждый из них должен быть проверен комиссией.

○ Снос ветхого и аварийного жилья.

В случае признания жилого помещения аварийным, должностные лица решают, подлежит дом реконструкции или сносу. В первом случае граждане временно переселяются на период проведения ремонтно-восстановительных работ, во втором переселяются в новую квартиру, которая передается им на праве собственности, или получают компенсацию на приобретения жилья. Однако происходит все это не сразу. Дело в том, что аварийные жилые помещения включаются в региональные адресные программы, то есть, грубо говоря, встают на очередь на снос. Исключением являются дома, жильцов которых требуется в срочном порядке переселить в виду крайне опасного состояния.

Снос многоквартирных аварийных домов осуществляют региональные власти посредством проведения конкурса на проведения соответствующих работ. После выбор исполнителя утверждаются методы, сроки и планы демонтажа жилых помещений. Предварительно отселяются все граждане, вывозится имущество. Коммуникации, которые подлежат эксплуатации, а также пригодное общедомовое имущество может быть также извлечено из домов. После этого исполнитель приступает к сносу.

○ Права граждан, переселение или компенсация?

Каждая региональная программа должна содержать положения, в соответствии с которыми граждане, дом которых подлежит сносу, получают выбор: либо получить новую равнозначную квартиру, либо денежную компенсацию на приобретение жилья.

Изначально предлагается переселить жильцов в помещение, которое имеет площадь (как жилую, так и общую) не меньше, чем в предыдущей квартире, а также улучшенное обустройство и ремонт. Если условия не соблюдены, граждане вправе потребовать предоставить иное помещение или денежную компенсацию. Определяется она в каждом регионе в зависимости от рыночной стоимости квартиры, которую планировалось предоставить.

Граждане, которые проживают в аварийном жилье по договору социального найма, могут претендовать на получение равнозначной муниципальной квартиры на аналогичной основе.

○ Порядок переселения и получения компенсации.

Перед осуществлением сноса в обязательном порядке все граждане должны быть расселены в другие дома. Помещение, предоставляемое взамен старого, должно быть равнозначным, то есть по площади и количеству комнат быть как минимум не меньше. Жилищные условия должны быть улучшенными по сравнению с аварийной квартирой. Квартиры предоставляются либо на праве собственности, либо по договору социального найма в зависимости от того, какие правомочия были у гражданина по отношению к старому жилью.

Однако региональные власти могут предоставлять гражданам, проживавшим в муниципальных квартирах, помещения и на праве собственности, если бюджет субъекта может себе это позволить. К примеру, такой порядок предусмотрен программой реновации в Москве.

Гражданам, которые получают квартиры в собственность, необходимо зарегистрировать право на жилое помещение в территориальных органах Росреестра. Для этого, согласно положениям ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», требуется следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий право собственности. Он выдается органами власти субъекта или муниципального образования.
  2. Паспорт гражданина, на имя которого оформляется собственность.

Если заключается договор социального найма, регистрация в ЕГРН не требуется. Сроки переселения устанавливаются региональными программами в зависимости от обеспеченности региона средствами и жилищным фондом. Регистрация права собственности должна занимать не более 5 дней.

  • Часть 9 статьи 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:
  • «Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется втечение не болеечем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов».

В случае отказа от предоставления жилого помещения, граждане могут потребовать выплаты денежной компенсации. Для этого в орган, ответственный за реализацию переселения, подается заявление, в котором обосновывается причина отказа от квартиры, а также прилагается документ, удостоверяющий право собственности. Компенсация рассчитывается из рыночной стоимости жилого помещения, которое власти планировали предоставить взамен аварийного.

○ Советы юриста:

✔ Можно ли рассчитывать на переселение из ветхого жилья?

Статус ветхого и аварийного жилья на данный момент является одинаковым, и первое понятие включается во второе. Однако в некоторых региональных актах можно встретить подобное наименование домов. Многие граждане также понимают ветхое жилье как помещение, подлежащее реконструкции, а не сносу.

Касательно такого жилья ст. 32 ЖК РФ предусматривает временное переселение в связи с изъятием земельного участка, на котором располагается дом, для государственных и муниципальных нужд. Гражданам на время проведения ремонтно-восстановительных работ предоставляются квартиры из так называемого маневренного фонда на бесплатной основе.

✔ Что если на переселение не согласиться?

Признание дома аварийным предполагает выселение всех жильцов, поскольку это проживание в нем несет угрозу жизни и здоровью человека. Граждане, не согласные на переселение, могут рассчитывать на получение компенсации в денежном эквиваленте. В случае отказа добровольно покинуть квартиру, подвергаются принудительному выселению с предоставлением временного жилья из регионального или муниципального фонда.

Что такое «аварийное» жилье, чем оно отличается от ветхого? Кто может точно установить — является ли ваш дом аварийным? Куда обращаться и какие документы собирать? Об этом расскажут в передаче «ЖКХ от А до Я» на канале «ОТР».

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Ветхое жилье и права гражданина

Разрешена ли регистрация граждан в ветхом и(или) аварийном жилье?

Сегодня все еще действует Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (в ред. от 27.07.2010) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В данном законе не содержится оговорок относительно аварийного и уж тем более ветхого жилья — регистрация по месту жительства и по месту пребывания в указанных жилых помещениях не запрещена. Законодательно установлен запрет лишь на приватизацию аварийного жилья (но не ветхого). Согласно статье 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Отказ в регистрации по месту жительства или по месту пребывания может быть оспорен в суде.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2000 г. N 5-В00-163

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.
судей Василевской В.П.
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании от 17 октября 2000 г. протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на решение Таганского межмуниципального суда г. Москвы от 11 июня 1998 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 1998 г. и постановление президиума Московского городского суда от 29 июня 2000 г. по делу по жалобе Л. на действия начальника паспортного стола 2-го отдела милиции 5-го РУВД УВД Центрального административного округа г. Москвы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П., заключение прокурора Власовой Т.А., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Л., являющемуся нанимателем двух комнат жилой площадью 23,4 кв. м в 5-комнатной коммунальной квартире . решением начальника паспортного стола 2-го отдела милиции 5-го РУВД УВД Центрального административного округа г. Москвы было отказано в просьбе о регистрации по его месту жительства дочери Л.А.

Л. обратился в суд с жалобой на действия вышеназванного должностного лица, просил признать их незаконными, обязать зарегистрировать дочь Л.А. на занимаемой им жилой площади и компенсировать ему моральный вред.

Начальник паспортного стола 2-го отдела милиции 5-го РУВД УВД Центрального административного округа г. Москвы К. возражений по жалобе не представил.

Решением Таганского межмуниципального суда г. Москвы от 11 июня 1998 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 1998 г., в удовлетворении жалобы отказано.

Постановлением президиума Московского городского суда от 29 июня 2000 г. оставлен без удовлетворения протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в котором ставился вопрос об отмене решения суда и определения судебной коллегии.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении жалобы Л.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая дело, суд пришел к выводу о том, что 2-ым отделом милиции 5-го РУВД УВД Центрального административного округа г. Москвы, правомерно отказано в регистрации дочери Л. на занимаемой им жилой площади.

В обоснование вывода сослался на то, что дом признан аварийным, подлежит выселению и Л. отказано в регистрации дочери общественной жилищной комиссией при префектуре, рассматривающей и решающей в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 июня 1997 г. N 430 вопросы регистрации граждан РФ (имеющих регистрацию по месту жительства в г. Москве) по месту пребывания и по месту жительства, в частности, в домах (жилых помещения), подлежащих выселению.

Кроме того, суд сослался на то, что регистрация является административным актом, фиксирующим проживание гражданина по определенному адресу, дочь же Л. на жилой площади отца не проживает.

Решение суда не основано на законе.
Согласно ст. 239.2 ГПК РСФСР к действиям государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых нарушены права или свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 239.7 ГПК РСФСР суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы, если установит, что обжалуемые действия совершены в соответствии с законом и права либо свободы гражданина не нарушены.

Из материалов дела видно, что заявитель является нанимателем жилых комнат 23,4 кв. м. В силу ст. 54 ЖК РСФСР нанимателю предоставлено право вселить в занимаемое им жилое помещение, в частности, своего супруга, детей, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей согласие остальных членов семьи не требуется.
Заявитель один занимает спорную жилую площадь, в заявлении о регистрации несовершеннолетней дочери изъявил желание вселить ее в занимаемое им жилое помещение.
Отказывая в удовлетворении жалобы суд указал на то, что поскольку дом признан аварийным, вопросы регистрации не входят в компетенцию 2-го отдела милиции 5-го РУВД УВД Центрального административного округа г. Москвы.

Ссылка суда на эти обстоятельства, как на основание к отказу в удовлетворении жалобы, противоречит закону.
В силу ст. 4 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в частности, в городах, поселках, населенных пунктах, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел. При этом осуществление регистрационного учета граждан РФ органами внутренних дел по месту пребывания и жительства не ставится в зависимость от нуждаемости дома в капитальном ремонте, реконструкции, либо отселении.

В соответствии со ст. 1 этого же Закона предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

При вынесении решения, суд не применил положения Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу, передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

При таких данных по делу решение суда о признании правомерным отказа органа внутренних дел в регистрации дочери заявителя на занимаемой им жилой площади, ограничивающего права заявителя как нанимателя, нельзя признать законным и оно в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РСФСР подлежит отмене.

Оставляя без удовлетворения протест, президиум Московского городского суда согласился с решением суда и в своем постановлении не привел мотивов, по которым доводы протеста признал несостоятельными, направленными на неправильное применение закона и не могущими служить основанием к отмене решения.

При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, а поэтому они подлежат отмене.

Исходя из изложенного, а также принимая во внимание то, что обстоятельства дела полно исследованы судом, но допущена ошибка в применении норм материального права, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении жалобы Л.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Таганского межмуниципального суда г. Москвы от 11 июня 1998 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 1998 г. и постановление президиума Московского городского суда от 29 июня 2000 г. отменить.

Жалобу Л. удовлетворить и обязать 2-й отдел милиции 5-го РУВД УВД Центрального административного округа г. Москвы зарегистрировать Л.А., 1982 года рождения, на жилую площадь 23,4 кв. м, расположенную в .

Смотрите еще:

  • Когда надо проходить технический осмотр Как часто нужно проходить техосмотр С какой частотой законодательство обязывает проходить техосмотр на машину? Периодичность прохождения техосмотра зависит от вида транспортного средства и срока его эксплуатации. Освобождение от осмотра Если вы стали […]
  • Военный комиссариат по новосибирской области адрес Военкоматы Новосибирска: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Новосибирске. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства рекомендуем пользоваться […]
  • Общество по защиты прав потребителей дмитров Дмитровский Дмитровский городской суд Адрес суда: 141800, Московская область, г. Дмитров, ул Пушкинская, д.1Председатель суда: Иванов Александр Иванович тел.: 8 (49622) 3-05-45Телефон секретаря председателя суда: 8 (49622) 3-18-88Телефон канцелярии: […]