Списание объектов незавершенного строительства документальное оформление

26.03.2019 Выкл. Автор admin

Списание объектов незавершенного строительства документальное оформление

Документ : Как отразить в учете списание объекта незавершенного строительства

Как отразить в учете списание объекта незавершенного строительства

ВОПРОС: Наше предприятие еще в 1995 году начало строительство здания хозрасчетным способом. Но вскоре строительство остановили, и объект постепенно пришел в негодность. Как правильно оформить и показать в учете его списание?

ОТВЕТ: Начнем с документального оформления операции по списанию объекта незавершенного строительства (далее — ОНС). Порядок списания расходов по ликвидируемым объектам незавершенного строительства утвержден совместным приказом Минстата Украины, Минэкономики Украины, Минфина Украины и Госкомитета по вопросам градостроения и архитектуры от 28.09.95 г. N 243/150/156/195 (далее — Порядок). Отметим, что он обязателен для строений, которые сооружают за счет средств государственного бюджета и бюджетных займов. А поскольку Вы строили хозспособом (за счет собственных средств), то для Вас Порядок носит рекомендательный характер.

Итак, согласно п.З Порядка решение о ликвидации ОНС принимает руководитель предприятия. В решении необходимо указать сум мы расходов, которые списывают с баланса, и суммы расходов, необходимые для ликвидации ОНС (разборка сооружения, конструкций и др.). Затем руководитель утверждает состав ликвидационной комиссии. При этом составляют акт о прекращении строительства (его форма приведена в приложении N 1 к Порядку).

Потом полученные при разборке материалы, пригодные для дальнейшего использования, оприходуют с одновременным признанием дохода (см. таблицу). Комиссия устанавливает и оформляет актом их фактическую пригодность для использования в строительстве или для реализации. На баланс их зачисляют по справедливой стоимости. В бухгалтерском учете стоимость объекта, аккумулированную на счете 15 «Капитальные инвестиции», включают в расходы текущего периода. Туда же — и стоимость работ по ликвидации объекта незавершенного строительства.

Перейдем к налоговому учету. Здесь ликвидации ОНС не отражают. Почему? Во-первых, у Вас не возникает налогового обязательства по НДС, так как Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. N 168/97-ВР (далее — Закон о НДС) не предусматривает начисления налоговых обязательств при ликвидации объектов незавершенного строительства (данный объект еще не является основным фондом). Кроме того, в налоговый кредит Вашего предприятия не попадают суммы НДС, связанные с его строительством. Это обусловлено требованием п. 11.8 Закона о НДС: «сумма налога на добавленную стоимость по основным фондам, не введенным в эксплуатацию до 1 января 1999 года, в состав налогового кредита не включается и относится к стоимости таких основных фондов с целью их амортизации». Следовательно, Вы не должны сторнировать какие-либо суммы из налогового кредита. Не надо Вам корректировать и валовые расходы, потому что к ним не были отнесены расходы, понесенные при строительстве. А в силу того, что ОНС не стал основным фондом (не был введен в эксплуатацию), в налоговом учете не начисляли и амортизацию (об этом говорится и в налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 15.02.02 г. N 74).

В налоговом учете Вы не отражаете стоимости полученных в результате ликвидации товарно-материальных ценностей (например, строительных материалов). По сути, они не являются бесплатно полученными на основании Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. N 283/97-ВР(далее — Закон о прибыли). Плюс ко всему их стоимость не учитывают при перерасчете согласно п.5.9 Закона о прибыли, ибо расходы на их приобретение не входили в состав валовых расходов. А вот при продаже демонтированных материальных ценностей у Вас возникнут как валовые доходы, так и налоговое обязательство по НДС.

«Все о бухгалтерском учете» N 56(844), 13 июня 2003 г.
Подписной индекс 35200

Списание объекта незавершенного строительства и учет расходов

Объект незавершенного строительства может быть списан по акту. В бухгалтерском учете данное списание отражается проводкой: Дебет 91.02 Кредит 08.03.

Для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе учесть расходы на ликвидацию (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Вопрос об учете для целей налогообложения стоимости ликвидируемого объекта является спорным.

По мнению налоговых органов и ряду судебных решений (письма Минфина России от 23.11.2011 № 03-03-06/1/772, от 03.12.2010 № 03-03-06/1/757, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2011 по делу № А56-60650/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2008 № Ф-04-883/2008(1734-А67-34), Ф-04-883/2008(464-А67-34) по делу № А67-1857/07) налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства.

В то же время, согласно Определению Президиума ВАС РФ ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10 по делу № А38-7141/2009 налогоплательщик имеет право учесть стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства в целях исчисления налога на прибыль.

Вы можете руководствоваться данным решением, но не исключено, что свою правоту придется доказывать в судебных инстанциях.

Следует также учитывать, что, по мнению Минфина России, стоимость материалов, полученных при разборке такого объекта, увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов (письма Минфина России от 19.04.2010 № 03-03-06/1/277 и от 21.10.2009 № 03-03-05/188).

Получить больше информации об учете объектов незавершенного строительства можно в ИС 1С:ИТС.

Ликвидация объекта незавершенного строительства: оформление и учет

19.10.2014 2334 0 0

В процессе осуществления хозяйственной деятельности иногда возникают ситуации, когда сельхозпредприятие по определенным причинам решает не достраивать объекты незавершенного строительства, а ликвидировать их. В данной консультации рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по ликвидации таких объектов.

Документальное оформление

Для списания объекта незавершенного строительства в первую очередь следует издать приказ по предприятию о создании комиссии. В ее состав рекомендуем включить специалиста, который смог бы сделать профессиональное заключение о нецелесообразности достройки объекта и его дальнейшей эксплуатации (например, специалиста по оценке объектов строительства). Комиссия должна осуществить непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, выявить причины и основания для его ликвидации (причины несоответствия критериям признания активом), составить и подписать соответствующий акт на списание (далее – акт).

Форма акта нормативными документами не установлена. Поэтому рекомендуем взять за основу Акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352, или самостоятельно разработать акт произвольной формы.

В любом случае акт как первичный документ должен иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвующее в осуществлении хозяйственной операции (ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Другая информация относительно списываемого объекта (детализация) в акте отражается в объемах, определенных членами комиссии. При этом, как указано в письме Минфина от 06.12.13 г. № 31-08410-07-27/35654, такая детализация должна обеспечить раскрытие содержания хозяйственной операции и идентификацию активов, обязательств, доходов или расходов, связанных с ней. Поэтому в акте рекомендуем кроме обязательных реквизитов приводить данные, характеризующие объект: год строительства объекта, стоимость объекта, причины ликвидации и т. п. Акты отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем предприятия.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете понятие незавершенного строительства идентично понятию незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы. Так, согласно п. 48 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561, расходы на строительство (изготовление), приобретение и улучшение объектов основных средств от начала и до окончания указанных работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями (незавершенным строительством).

В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, расходы на создание материальных необоротных активов отражаются на субсчете 151 «Капитальное строительство».

В случае списания незавершенного строительства расходы, аккумулированные на субсчете 151, списываются в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов». На этот же субсчет списываются и расходы на демонтаж такого объекта незавершенного строительства.

В результате ликвидации объекта незавершенного строительства могут быть получены товарно-материальные ценности (далее – ТМЦ), например стройматериалы, которые можно использовать в хозяйственной деятельности сельхозпредприятия или реализовать. Оприходование таких ТМЦ осуществляется на основании оформленной членами комиссии накладной. ТМЦ зачисляются на счета учета материальных запасов по чистой стоимости реализации с одновременным признанием прочего дохода. Напомним, что чистая стоимость реализации согласно п. 26 П(С)БУ 9 определяется по каждой единице запасов путем вычета из ожидаемой цены продажи ожидаемых расходов на завершение производства и сбыт.

В Балансе стоимость незавершенных капитальных инвестиций в строительство, которые осуществляются предприятием, отражается в статье «Незавершенное строительство» (стр. 1005) (п. 2.8 Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности, утвержденных приказом Минфина от 28.03.13 г. № 433).

Налог на прибыль и НДС

Несмотря на то что учет капитальных инвестиций регламентируется теми же нормативными актами, что и учет основных средств, незавершенные капитальные инвестиции не являются основными средствами. Поэтому нормы Налогового кодекса (далее – НК) относительно налогообложения операций, связанных с ликвидацией основных средств, не распространяются на операции по ликвидации незавершенного строительства. Это значит, что сельхозпредприятие не имеет права включать в состав расходов стоимость незавершенного строительства, а также расходы, связанные с ликвидацией незавершенных объектов.

Однако если после ликвидации предприятие получит ТМЦ, то они подлежат включению в состав доходов. Так, в подкатегории 102.09.01 Общедоступного информационно-справочного ресурса (ОИР) специалисты налоговой службы предоставили разъяснение, как отражать в налоговом учете оприходование и продажу ТМЦ, полученных в результате ликвидации основных средств. Такие разъяснения можно смело применять и при ликвидации объектов незавершенного строительства, тем более что они полностью отвечают принципам ведения бухгалтерского учета по операциям ликвидации необоротных активов. Они заключаются в следующем:

стоимость полученных ТМЦ в отчетном периоде признания их активами включается в состав дохода, который учитывается при исчислении объекта налогообложения (пп. 135.5.15 НК);

если ТМЦ реализуются, то по дате перехода покупателю права собственности на такие ТМЦ в состав дохода включается стоимость их продажи (пп. 135.4.1, п. 137.1 НК). Одновременно стоимость, по которой они ранее признавались активом, включается в состав расходов как прямые материальные расходы (п. 138.8 НК).

Что касается НДС, то в периоде списания объектов незавершенного строительства сельхозпредприятию следует начислить налоговые обязательства со стоимости приобретенных для такого строительства товаров/услуг, при условии что во время приобретения был отражен налоговый кредит [подробнее о начислении таких обязательств см. на с. 28 данного номера. – Ред.].

Пример

В связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего использования объекта незавершенного строительства предприятие решило ликвидировать его. Незавершенное строительство, которое ликвидируется, отражено в бухгалтерском учете на счете 151 в сумме 20 000 грн. Во время строительства этого объекта был сформирован налоговый кредит по НДС в сумме 3 500 грн.

В ходе ликвидации объекта предприятие получило ТМЦ, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности (предназначены для реализации другому предприятию). Эти запасы соответственно оприходованы по чистой стоимости реализации в сумме 4 450 грн., а проданы другому предприятию по цене 6 000 грн., в т. ч. НДС – 1 000 грн.

Расходы налогоплательщика на ликвидацию объекта в сумме стоимости работ по демонтажу объекта, выполненных предприятием-подрядчиком, в соответствии с актом приемки-передачи выполненных работ составили 1 000 грн., кроме того НДС – 200 грн.

Бухгалтерские записи по указанным операциям приведем в таблице:

Порядок и документальное оформление ликвидации основных средств

Одним из способов выбытия основных средств является его ликвидация .

Ликвидация основных средств осуществляется в результате:

  • списания в случае морального и (или) физического износа;
  • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, вызванных форс — мажорными обстоятельствами;
  • по другим аналогичным причинам.

Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен п.п.94 — 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств , утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н.

1) Создание комиссии.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

В компетенцию комиссии входит:

  • осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
  • составление акта на списание основных средств (форма N ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причин, вызвавших аварию, если они имели место).

2) Составление акта на списание основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств . Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены новые формы первичной учетной документации по учету основных средств .

Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы :

  • Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) — форма N ОС-4 ;
  • Акт о списании автотранспортных средств — форма N ОС-4а ;
  • Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) — форма N ОС-4б .

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

В показателях граф «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость»:

  • — по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
  • — по объектам, не проходившим переоценку, — первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
  • В показателях граф «Сумма начисленной амортизации (износа)» указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
  • Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
  • — в разделе 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма N ОС-4);
  • — в разделе 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма N ОС-4а);
  • — в разделе 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств» (форма N ОС-4б).

3) Оприходование материальных ценностей.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

4) Отметка в инвентарной карточке (книге) .

На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.

Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 утверждены следующие формы для учета наличия и движения объектов основных средств :

  • Инвентарная карточка учета объекта основных средств — форма N ОС-6 ;
  • Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств — форма N ОС-6а ;
  • Инвентарная книга учета объектов основных средств — форма N ОС-6б ( для малых предприятий ).

Указанные формы ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре .

Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

2. Бухгалтерский учет

Согласно п.101 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств — первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.), а по кредиту указанного счета — сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.

Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п.103 Методических указаний) .

Согласно п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе :

  • внереализационных расходов – в случае списания при моральном и физическом износе основных средств;
  • чрезвычайных расходов — в случае списания в результате аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях .

Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств отражаются соответственно в составе внереализационных или чрезвычайных доходов .

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками :

Дт 01-«Выбытие основных средств» Кт 01 — отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств;

Дт 02 Кт 01-«Выбытие основных средств» — списана сумма начисленной амортизации;

Дт 91-2 (99) Кт 01-«Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость объекта основных средств ;

Дт 91-2 (99) Кт 23 (25, 69, 70, другие счета) – списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;

Дт счета 10 Кт 91-1 (99) — оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств ( по рыночной стоимости) .

3. Налоговый учет

В целях исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться главой 25 НК РФ .

Согласно пп.8 п.1 ст.265 НК РФ в составе внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы . При этом , необходимо учитывать требования ст.252 НК РФ о том , что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены .

Согласно п.13 ст.250 НК РФ в составе внереализационных доходов должны учитываться доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Исключение составляют доходы , указанные в п.18 ст.251 НК РФ , а именно , доходы в виде стоимости материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Указанные доходы не учитываются в целях налогообложения .

Дата признания дохода в виде стоимости полученных материальных ценностей определяется в зависимости от метода определения доходов и расходов .

При методе начисления такие доходы признаются на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп.8 п.4 ст.271 НК РФ).

При кассовом методе такие доходы признаются в момент оприходования имущества (п.2 ст.273 НК РФ).

В целях исчисления налога на добавленную стоимость необходимо руководствоваться главой 21 НК РФ . Основной вопрос , возникающий при выбытии недоамортизированных основных средств – нужно ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости выбывающих основных средств ?

Позиция налоговых органов . Уплаченная при приобретении ОС и принятии их к учету сумма налога, на которую уменьшен подлежащий уплате в бюджет НДС, должна быть восстановлена в части НДС, которая приходится на остаточную стоимость объекта, недосписанную на издержки производства и обращения через амортизацию. Данная позиция изложена , в частности , в Письме УМНС России по г. Москве от 02.11.2001 N 02-11/50849.

Аргументы против . Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено , что при выбытии основных средств до их полной амортизации налогоплательщик обязан возвратить в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящийся на остаточную стоимость основных средств. Таким образом, выбытие основных средств до их полной амортизации не влечет возникновения обязанности налогоплательщика по возврату в бюджет налог на добавленную стоимость, приходящегося на остаточную стоимость выбывших основных средств. Такое решение было принято ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003г. по делу № А44-1997/02-С9 .

При исчислении налога на добавленную стоимость необходимо так же учитывать , что согласно пп.2 п.1 ст.146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций признается объектом обложения НДС .

Организация производит ликвидацию оборудования в связи с полным моральным и физическим износом . Первоначальная стоимость оборудования 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 26 000 руб. Расходы по ликвидации (демонтаж) оборудования составили: — заработная плата и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования — 1000 руб., общепроизводственные расходы — 500 руб. Стоимость деталей и узлов, полученных от ликвидации — 2000 руб.

В бухгалтерском учете организации будут оформлены проводки:

В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками :

Дт 01-«Выбытие основных средств» Кт 01 – 30 000 руб. — отражена первоначальная стоимость списываемого оборудования;

Дт 02 Кт 01-«Выбытие основных средств» – 26 000 руб. — списана сумма начисленной амортизации;

Дт 91-2 Кт 01-«Выбытие основных средств» – 4000 руб. — списана остаточная стоимость оборудования ;

Дт 91-2 Кт 69, 70 – 1000 руб. — списаны затраты на заработную плату и ЕСН работников, занимавшихся разборкой оборудования связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;

Дт 91-2 Кт 25 – 500 руб. — списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией оборудования;

Дт счета 10 Кт 91-1 — 2000 руб. — оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств ( по рыночной стоимости) .

Дт 99 Кт 91-9 – 3 500 руб. — на сумму убытка от ликвидации оборудования .

В целях налогового учета :

сумма внереализационных расходов составит 5 500 руб. (4000 + 1000 + 500);

сумма внереализационных доходов составит 2000 руб.

Как правильно списать в казенном учреждении затраты незавершенного строительства?

Вопрос-ответ по теме

Как правильно списать в казенном учреждении затраты незавершенного строительства?

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Задать вопрос и получить гарантированный ответ можно через
Электронную Систему «Госфинансы».

Ответ: Вложения (инвестиции) в объекты нефинансовых активов при их создании (строительстве) подлежат учету на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» в объеме фактических затрат (п. 127 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Стоимость таких вложений при их списании согласно п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), отражается в учете казенных учреждений проводкой:

Дебет КДБ 1 401 10 100 (КРБ 1 401 20 200) Кредит КРБ 1 106 11 410.

Выбор конкретного аналитического счета, в дебет которого необходимо списывать стоимость вложений в объект незавершенного строительства, производится исходя из оснований списания. Так, например, списание произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 1 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами». А при списании вложений, уничтоженных в результате террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя, а также по иным причинам, соответствующие суммы подлежат списанию в дебет счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Действующие нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо специальных правил документального оформления хозяйственных операций по списанию вложений в объекты незавершенного строительства. В связи с этим учетной политикой казенного учреждения вполне обоснованно может быть предусмотрена возможность применения при списании таких объектов первичных учетных документов, применяемых в аналогичных ситуациях в целях оформления выбытия основных средств.

Так, например, при списании объекта незавершенного строительства в связи с невозможность его достройки (приведения в состояние, пригодное к использованию) может применяться Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).

Если же вложения в основное средство на дату списания не имеют материально-вещественной формы, то может применяться Акт списания, разработанный казенным учреждением самостоятельно, но содержащий все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 7 Инструкции № 157н.

Для подготовки и принятия решения о списании государственного (муниципального) имущества в казенном учреждении создается постоянно действующая Комиссия по поступлению и выбытию активов (п. п. 25, 34, 51 Инструкции № 157н). В состав комиссии, как правило, включаются работники, обладающие специальными знаниями. Если же такие работники в казенном учреждении отсутствуют, то для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты (в том числе и на платной основе, если иное не предусмотрено соответствующим нормативными правовыми актами).

При списании (выбытии) имущества (в том числе и числящегося в составе вложений в нефинансовые активы) должностным лицам казенного учреждения необходимо обратить особое внимание на соблюдение требований по согласованию подобных операций с профильными органами государственной власти (местного самоуправления) и (или) уведомлению таких органов об уже совершенных хозяйственных операциях. Под профильными органами в данном случае прежде всего подразумеваются: орган, в ведении которого находится казенное учреждение, а также орган, осуществляющий ведение Реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Конкретный порядок осуществления упоминаемых выше процедур согласования (уведомления), которым следует руководствоваться, устанавливается на уровне того публично-правового образования, на базе имущества которого создано ваше казенное учреждение.

Таким образом, Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) или иной первичный документ на списание вложений в нефинансовые активы может быть принят к учету только после выполнения всех требований, связанных с согласование подобной хозяйственной операции.

К документам, которые необходимо предоставлять для получения согласования на списание объекта незавершенного строительства, нормативные правовые акты, принимаемые на уровне определенного публично-правового образования, могут относить:

1) сопроводительное письмо;

2) заключение учреждения о возможности списания имущества с учетом прогноза влияния списания имущества на дальнейшую деятельность учреждения;

3) перечень объектов имущества учреждения, решение о списании которых подлежит согласованию;

4) регистры аналитического учета, которые велись в учреждении по объекту, решение о списании которого подлежит согласованию (в том числе Многографные карточки ф. 0504054);

5) выписку из Реестра имущества в отношении имущества, решение о списании которого подлежит согласованию;

6) копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов учреждения на объект недвижимого имущества и земельный участок под ним (в том числе копии документов, подтверждающие государственную регистрацию прав на объект незавершенного строительства, если процедура регистрации проводилась);

7) копии документов кадастрового учета на земельный участок, объект незавершенного строительства;

8) копию решения учреждения о создании профильной комиссии с приложением положения о данной комиссии и ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения;

9) копию протокола заседания комиссии учреждения;

10) оформленный комиссией учреждения Акт о списании имущества;

11) заверенные в установленном порядке (с указанием даты съемки) фотографии объекта, решение о списании которого подлежит согласованию;

12) документы, подтверждающие обстоятельства, по которым объект незавершенного строительства подлежит списанию (справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций; заключения, согласно которым отсутствует техническая возможность приведения объекта в состояние, пригодное к использованию и т.п.).

Все представляемые документы, как правило, подписываются руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) и главным бухгалтером учреждения (за исключением оформляемого комиссией учреждения Акта о списании имущества) и представляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде.

Отражение в бухгалтерском учете списания объекта незавершенного строительства до утверждения в установленном порядке решения о его списании и реализация мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных Актом о списании, не желательно.

Материальные запасы, полученные от ликвидации объекта и остающиеся в распоряжении учреждения, приходуются по фактической стоимости, определенной исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н). Оприходование таких материальных ценностей может быть оформлено, например, на основании Приходного ордера, составленного по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.

Соответствующие сведения о затратах, связанных со списанием объекта незавершенного строительства, а также данные о поступлении материальных ценностей от его списания отражаются в Акте о списании имущества.

Сведения о списании объекта незавершенного строительства отражаются уполномоченным органом в Реестре имущества на основании данных, представленных в установленном порядке его балансодержателем (в данном случае — вашим казенным учреждением).

Списание объекта незавершенного строительства может быть сопряжено с самыми различными трудностями. Например, на дату списания он вполне может быть не зарегистрирован ни в Реестре имущества публично-правового образования, ни в органах Росреестра, а вот стоимость произведенных вложений может быть весьма значительной. В подобных ситуациях тем более желательно формировать комплект из всех документов на списание объекта, которые в силах собрать учреждение, и направлять его на согласование в вышестоящую организацию и органы, осуществляющие права собственника в отношении имущества публично-правового образования.

Отвечает: В.В. Пименов, руководитель аналитического отдела ООО «Лаборатория информационных исследований»

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Смотрите еще:

  • Материальная помощь пенсионерам инвалидам Получить материальную помощь на лечение станет проще В областную программу «Забота» будут внесены изменения, которые усилят социальную защиту людей в 2016-2018 годах. Такая программа была утверждена в 2015 году депутатами областного совета . Речь идет о […]
  • Гк рф с изменениями и дополнениями на 2018 год Новый ГК РФ с изменениями на 2018 год Гражданский кодекс РФ – кодифицированный федеральный закон, который на государственном уровне регулирует права и обязательства всех граждан Российской Федерации. Каждый россиянин обязан знать свои права, поэтому данный […]
  • Статья 18 закон о гражданстве российской федерации Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ЗАКОН РФ от 28.11.91 N 1948-I (ред. от 06.02.95) "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В данном виде документ опубликован не был (в ред. от […]