Статья 5 фз об аудиторской деятельности

10.05.2019 Выкл. Автор admin

Статья 5 307-ФЗ — Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

О перечне случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г. (согласно законодательству РФ) см. информацию Минфина России от 12 января 2018 г.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 г., направленные письмом Минфина России от 19 января 2018 г. N 07-04-09/2694

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Внести в статью 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307 — ФЗ «Об аудиторской деятельности» дополнение, дополнив статью пунктом 5 следующего содержания:

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет более 50 процентов, а также аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия проводится аудиторской организацией в уставном (складочном) капитале которой отсутствуют доли принадлежащие иностранным юридическим и (или) физическим лицам.

Требование настоящего закона применяются к заключению договоров на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности после даты вступления в силу настоящего закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ);

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ);

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ).

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ).

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

депутатом Государственной Думы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Статья 1

Внести в статью 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307 — ФЗ «Об аудиторской деятельности» дополнение, дополнив статью пунктом 5 следующего содержания:

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет более 50 процентов, а также аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия проводится аудиторской организацией в уставном (складочном) капитале которой отсутствуют доли принадлежащие иностранным юридическим и (или) физическим лицам.

Статья 2

Требование настоящего закона применяются к заключению договоров на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности после даты вступления в силу настоящего закона

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» разработан с целью усиления защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения сохранности конфиденциальных сведений бухгалтерской и финансовой документации крупных российских предприятий и создания условий для роста конкурентоспособности российских аудиторских организаций.

1. В настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдаются тенденции, увеличивающие риски нанесения ущерба отечественной экономике. Так, в той части экономической деятельности, которая регулируется Законом «Об аудиторской деятельности», существенно доминируют представители международных аудиторских организаций, так называемая «Большая четверка» («PricewaterhouseCoopers», «KPMG», «Ernst&Young», «Deloitte&Touche»”) и наблюдается тенденция роста присутствия указанных организаций на рынке аудиторских услуг.

Иностранные аудиторские организации в настоящий момент проводят аудит большинства предприятий РФ имеющих стратегическое значение. Четыре аудиторские организации с участием иностранных собственников, занимают более сорока шести процентов совокупных доходов получаемых от аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Фактическая монополизация рынка аудита несет в себе немалые риски. Это и возможность навязывания цен и гарантированное получение сверхприбыли несколькими операторами рынка, невозможность выбора клиентом оптимальных аудиторских услуг и отсутствие эффективной конкуренции. Крупнейшие российские промышленные предприятия зависят от услуг, оказываемых аудиторскими организациями — явно ангажированных, участием в них иностранных собственников. Данное обстоятельство может вызывать справедливые сомнения, в проводимом аудите, как в процедуре независимой оценки деятельности организации.

Законопроект, направлен на ограничение допуска аудиторских организаций с иностранным участием к проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по Российским правилам бухгалтерского учета. В случае, если предприятие в соответствии с Федеральным Законом «О консолидированной финансовой отчетности», либо по иным требованиям, составляет отчетность по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МСФО), оно в праве привлекать для проведения аудита указанной отчетности любую аудиторскую организацию. Таким образом, внесение изменений в закон «Об аудиторской деятельности» не повлияет на привлечение международных инвестиций, отдельными предприятиями с государственным участием.

2. Иностранные аудиторские организации, проводя аудит предприятий с государственным участием, оборонных предприятий получают доступ к информации, имеющей стратегическое значение.

Несмотря на то, что аудиторские организации обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц и обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых или составленных ими при осуществлении аудиторской деятельности имеются риски утечки информации.

Стандартами аудиторской деятельности, действующими в РФ, предусмотрена обязательность сбора и документирования всей экономической информации о деятельности проверяемого лица и ее оформление ее в виде соответствующих аудиторских файлов.

Материнские компании 3 из 4 международных аудиторских организаций находятся в оффшорных юрисдикциях. Передача информации о деятельности проверяемого лица, в виде «рабочих документов аудитора» для прохождения «внутреннего контроля качества» в материнскую компанию «де юре» не является передачей информацией «третьим лицам». фактически является исполнением требования действующего законодательства и федеральных стандартов аудиторской деятельности. «Де факто» – это и есть передача конфиденциальных сведений бухгалтерской и финансовой документации крупнейших, ведущих российских организаций в специальные «подразделения внутреннего контроля», имеющиеся во всех аудиторских компаниях с участием иностранного капитала.

С учетом возможных негативных результатов деятельности международных аудиторских организаций назрела необходимость внесения предлагаемых изменений в законодательство. Данная позиция созвучна позиции академика Каблова Е.Н., высказанная на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ 30.04.2013 и поддержанной Путиным В.В.

3. Развитие отечественного бизнеса, повышение конкурентоспособности российский предприятий и «имортозамещение» это первоочередные задачи российской экономики. Указанные задачи были подтверждены Президентом России на заседание государственного совета 19.09.2014 года. В настоящее время российские аудиторские организации практически ни в чем не уступают организациям «Большой четверки» и способны полностью обеспечить потребности предприятий с государственным участием в качественных аудиторских услугах. Принятие предлагаемых дополнений в статью 5 Закона «Об аудиторской деятельности также позволит организовать выполнение поручений Президента РФ о привлечении на выполнение заказов для государственных нужд предприятий малого и среднего бизнеса. По данным Министерства Финансов РФ 89,4% всех аудиторских организаций относятся к малым, 9,4% к средним организациям.

Вносимые законопроектом изменения предусматривают установление переходных положений, что не приведет к необходимости расторгать заключенные договора и повторно проводить конкурсы по выбору аудитора.

Принятие Федерального Закона не повлечет дополнительных затрат средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Тк рф увольнение в связи с выходом на пенсию Как уволить пенсионера Актуально на: 31 января 2017 г. Частый вопрос на форумах кадровиков и бухгалтеров – как уволить пенсионера. В зависимости от основания расторжения трудового договора порядок увольнения пенсионера будет отличаться. Ведь одно дело […]
  • Кто составляет договор дарения доли квартиры Тарифы нотариусов за составление и заверение договора дарения доли квартиры в 2018 году + примеры Прежде чем узнать тарифы, запомните — почти все нотариусы не принимают договора дарения доли квартиры «со стороны», а сами их составляют. Хоть по закону можно […]
  • Ндс в расходах при усн 2018г Упрощенка (УСН) 2018: доходы минус расходы, последние изменения В соответствии с законодательством РФ, лицо, оформившее свою деятельность, как индивидуальный предприниматель, вправе выбрать одну из предлагаемых систем упрощенного налогообложения. УСНО […]