Уголовный кодекс статья 246

19.10.2018 Выкл. Автор admin

Статья 246. Незаконная порубка леса

Незаконная порубка деревьев и кустарников в лесах,

защитных и других лесных насаждениях, причинившая

существенный ущерб, а также совершение таких действий в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесахнаказывается штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых минимумов доходов граждан или арестом на

срок до шести месяцев, или ограничением свободы на

срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок,

с конфискацией незаконно добытого.

1. Объектом преступления является установленный порядок, обеспечивающий научно обоснованное, рациональное использование лесов, их охрану и воспроизведение.

Предметом преступления являются только деревья и

кусты, растущие в лесах, защитных и иных лесных насаждениях, заповедниках, на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины, иных особо охраняемых

Лес — это совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и иных природных компонентов, биологически взаимосвязанных в своем развитии, влияющих друг

на друга и на окружающую среду.

Все леса в Украине являются собственностью государства.

2. Объективная сторона выражается в незаконной порубке леса, причинившей существенный ущерб; либо в незаконной порубке леса в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в иных

особо охраняемых лесах, размер причиненного ущерба в

данных случаях значения не имеет.

Незаконной признается порубка леса лесозаготовительными предприятиями, организациями и учреждениями на

корню на участках, не предназначенных для этого, порубка леса физическими лицами без лесорубочного билета

(ордера) либо имеющими такой билет (ордер), но не на

том участке, не в том количестве, либо порубка деревьев

и кустарников не тех пород, на которые было дано разрешение.

В лесах второй группы проводятся все виды рубок способами, направленными на улучшение породного состава

и производительности лесов, восстановление хозяйственно-ценных древесных пород, сохранение экологических

свойств лесов и на эффективное использование их древесных ресурсов.

В лесах первой группы проводятся все виды рубок способами, направленными на улучшение лесной среды, породного состава и качества лесов, улучшение защитных,

водоохранных и иных полезных свойств лесов.

В лесах первой и второй зон санитарной охраны источников водоснабжения и в лесах первой и второй зон поясов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий, лесах, которые имеют научное или историческое

значение (включая генетические резервации), лесах населенных пунктов, лесопарковых частях зеленых зон, лесоплодовых насаждениях, государственных лесных полосах,

противоэррозионных лесах, в особенности ценных лесных

массивах и субальпийських древесно-кустарниковых группах, а также полезащитных лесных полосах, защитных

лесных насаждениях на полосах отвода железных дорог,

защитных лесных насаждениях на полосах отвода автомобильных дорог, защитных лесных насаждениях на полосах отвода каналов допускаются только рубки ухода,

санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков, приложением просек, созданием

противопожарных разрывов, лесообновляющие рубки — в

деревонасаждениях, которые теряют защитные, водоохранные и прочие природные свойства, а также иные рубки

(расчистка земельных участков лесного фонда, покрытых

лесной растительностью, в связи со строительством в установленном порядке гидроузлов, трубопроводов, дорог и

В лесах заповедников, заповедных и рекреационных зон

национальных природных и региональных ландшафтных

парков, памятников природы, заповедных урочищ в исключительных случаях могут проводиться санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных деревонасаждений и устройством противопожарных разрывов, лишь на основании научного обоснования и по

согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

В полосах лесов, которые защищают нерестилища ценных промысловых рыб, лесах зон традиционной хозяйственной деятельности и хозяйственных зон национальных

природных парков, в лесах региональных ландшафтных

парков, а также в горных лесах рубки проводятся способами, направленными на сохранение защитных, противоэррозионных, водорегулирующих и иных полезных свойств

В особенно защищенных .участках леса может быть полностью или частично запрещено применение отдельных

видов и способов рубок.

Правила рубок леса утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Размер ущерба определяется на основании такс, утверждённых Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.1996 г.

размера ущерба, причиненного лесному хозяйству-.

О заповедниках, территориях и объектах природно-заповедного фонда — см. ст. 240.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной

4. Субъектом преступления может быть физическое

вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При наличии в действиях должностного лица признаков должностного преступления их следует квалифицировать по

совокупности преступлений: по статьям 246 и 364 (злоупотребление властью или служебным положением).

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (действующая редакция)

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 246 УК РФ

1. Окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся в законах и специальных нормативных правовых актах.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза или более.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать:

— существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат;

— уничтожение отдельных объектов;

— деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

За незаконную вырубку лесов будут не штрафовать, а лишать свободы

Андрей Кривещенко,

Народные депутаты могут внести изменения в Уголовный кодекс Украины. За незаконную вырубку лесов будет невозможно «отплатиться» штрафом, а придется отбыть в тюрьме срок до трех лет. Также планирую ввести ряд отягчающий обстоятельств, где срок ограничения свободы составит уже от трех до пяти лет.

Так, 8 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5098-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно увеличения меры наказания за незаконную порубку леса».

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Владимир Парасюк.

Зеленые зоны подвергаются уничтожению

Ухудшение состояния лесов в Украине сегодня является одной из крупнейших экологических проблем. Кроме этого, что в настоящее время Украина является крупным экспортером древесины в Европе, и в зеленых зонах приобрели угрожающие масштабы действия браконьеров, которые проводят незаконные рубки деревьев, и их незаконный сбыт.

Современное состояние преступности в сфере преступлений против окружающей среды свидетельствует о том, что нормы Уголовного кодекса Украины не осуществляют достаточного превентивного воздействия на общество.

Конечно, следует учесть, что значительные потери наблюдаются и в лесных насаждениях в зоне АТО, однако не следует отбрасывать и фактор масштабных незаконных рубок на Закарпатье и в целом по территории Украины в регионах с высоким или средним показателем лесистости.

Статистические данные потерь

По информации Государственного агентства лесных ресурсов Украины, в 2015 году объем незаконных рубок в Украине составил 24 100 кубометров. Незаконные рубки нанесли Украине ущерб на сумму свыше 85 млн грн., из которых возмещены лишь 4 600 000 грн. Согласно информации неправительственных экологических организаций, число незаконных рубок в реальности в десятки раз больше, поскольку данная цифра отражает лишь те рубки, которые зафиксированы в лесхозах, принадлежащих государству.

Согласно данным Гостаможслужбы (до ее ликвидации), ежегодно из Украины вывозится древесины на сумму около 272 млн долл. Однако, эта цифра тоже может быть больше в несколько раз.

Также следует учитывать масштабы нелегального сбыта древесины на внутреннем черном рынке. Общая площадь лесного фонда Украины составляет 10 400 000 гектаров, из которых покрыты лесной растительностью 9 600 000 гектаров. Экологи утверждают, что за последние годы лесистость в Украине сократилась как минимум до 11%, тогда как Гослесагентства сообщает, что она составляет 15,9%. В 2015 году работниками государственной лесной охраны выявлены 6565 случаев незаконных рубок.

В то же время, согласно официальной статистике Генеральной прокуратуры Украины, в I квартале 2015 года на территории Украины были совершены 450 преступлений, предусмотренных ст. 246 Уголовного кодекса Украины (незаконная порубка леса).

За аналогичный период 2016 года были совершены 853 незаконных порубок леса. Данный анализ свидетельствует об увеличении количества указанных преступлений почти в два раза.

Пора увеличивать санкции

Целью законопроекта является увеличение превентивного воздействия на общество, для уменьшения количества незаконных рубок лесов, путем изменения санкции статьи Уголовного кодекса Украины, предусматривающей наказание за данный вид преступления, на более строгую.

Главная цель — соответствующее наказание

Принятие этого законопроекта, как отмечает автор, позволит уменьшить количество преступлений против окружающей среды, а именно незаконных вырубок леса

Так, согласно ст. 246 Уголовного кодекса в действующей редакции, незаконная порубка деревьев и кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях, причинившее существенный вред, а также совершение таких действий в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесах, наказывается:

  • штрафом от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • арестом на срок до шести месяцев;
  • ограничением свободы на срок до трех лет;
  • лишением свободы на тот же срок.

В предложенном проекте видами наказания могут быть только ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Отягчающие обстоятельства

Кроме этого, предлагается дополнить статью ч. 2, которая предусматривает ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях, причинившее существенный вред, а также совершение таких действий в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесах, совершенная группой лиц или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей или статьями 245, 247 настоящего Кодекса.

За совершение указанных действий предусматривается наказание — лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 246. Незаконна порубка лісу

Незаконная порубка деревьев и кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях, причинившему Существенный вред, а также совершение таких действий в заповедниках или на территориях и в ‘объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесах — наказывается штрафом от’ пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок, с конфискацией незаконно добыть.

1. Объ объект преступления — Установленный порядок охраны, рационального использования и воспроизводства леса как важного элемента окружающей среды.

2. Предмет преступления — деревья и кустарники, Которые растут в лесах, защитных и других лесных насаждениях, в заповедниках или на территориях и в ‘объектах природно-заповедного фонда. По ст. 246 следует квалифициров на сироростучы (живые) деревья и кустарники, Которые находятся на корню (Не разделены от корней), в т.ч. порубку сеянцев, саженцев, подлеска.

Вырубка засохший древостоев, Которые наряду с сироростучимы растениями является элементом леса как биологического единства, с учетом конкретных обстоятельств может рассматриваться как малозначительное деяния, только общественной опасности (ч. 2 ст. 11).

НЕ признаются предметом преступления, предусмотренном ст. 246, трава, камыш, пеньки, хворост — мертвые стволы деревьев или их частей, Которые лежат на поверхности почвы (валежнике, бурелом, сниголам т.д.). При наличии для этого оснований нарушение порядка заготовки второстепенных лесных материалов (живицы, пней, луба, коры, древесных зелени и соков) и осуществления Побочных лесных пользован (заготовка сена, выпас скота, размещение пасек, заготовка грибов, ягод, лекарственных растений и др.) рассматривается как административное правонарушение или может квалифицироваться по ст. 356 Уголовно кодекса от 5 апреля 2001 как самоуправство.

Деревья — это многолетние растения с четко выраженным твердым стволом с ветвями, образующих крону. Деревья играют главную роль в формирование лесных биоценозов, составляют основу ландшафта в лесных зонах. Кустарники — это многолетние растения, Которые во взрослом состоянии не имеют главного ствола (ствол четко выраженное только в первый год жизни), с древовиднымы ветвями, Которые начинают расти с поверхности почвы.

Для квалификации деяния по ст. 246 важно, Указанные представители флоры (как естественного, так и искусственного происхождения) не получили товарно-денежной формы, статуса имущества. Противоправное Завладение заготовленным или складируемых лесом, незаконная порубка с корыстной целью деревьев и кустарников в питомниках, Ботанический и Зоологический садах, цветоводческих хозяйствах, а также другая незаконная порубка вне лесного фонда Украины (например, на сельскохозяйственных угодья, приусадебных, дачных и садовых участках) при наличии оснований образуют состав соответствующего преступления против собственности или самоуправства.

3. С о ‘Объективной стороны преступление выражается в незаконной порубки деревьев и кустарников.

При этом квалификация таких действий по ст. 246 зависит от категории защищенности леса, а также других объ объектов, где осуществляется рубка. Так, незаконная порубка в лесах, защитных и других лесных насаждениях образует состав этого преступления только тогда, когда это прикрыла Существенный вред. Вместе совершение таких действий в заповедниках или на территориях и в ‘объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесах уже достаточным основанием для квалификации деяния по ст. 246 — Существенный вред в таком случае является обязательным ‘Обязательным признаком в’ Объективной стороны этого преступления.

О понятии о «объектов естественно заповедного фонда см.. комментарий к ст. 252. Другими особо охраняемымы лесами с учетом закрепленной в ст. 246 дифференциации Уголовное ответственности и положений лесного законодательства следует считать: 1) леса, имеющие научное или историческое значение (Расположены на территории историко-культурных заповедников, мемориальных комплексов и т.д.) 2) леса генетических резерватов, выделенные в установленном порядке по своим типовым фитоценотическая, лесоводственных и лесорастительнымы показателями для данного района с целью сохранения ценных частей популяции вида, подвида, екотипу лесной породы, 3) лисоплодовы насаждения — природные или искусственно созданные плодово-ягодные и орехоплодные леса, имеющие специальное хозяйственное значение 4) субальпийские древесные и кустарниковые группировки (Расположены в пределах открытой горной местности — долин, яйл), группировки субальпийского пояса. Границы лесных участков, определенных для Отнесение к одной из категорий, проводятся по природным пределах, квартальных просек, линиях связи ‘связи и электросетей и других четко определенных на местности разграничительных линиях.

Во вырубкой понимаются: 1) полное отделение дерева или кустарника от корня любым способом (Спиливание, рубки, Свержение транспортным средством и т.д.) 2) выкорчевывания — удаление древостоя с корнями, 3) повреждения дерева или кустарника в состояния прекращения роста (например, отделение основных ветвей от ствола дерева). К поврежденных в состояния прекращения роста относятся деревья с переломаннымы стволами ободранной корой более 30 процентов периметра дерева (независимо от длины по высоте ствола), обшморганою кроной более половины ее длины, ободраннымы и сломаннымы скелетными корнями более половины периметра ствола, а также поваленные деревья и имеющие наклон более 30 градусов от вертикальной оси.

Уничтожение или повреждение лесных массивов и зеленых насаждений огнем или иным общеопасным способом следует квалифициров

Вырубка является незаконным, если она осуществляется: а) без специального на то разрешения, удостоверяется соответствующей документу (лесорубным билет, ордером), выданным уполномоченным органом б) по разрешению, выданному с нарушением действующего законодательства, в) при наличии разрешения, но с несоблюдения предусмотренных в нем условий Относительно места, способа и сроков рубки, количества и пород деревьев и кустарников (в начала или после окончания установленных в разрешении сроков, вырубка ценных и редких деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу Украины, хвойных насаждений, предоставленных для заготовки живицы, в окончания срока подсочкы, семенников и плюсовых деревьев и т.п.) г) при наличии разрешения на проведение сплошной санитарной рубки, но без соблюдение ограничений, установленных в отношении площади, сроков, технологий проведения работ. Решая вопрос о том, является ли вырубка леса законной, следует учитывать, что в отдельных случаях лесорубный билет разрешается оформят в течение месяца от начала рубки (в частности рубки деревьев, угрожающих падением на линии связи ‘связи, электросети, другие инженерные сооружения, или при проведении аварийно-спасательных работ, Расчистка судоходных путей).

Нарушение порядка заготовки древесины, которое непосредственно НЕ заключается в незаконной порубки леса (например, Оставление на лесосеки пней выше установленного размера, загромождения мест вырубки отходами, Оставление недорубы либо срубленных деревьев во взвешенном состоянии, ведение рубок способами, Которые вызывают эрозию почвы), влечет НЕ уголовную, а административную ответственность (ст. 64 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г.).

Незаконная порубка деревьев и кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях признается оконченным преступлением с момента причинения в результате незаконной вырубки леса Существенный вред, а совершение таких действий в заповедниках или на территориях и в ‘объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесах — с момента отделения дерева или кустарника от корня или причинения указанным представителям флоры повреждений, Которые вызывают их гибель или прекращение роста. Так обстоятельство, что лицо еще не успела воспользоваться незаконно добытым, на квалификацию содеянного по ст. 246 как оконченного преступления не влияет.

Решая вопрос о том, является ли причиненный незаконной вырубкой сожалению существенной (оценочное понятие), нужно в каждом конкретном случае учитывать стоимость, экологическую ценность (например, занесения дерева или кустарника в Красную книгу Украины), количество незаконно вырубленного леса, размер ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе исчисленной по соответствующей таксам. Жаль признается существенным в частности тогда, когда были уничтожены определенные виды деревьев в то или иной местности, ухудшилось Породный состав, качество, защитные, водоохранные и другие экологические свойства леса, возникшего трудности в воспроизведении облесение в определенной местности, снизилось качество атмосферного воздуха, изменились ландшафт местности, русло реки, произошла эрозия почвы.

Если вред судом признается существенным, Виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по статьям 65, 651, 66 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

4. Сб ‘Объект преступления общий. См.. также комментарий к ст. 249.

5. Сб «объективная сторона преступления характеризуется умыслом. При этом содержание умысла виновного при незаконной вырубки в заповедниках, на территориях и в ‘объектах природно-заповедного фонда или в других особо охраняемых городах включает осознание соответствующего статуса ЭТИХ объект объектов.

Лесной кодекс Украины в редакции от 8 февраля 2006 г.

Закон Украины » В мораториы на проведение сплошных рубок на горных склонах в пихтово-буковых лесах Карпатского региона » от 10 февраля 2000 года

Санитарные правила в лесах Украины. Утверждены постановлением Кабинет министров Украины N 555 от 27 июля 1995

Правила рубок главного пользования в лесах Украины. Утверждены постановлением Кабинет министров Украины N 559 от 27 июля 1995

Постановление Кабинет министров Украины » О таксы исчисления размера ущерба, причиненного лесного хозяйства » N 1464 от 5 декабря 1996

Такси на древесину лесных пород, отпускаемую на корню, и на живицу. Утвержденные постановлением Кабинет министров Украины N 44 от 20 января 1997

Постановление Кабинет министров Украины » Об утверждение такс исчисления размера возмещения вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства в пределах территорий и о ‘объектов природно-заповедного фонда » N 521 от 21 апреля 1998

Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 1045 от 1 августа 2006

Правила воспроизводства лесов. Утверждены постановлением Кабинет министров Украины N 303 от 1 марта 2007

Правила улучшения качественного состава лесов. Утверждены постановлением Кабинет министров Украины N 724 от 12 мая 2007

Порядок разделения лесов на категории и выделения особо защитных лесных участков. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 733 от 16 мая 2007

Порядок специального использования лесных ресурсов. Порядок выдачи Специальных разрешений на использование лесных ресурсов. Утверждены постановлением Кабинет министров Украины N 761 от 23 мая 2007

Положение о государственно комитете лесного хозяйства Украины. Утверждено постановлением Кабинет министров Украины N 883 от 27 июня 2007

Инструкция в порядке выдачи разрешений на специальное использование лесных ресурсов. Утверждена приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины N 26 от 31 марта 1997

Инструкция о порядке согласования и утверждения расчетных лесосек. Утверждена приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины N 38 от 5 февраля 2007

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 17 от 10 декабря 2004 » О судебной практике по делам о преступлениях и других правонарушениях против окружающей среды » (пункты 9, 18, 22).

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Авито москва область после дтп Продажа битых, аварийных и неисправных автомобилей Ищете, кому продать битый или неисправный автомобиль? Поможем! Предлагаем два способа продажи Вашего авто: Способ №1 (Идеальный для авто моложе 15 лет) : Мы готовы купить ваш автомобиль в любом состоянии […]
  • Код вида деятельности 12 енвд Коды видов предпринимательской деятельности для ЕНВД Если вы применяете налогообложение по системе ЕНВД, то вам необходимо знать свой код вида предпринимательской деятельности. Все эти коды разделяются по группам и приведены в таблице ниже. Что такое код […]