Социально-экономические права граждан казахстана

07.03.2019 Выкл. Автор admin

5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности

Данная группа прав, свобод и обязанностей по объему занимает в Конституции Казахстана второе место после лич­ных. Это свидетельствует о значительном демократическом прогрессе в республике и отказе от «социалистических» цен­ностей, одной из которых считался приоритет социально-эко­номических прав в ущерб личным правам. Кроме того, в пре­жнем подходе отчетливо проявлялась ориентация на монополь­ную роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, который находился под всесторон­ней государственной опекой. На самом деле таким образом ущемлялись социальное благополучие и самостоятельность личности, отсекались от социальной сферы общественные и благотворительные фонды, порождались иждивенческие при­вычки.

Экономические и социальные права касаются таких важ­ных сфер общественной жизни, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и призваны обес­печить физические, материальные, духовные и другие соци­ально значимые потребности человека.

В соответствии с Конституцией (ст. 24) каждый имеет пра­во на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. За каждым Конституция признает также право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гиги­ены, на вознаграждение за труд без дискриминации, на соци­альную защиту от безработицы. Принудительный труд в прин­ципе запрещен и допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Гаранти­руется право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку. В порядке реализации права на отдых работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный от­пуск. В ст. 28 гражданам гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возра­сту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Поощряются добровольное соци­альное страхование, создание дополнительных форм социаль­ного обеспечения и благотворительность.

Наряду с правом на труд в Конституции Казахстана при­знаются право частной собственности и ее наследования. Однако согласно ч. 1 ст. 26 Конституции не все лица, прожи­вающие на территории республики, а только «граждане Рес­публики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество». Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его воз­мещения.

В условиях развивающихся рыночных отношений особое значение приобретает свобода предпринимательской деятель­ности, которую Конституция в ч. 4 ст. 26 гарантирует каждому. Поскольку за короткий промежуток времени трудно отойти от монопольного права государства на экономическую деятельность, а также обходиться без так называемых естественных монопо­лий (на транспорте, в горной промышленности и т. д.), то Кон­ституция установила, что монополистическая деятельность ре­гулируется и ограничивается законом. По существу это также направлено на развитие рыночных отношений, чему служит и запрет недобросовестной конкуренции.

В Конституции (ч. 1 ст. 25) в своеобразной форме записано такое важное социальное право, как право на жилище: не до­пускается лишение жилища, иначе как по решению суда. В то же время исчезла из Конституции норма, существовавшая в советский период и провозглашавшая право на бесплатное получение жилья.

К социальным правам относится также право на образова­ние (ст. 30). Данное право гарантировано, как это принято в демократических государствах, с учетом интересов достаточ­но широкого круга заинтересованных сторон. Прежде всего Конституцией гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, которое обязательно. Гражданин имеет право получить на конкурсной основе бес­платно высшее образование также в государственном выс­шем учебном заведении. В то же время на основаниях и в по­рядке, установленных законом возможно получение платного образования в частных учебных заведениях. Это способствует привлечению для нужд образования негосударственных средств, разгружает государственный бюджет и, по крайней мере по­тенциально, может способствовать повышению качества обра­зования. Далее, получение платного образования ставится под контроль государства, так как деятельность любых учебных заведений должна соответствовать общеобязательным стандар­там образования, которые устанавливаются государством. Сле­дует отметить, что право на получение бесплатного образо­вания гарантируется только гражданам.

Надо сказать, что Казахстан испытывает серьезные труд­ности с финансированием образования. В 1999 г . государство смогло обеспечить бесплатное образование только для 8 тыс. студентов, а для 7 тыс. предусматривалась выдача возвратных образовательных кредитов. Прием студентов в государственные вузы был сокращен вдвое по сравнению с предшествующим годом. Экзамены проводились путем тестирования в регионах, после чего в республиканском центре тестирования принима­лось окончательное решение. По данным 1998 г ., расходы на образование на человека составляли 97 долл. США, тогда как а России — 237 долл., а в США — более 5 тыс. долл.*

* См.: Поиск. 1999. № 19.

Еще одно существенное социальное право, гарантируемое Конституцией (ч. 1 и 2 ст. 29) гражданам, — право на охрану здоровья. Граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Ка­ков этот объем, насколько он достаточен, сказать трудно.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 27 Конституции забота о детях и их воспитание суть естественные право и обязанность родителей так же, как совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Конституция возлагает на граждан обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, равно как сохранять приро­ду и бережно относиться к природным богатствам (ст. 37, 38).

Социально-экономические права граждан казахстана

Конституция Республики Казахстан о трудовых отношениях. Понятие собственности. Право на свободу труда. Предприимчивость. Материальная поддержка безработных граждан. Отношения между гражданином и государством, между гражданином и предприятием.

Значение удовлетворения материальных потреб­ностей.’ Экономические и социальные права и свободы нужны человеку для реализации своих возможностей в сфере материального производства и распределения, для удовлетворения духовных и других общественных или личных потребностей. Есть одно условие использования гражданами своих прав и осуществления свобод в этой сфере. Это достаточный уровень развития экономики страны, так как только при развитой экономике закладываются основы реализации назван­ных прав и свобод граждан. В стране с кризисной экономикой и отсталым материальным производством говорить о реализации социально-экономических прав и свобод не приходится.

Основные направления экономической политики государства Казахстан выражаются в следующих моментах:

— для удовлетворения общественных потребностей создается экономика, основанная на частной и государ­ственной собственности;

—поддерживается любая полезная для общества форма предпринимательства, отдается предпочтение сфере произ­водства материальных благ, строительства, транспорта, частной торговли.

Государство должно поддерживать частную инициа­тиву, направленную на накопление собственности, так как предпринимательская деятельность ориентируется на формирование и развитие экономики. Каждый гражданин должен иметь возможность заниматься любимым делом, красиво одеваться, полноценно питаться, давать образование своим детям и быть уверенным в завтрашнем дне. Человека, имеющего примерно такой уровень достатка, можно назвать представителем среднего класса. Государство ставит своей целью формирование общества среднего класса, являющегося основой социальной и политической стабильности и высокого уровня жизни людей.

Права собственника. Право собственника состоит из трех элементов: а) право владения; б) право пользования; в) право распоряжения.

Право владения означает, что человек имеет юриди­ческую возможность владеть объектом собственности: движимым и недвижимым имуществом. Сюда можно отнести частный дом, дачу, автомобиль, деньги, различные вещи и т.д. Правом пользования называют право извлечения выгоды из полезных свойств объекта собственности, эксплуатации техники, технологии. Право распоряжения проявляется в возможности продавать, сдавать внаем, оставлять в наследство, передавать безвозмездно кому-нибудь и т.д. Собственник имеет право распоряжаться своей собственностью в соответствии с законом, т.е. он не может использовать свое имущество во вред другому человеку, обществу.

Частная собственность может приобретаться различ­ными путями: в результате производства материальных благ, духовных ценностей, получения наследства, подарков, реализации ценных бумаг и т.д.

Государство защищает право собственности своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами, а также частную собственность, во-первых, от преступных посягательств (хищения, разбазаривания, порчи), во-вторых, от любых действий, наносящих ей ущерб. За посягательство на частную собственность виновный привлекается к уголовной и материальной ответственности. Закон защи­щает частную собственность от неправомерного посяга­тельства со стороны государственных органов и должно­стных лиц. Если нанесен вред имуществу гражданина, то он имеет право обратиться в суд с требованием возмещения причиненного ущерба.

Предпринимательская деятельность. Частное пред­принимательство— форма осуществления экономических свобод граждан, одно из основных условий, обеспечи­вающих переход к рыночной экономике. Издан Закон Республики Казахстан «О поддержке и защите частного предпринимательства”. В Конституции Республики Казахстан записано: «Каждый имеет право на свободу предпринимательства”.

Частное предпринимательство — это работа граждан, направленная на удовлетворение спроса на различные товары, услуги, помощь. Каждый гражданин Республики Казахстан вправе заниматься любым видом предпринима­тельской деятельности. Деятельность предпринимателя можно ограничивать в целях защиты безопасности обще­ства, граждан, окружающей среды, обеспечения соблю­дения правил безопасности. Иначе говоря, человек не может заниматься такой предпринимательской деятельностью, которая может причинить вред людям, обществу, окружающей среде (порча земли, загрязнение вод и т.п.).

Предпринимательством может заниматься отдельный человек или группа людей. Государство установило многочисленные льготы предпринимателям: выдает кре­диты из государственного фонда, обеспечивает необхо­димыми средствами и т.д. Такая помощь, в первую очередь, оказывается тем предпринимателям, которые занимаются производством материальных ценностей. Это и понятно — предприниматели способствуют развитию экономики, удовлетворению потребностей в товарах, продуктах.

Право на свободу труда. Свобода труда относится к основным правам граждан. Это право означает, что трудоспособный человек имеет юридическую возможность своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Согласно Конституции Республики Казахстан, «каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии”.

Конституция и законы Республики Казахстан, провоз­гласив право на свободу труда, гарантируют свободу трудового договора. При поступлении на работу заключается трудовой договор между гражданином и предприятием.

Свобода труда означает право заниматься предпринимательством, право на юридическую возможность каждого способного к труду человека по своему желанию устраиваться на работу в государственные или частные предприятия, учреждения и организации. Также данное право предоставляет человеку возможность устраиваться на работу по своей специальности. Государство стремится создать условия, обеспечивающие трудоустройство каждого гражданина по его способностям и желанию. Для обеспечения трудоспособных граждан работой государство предпринимает необходимые меры, создает специальные органы, занимающиеся трудоустройством безработных.

Право на отдых. Согласно Закону Республики Казахстан о труде, время, в течение которого работник освобождается от выполнения своих трудовых обязан­ностей и использует его по своему усмотрению, считается временем отдыха. Время отдыха включает: перерыв между рабочими днями (этот перерыв начинается после рабочего дня и продолжается до следующего рабочего дня); еженедельные выходные дни; установленные конституцией праздничные дни; ежегодный отпуск. В договоре между работодателем и работником могут быть определены и другие виды отдыха. Работодатель не вправе привлекать граждан к работе во время отдыха. Такое возможно только в случае взаимного согласия работника й работодателя.

Право граждан на жилище. Законы Республики Казахстан предоставляют гражданам жилищные права. Граждане имеют право строить, покупать жилище, получать квартиру из государственного жилищного фонда в установленном порядке. Запрещается выселение из жилища кого бы то ни было. Выселение может производиться только в случаях, предусмотренных зако­ном. При лишении или ограничении возможности пользования жилищем гражданин имеет право обратить­ся в суд для защиты от беззакония. Если изъятию подлежит земельный участок, являющийся государ­ственной собственностью, на котором находится частный дом гражданина, то государство должно возместить ему стоимость дома или предоставить квартиру.

Право граждан на охрану здоровья переплетается с правом на жизнь. Только здоровый человек может вести полноценную, счастливую жизнь. Здоровье дает человеку возможность трудиться, зарабатывать деньги, создавать для себя приемлемые материальные условия, защищать Родину, иметь семью и растить детей. А согласно конституции, Республика Казахстан «ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека”.

Основа здоровья народа — защита окружающей природной среды от загрязнения, улучшение меди­цинского обслуживания населения. Работа в этих двух направлениях, а также и другие дополнительные меры должны стать гарантией обеспечения здоровья населения.

Право граждан на образование. Основное среднее образование в Республике Казахстан является обязатель­ным. Также граждане могут получить профессиональное образование в специальных учебных заведениях — училищах, колледжах, лицеях. Если человек хочет учиться в высшем учебном заведении — институте, универ­ситете, академии, никто не имеет права препятствовать его стремлениям.

Разумеется, каждый должен побороться за реализацию своего права на образование — выдержать экзамены, пройти по конкурсу. Наряду с государственной системой образования конституция разрешает создание частной системы образования: школ, колледжей, университетов и других учебных заведений.

Важное значение имеет право граждан заниматься художественным, научным и техническим творчеством Государство поддерживает стремление граждан к духовному творчеству. Научные исследования проводятся в исследовательских институтах, в университетах, научных центрах, которые финансируются из разных источников.

1. Что относится к экономическим и социальным правам и свободам? 2. Что вы можете сказать о защите этой группы прав и свобод граждан в современном Казахстане?

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

• Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны — декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства[11].

Социально-экономические права граждан РК и их место в системе прав и свобод граждан

Социально-экономические права и свободы граждан РК в нормативно-правовых актах суверенного Казахстана

Большинство государств мира рассматривают Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права. Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что ряд стран (Китай, Куба, Индонезия, Саудовская Аравия и др.) не являются участниками ни Пакта о гражданских и политических правах, ни Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конвенционные органы, созданные на основании международных соглашений по правам человека, при рассмотрении докладов государств о ходе имплементации ратифицированных ими договоров вносят многочисленные рекомендации о необходимости принятия странами-участниками тех или иных законодательных мер. На основании этих рекомендаций государства принимают конкретные законодательные акты и приводят своё законодательство в соответствие с взятыми на себя международными обязательствами. Даже те из них, которые не предпринимают никаких законодательных мер, в своих докладах в конвенционные органы пытаются приукрасить состояние дел в этой области и показать, что законы страны соответствуют международным нормам. Именно так действовал Советский Союз после ратификации Пактов о правах человека и многих других международных соглашений. Лишь после распада СССР в Казахстане и других странах СНГ стали приниматься меры для приведения законодательства в соответствие с международными соглашениями по правам человека [4].

Характерно, что конвенционные органы, рассматривая жалобы отдельных лиц, в своих рекомендациях соответствующим государствам ссылаются на нарушение ими не своего законодательства, а конкретных статей международных соглашений. Тем самым эти органы рассматривают соответствующие международные соглашения в качестве негосударственных источников права, имеющих приоритет над внутригосударственным законом.

Чем больше международных договоров ратифицировала Республика Казахстан, тем значительнее воздействие международного права на ее внутреннее законодательство. Однако это не всегда непосредственная зависимость.

Простая отсылка к конституции государства, которое провозглашает международное право частью внутреннего права или верховенство международных договоров над внутригосударственным законодательством, автоматически не повлечёт за собой выполнения данного положения Конвенции. Этого можно достигнуть лишь путём принятия соответствующего закона. Он должен предусматривать объявление распространения расовых идей преступлением и устанавливать конкретную уголовную ответственность за участие в расистских организациях [13, 14].

Конституция Республики Казахстан провозгласила приоритет прав человека. Права человека определены как главные ценности гражданского общества и правового государства. Не случайно, если не считать общих положений, Конституция Казахстана начинается с раздела «Человек и гражданин».

Обновлённый в Конституции статус личности порывает с прежними представлениями о том, что человека правами и свободами наделяет государство. Основной закон страны базируется на признании общественного характера прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения. Расширился перечень прав и свобод, изменилось их качественное содержание. Как уже отмечалось, впервые введено правило о приоритете международных норм перед законом Республики Казахстан.

При этом особенно принципиальное значение имеет положение о том, что они являются частью правовой системы Республики Казахстан. Ряд статей Конституции в значительной степени воспроизводят положения Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека. Это в особенности касается положений, которые лишь недавно признаны в Основном законе страны (право на жизнь, право на свободу передвижения, выбора места жительства и пребывания, право свободно выезжать за пределы и беспрепятственно возвращаться и др.).

Конституция Республики Казахстан признала в качестве источника права общепризнанные нормы международного права, относящиеся к правам человека, которые согласно этому документу, непосредственно порождают права и обязанности граждан. Конституция идёт значительно дальше в этом отношении, провозгласив все общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Казахстана составной частью её правовой системы (п. 4 ст. 15).

Отраслевое же законодательство Казахстана уже в течение многих лет формально признаёт международное право источником внутреннего права и его приоритет над внутренними законами, хотя казахстанские суды очень редко применяют его на практике.

Защита прав человека — актуальная мировая проблема. Об угрозах и масштабах опасностей для человечества ярко и убедительно говорил еще в 1975 году академик, правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров в своей знаменитой Нобелевской лекции «Мир, прогресс, права человека. Анализ мировой ситуации — проблемы и решения» [15].

Для молодого суверенного Казахстана в условиях построения правового демократического государства защита прав личности обретает особую значимость. Задача нашего общества состоит в том, чтобы все нормативные акты ориентировались на личность, создать систему организационных, правовых, нравственных и политических мер, направленных на уважение прав человека.

Социальная напряженность, безработица, политическая нестабильность, политическая пассивность населения, коррупция, сложная криминогенная обстановка, правовой нигилизм в правовом сознании людей мешают реализации социально-экономических прав. Трудность вхождения республики в рыночные отношения, которые сопровождаются сменой приоритетов, негативными явлениями несправедливой приватизации и появлением ярко выраженного социального неравенства, требуют огромной продолжительной работы по совершенствованию механизма защиты прав человека. Проблема прав человека в настоящее время нуждается в том, чтобы ее из теоретической плоскости перевели в практическую сферу.

Усилия государственной политики по созданию эффективного механизма защиты социально-экономических прав человека, можно свести в два основных направления:

а) совершенствование нормативно-правовой базы;

б) эффективное функционирование институтов по защите прав человека, как государственных, так и негосударственных.

В соответствии со статьей 13 Конституции РК каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. Таким образом, нормы Международного пакта о гражданских и политических правах в данной части нашли свое отражение в главном документе нашей страны.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства также гарантируется Конституцией Казахстана. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.

Право на неприкосновенность жилища. Статья 25 Конституции Республики Казахстан гласит: «Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по приговору суда».

Жилище человека неприкосновенно. Никто без разрешения человека не имеет права проникать в его жилище. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

Никто не имеет права лишать человека его жилья. Единственным органом, который располагает данным правом на основании закона, является суд (п. 1 ст. 25 Конституции Республики Казахстан). Определенным категориям граждан, к примеру, многодетным семьям предоставляется жилье по доступным ценам из государственных жилищных фондов [1].

Статья 20 Всеобщей декларации прав человека дает право человеку на свободу мирных собраний и ассоциаций. Данное право подтверждается статьей 32 Конституции РК [8].

Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года N 2126 «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» устанавливает процедуру проведения таких действий на территории страны, к которым относит голодовки в общественных местах, возведение юрт, палаток и иных сооружений и пикетирование к формам выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста. Однако данные действия не должны препятствовать обычной жизни других людей, к примеру, нарушение движения транспорта и пешеходов, нанесения ущерба зеленым насаждением и т.д.

Семья — это первичный элемент общества, его фундамент. Желание человека иметь семью и детей является единственным по своей природе. Забота о детях, их воспитание представляет неотъемлемое право и одновременно обязанность родителей.

Статьей 27 Конституции реализуются международные нормы по защите права на создание семьи:

«1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.

3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Право индивида на участие в управлении делами государства. Каждый гражданин республики располагает правом участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Данное право делегировано статьей 33 Конституции. Гражданин Республики Казахстан имеет право: избираться в органы местного самоуправления, избирать данные органы, принимать участие в республиканском референдуме, участвовать в государственной службе.

Каждый, пребывающий на территории Республики Казахстан, имеет право обратиться в суд за судебной защитой своих прав. Судебное разбирательство может проводиться по гражданским и уголовным делам. Пункт 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан гарантирует данное право, причем каждому лицу дается право на получение квалифицированной юридической помощи: государственной (в определенной категории случаев бесплатной) и частной, т.е. частных адвокатов [1].

Необходимо проанализировать, каким же все-таки образом в Казахстане гарантируются и реализуются социальные, экономические и культурные права.

Одним из основных акцентов в государственной политике в Республике Казахстан после распада Советского союза было формирование института частной собственности, поскольку именно наличие собственности для большинства людей является гарантом уверенности в завтрашнем дне. Действия по разгосударствлению и приватизации экономики республики были объектом пристального внимания всего каких-нибудь 7-10 лет назад.

Конституция гарантирует право на частную собственность. Статья 26 Конституции Республики Казахстан гласит, что граждане могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. Пункт 1 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан гласит, что право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательством право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Право собственности бессрочно (п. 5 ст. 188 ГК РК). Собственное имущества по своему усмотрению имеет право осуществлять эти правомочия, например, подарить или продать свою вещь, или передать ее в наследство другому человеку.

Реализации права на труд в законодательстве Республики Казахстан уделено очень пристальное внимание. Согласно статье 24 Конституции каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

Казахстан вступил в Международную организацию труда МОТ в 1993 году. Поэтому в отраслевых законах нашли отражение нормы конвенций этой организации практически по всем основным позициям.

Например, статьей 45 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года № 493 «О труде в Республике Казахстан» предусматривается, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю, также, как и в Конвенции МОТ № 47 от 22 июня 1935 года.

Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года № 528 «О безопасности и охране труда» устанавливает нормы по охране труда. Охрана труда согласно статье 1 Закона представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Согласно Конституции труд не считается обязанностью индивида. Государством исключается принудительное отношение к труду. Человек свободен в выборе профессии и в разновидности выбора труда [12].

Права, относящиеся к профсоюзам, перекликаются с политическими правами человека на свободу объединений, которые были рассмотрены выше.

Реализация права на социальную защиту, помимо Конституции, осуществляется в рамках следующих законодательных актов:

а) Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39 «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»;

б) Закон Республики Казахстан от 28 апреля 1995 г. N 2247 «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним»;

в) Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;

г) Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Пpиаpалье»;

д) Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан;

е) Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. N 126 «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан».

ж) Закон Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года N 365 «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»;

з) Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда» и другие [9].

Таким образом, статья 1 Конституции, в соответствии с которой республика является социальной, не является просто декларативной, социальная защита гарантируется и обеспечивается государством.

Право на охрану и помощь семье, матери и детям гарантируется статьей 27 Конституции РК. Более того, забота о детях и их воспитание, а также забота о нетрудоспособных родителях является обязанностью каждого человека.

Кроме того, брачно-семейное законодательство Республики Казахстан в соответствии с Законом РК «О браке и семье» основывается на принципах:

1) добровольности брачного союза мужчины и женщины;

2) равенства прав супругов в семье;

3) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

4) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии;

6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;

8) стимулирования здорового образа жизни всех членов семьи. [15]

Право на достаточный уровень жизни не оговаривается напрямую в Конституции, однако подразумевается иными законодательными актами, например, законодательными актами о социальной защите населения. Еще одним механизмом по обеспечению достаточного уровня жизни, по моему мнению, является ежегодное утверждение Законом РК «О республиканском бюджете» минимального размера заработной платы.

Кроме того, можно отметить тот факт, что одним из основных принципов, на которых строится политика государства в этой сфере, является ответственность самого человека за тот уровень жизни, который он себе обеспечивает. Государство готово помочь трудоспособному человеку получить новое образование, предоставить возможность зарабатывать средства, но не берет на себя обязательство полностью обеспечивать людей, которые ни к чему не стремятся. Как говориться, лучше дать человеку удочку, чем бесконечно ловить для него рыбу.

Согласно статье 29 Конституции РК граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья [1].

Одним из основных принципов, на которых основывается государственная политика Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан», является солидарная ответственность государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья.

В Казахстане развита сеть не только государственных, но и частных медицинских заведений. Каждый свободен в альтернативном выборе лечебного заведения.

Граждане республики вправе получать бесплатный объем медицинской помощи, установленный рамками закона в соответствии с пунктом 2 статьи 29.

В соответствии со статьей 30 Конституции РК гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование является обязательным. Кроме того, гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

Таким образом, можно отметить, что требование статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в нашей республике «перевыполняется», поскольку в странах, присоединившихся к пакту, обязательным и бесплатным для всех должно быть только начальное образование. Государство также дает возможность лицам, желающим получить высшее образование, получить его бесплатно, при условии приложения каких-либо усилий и стараний.

Право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса, право на защиту авторских прав в Казахстане обеспечивается различными законодательными актами.

Основными принципами государственной политики Республики Казахстан в области культуры согласно Закону РК «О культуре» являются:

1) государственная поддержка культуры, обеспечение и защита прав граждан Республики Казахстан на осуществление деятельности в области культуры и участие в культурной жизни;

2) свобода творческой деятельности граждан, как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе в соответствии со своими интересами и способностями;

3) охрана исторического и культурного наследия и обеспечение преемственности в их развитии.

Охрана авторских и патентных прав осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» и Патентным Законом Республики Казахстан.

Право на окружающую среду, благоприятную для жизни и здоровья человека. Государство служит гарантом в этой сфере (ст. 31 Конституции). Соответственно забота об окружающей среде является одной из первоочередных забот государства. В Республике Казахстан разработан целый комплекс мер по охране окружающей среды: охрана экологии заповедников, создание нормативов допустимости рентгенного излучения и т.д.

При этом следует отметить, что меры государства по сохранению экологического баланса будут в некоторой степени ничтожными, если сами граждане не начнут заботиться о природе: не допускать повышенный выхлоп газа в своих автомобилях, беречь лесные насаждения, позволять беспричинно и не на лицензионной основе убивать животных и др.

Особая роль в области защиты прав человека отводится специализированным организациям, как государственным, так и негосударственным.

К государственным с известными исключениями можно отнести Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан и Уполномоченного по правам человека (институт омбудсмена) [5].

К негосударственным следует относить неправительственные организации различного направления. Общественные объединения констатируют факты нарушения прав женщин, детей, пенсионеров, военнослужащих и других социально незащищенных слоев населения, особенно часто с нарушениями прав человека граждане сталкиваются в деятельности судов, органов внутренних дел и пенитенциарной системы.

12 февраля 1994 года Указом Президента Республики Казахстан была создана Республиканская комиссия по правам человека — первая официальная правозащитная организация в качестве консультативно-совещательного органа, подотчетного и ответственного в своей деятельности перед Главой государства. Формирование этого института демократии в Казахстане вписывается в общие схемы поступательного шествия идей демократии на постсоветском пространстве. Казахстанское общество пришло к пониманию, что уровень современного государства всецело связан с демократией, совершенствованием ее институтов — одной из главных тенденций мирового развития. Нет выше и важнее такого блага и ценности, как права и свободы человека, так как они выступают доминирующими началами и индикаторами демократии.

Вместе с тем решение проблем прав и свобод человека в республике происходит в определенных, специфических условиях, отражающих переходное состояние типичной евразийской страны, в которой особый менталитет, культура, образ жизни и хозяйственный уклад не приобрели еще своей определенности, фиксированного состояния и идентификации самой себя. Осознание казахстанским обществом своей евразийской сущности вызывает неотложную потребность в формировании соответствующих этой сущности мировоззрения и идеологии, отражающих большую определенность и целенаправленность деятельности в области прав и свобод человека [5].

Среди стран СНГ Казахстан с годичным отставанием последовал примеру России и создал свое национальное правозащитное учреждение в лице названной Комиссии при Президенте страны. Естественно, что, не имея собственного опыта и навыков, он перенял и применил все ценное и важное от северного соседа, тем самым, создав орган во многом схожий с российским.

В целях реализации указанных задач Комиссия обладала правом запрашивать сведения, документы и материалы от любых органов и должностных лиц; получать объяснения от должностных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии; проводить проверки деятельности органов, учреждений и организаций, относительно которых Комиссия располагает информацией о массовых либо грубых нарушениях прав человека; привлекать при необходимости к проведению расследований и проверок специалистов и работников государственных органов; беспрепятственно посещать любые органы, учреждения и организации по вопросам своей деятельности; в случаях необходимости Комиссия могла информировать Президента о своих решениях. Председатель, Секретарь и члены Комиссии утверждались Президентом.

Основные усилия Комиссии должны быть направлены на разработку и формирование государственной политики в области прав человека, ее методологических аспектов, с целью придания ей системного характера. Иначе говоря, Комиссии необходима собственная строгая специализация, так как ей совершенно не под силу одновременно заниматься всеми правозащитными проблемами.

Теперь Комиссия более акцентировано выполняет функции методологического центра и органа систематизации рекомендаций в области прав человека, а также органа, координирующего и консолидирующего деятельность различных правозащитных организаций, общественных движений, объединений, политических партий и конфессий.

Концептуально-методологическое содержание деятельности Комиссии по правам человека определяют следующие основные направления:

а) Комиссия по правам человека участвует в формировании государственной политики в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, содействуя Президенту в выполнении им конституционной обязанности гаранта соблюдения прав и свобод человека. Осуществляет подготовку аналитических материалов Президенту, отражающих всеобщие тенденции, дифференциацию и приоритетность тех или иных направлений в области прав и свобод человека, для принятия им соответствующих государственных решений, максимально учитывающих международные стандарты и нормы;

б) Комиссия проводит аналитическую работу с целью оказания помощи Президенту и иным органам власти, разрабатывает инициативы, идеи, концепции, направленные на создание на территории бывшего СССР единого гуманитарного пространства, гарантирующего защиту прав всего населения, отдельных граждан, представителей различных национальностей, этнических групп, проживающих в странах ближнего зарубежья;

в) Комиссия участвует в разработке законодательных инициатив по проблемам языка, гражданства, воинской службы, прописке, организации демонстраций и т.д., с целью оптимального сближения казахстанского законодательства с международными стандартами, либерально-демократическими нормами и ценностями в области прав и свобод человека;

г) Комиссия совместно с государственными органами науки, культуры, образования и средствами массовой информации осуществляет меры по формированию всеобщей культуры прав человека, совершенствованию системы обучения и информированности граждан Республики Казахстан в области собственных и международных прав и свобод человека;

д) Комиссия принимает всестороннее участие в деятельности международных правозащитных организаций и взаимодействует с общественными правозащитными организациями, движениями, объединениями, партиями, конфессиями и средствами массовой информации Республики Казахстан в целях выработки взаимосогласованных, взаимоприемлемых предложений в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, усилению их правовых гарантий посредством совершенствования законодательства и правоприменительной практики в стране и дальнейшей демократизации государственной и общественной жизни в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики;

е) Комиссия изучает направленные Президенту Республики Казахстан или непосредственно ей материалы, обращения лиц и организаций о фактах нарушения прав и свобод человека, руководит расследованием случаев массового нарушения прав человека или отдельных фактов ущемления прав человека, представляющих особую общественную опасность и дестабилизирующих политическую ситуацию в стране. По результатам их рассмотрения выносит решения (постановления, заключения, рекомендации), адресованные соответствующим государственным органам или должностным лицам. Готовит доклады о соблюдении прав и свобод человека, представляемые Президенту, а также информирует о положении дел в данной сфере Парламент, Правительство и высшие органы судебной и правоохранительной систем.

Для реализации этих задач и функций Комиссия активно взаимодействует со специализированными учреждениями ООН, ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Европейской комиссией по развитию демократии и прав человека в Центральной Азии [15].

Обобщение многолетнего практического опыта действия институтов омбудсмена и их законодательной основы в Австрии, Германии, Греции, Финляндии, Швеции, Португалии, Испании, Великобритании, Канаде, Австрии, Молдове, Норвегии, Мальте, Словении и других странах мира свидетельствует, что омбудсмены различаются по полномочиям и компетенции в зависимости от уровня и степени развитости правовой культуры населения, политической системы страны, действенности институтов гражданского общества и демократических традиций в том или ином государстве. Институты омбудсменов могут надеяться как императивными мандатами, обязательными контрольно-надзорными функциями, носящими только рекомендательный характер, свойственный общественным организациям. В ряде стран компетенция омбудсменов распространяется только на органы исполнительной власти, так как считается, что права человека нарушаются представителями исполнительной власти [16].

Так, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан не имела практического опыта и навыков в области защиты прав и свобод человека. Путем проб и ошибок, изучения наиболее притягательных для подражания образцов деятельности подобных учреждений и разных государствах и политико-правовых системах, уже в 1994-1995 годах она вышла к руководству страны с предложением рассмотреть вопрос о создании в Казахстане института Уполномоченного по правам человека. В разработанном Комиссией проекте комплексной Государственной программы в области прав и свобод человека были обозначены актуальность, место, роль, а также предварительное представление о путях разрешения структурно-организационных проблем, связанных с созданием подобного учреждения.

Институт Уполномоченного по правам человека — это совершенно новое для государственно-правовой действительности Казахстана явление. В связи с этим потребуется определенное время для вхождения в проблематику, формирования нужных традиций и приобретения собственного опыта и профессионализма правозащитной деятельности.

Последние должны исполнять решение омбудсмена лишь в том случае, если сила и заряд убеждений и правоты, заложенные в содержание, решения омбудсмена, подкрепленные еще и личным или общественным воздействием, способны вызвать в духовном мире государственного чиновника чувства солидарности и уважения. Опыт развитых демократических стран показывает, что омбудсмены считают сильной стороной деятельности своих институтов именно рекомендации, а не акты, имеющие обязательную силу, поскольку те, кто должен выполнять рекомендации, скорее соглашается выполнять их, а не обязательные предписания. Помимо названного, омбудсмен может требовать строгого соблюдения судом процессуального законодательства, обращать внимание на общие вопросы и систематические недостатки судебного администрирования, вызывающие обеспокоенность, но не должен подвергать сомнению, пересматривать или комментировать достоинства судебного дела и решения по нему. Это означает, что решение суда не подпадает под компетенцию Уполномоченного по правам человека [5].

Подведем итоги по данному разделу. Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан с начала своей деятельности не имела практического опыта и навыков в области защиты прав и свобод человека. Ее деятельность продвигалась путем проб и ошибок, изучения наиболее приемлемых для Казахстана образцов деятельности подобных учреждений и разных государствах. Но в 1994-1995 годах она вышла к руководству страны с предложением рассмотреть вопрос о создании в Казахстане института Уполномоченного по правам человека — совершенно нового для государственно-правовой действительности Казахстана органа. В связи с этим ему потребуется определенное время для вхождения в проблематику и со временем приобретения собственного опыта в правозащитной деятельности.

Смотрите еще:

  • Заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие лица 4а-568/2017 Шарыпово Дата: 30.06.2017 Регион: Шарыпово Номер дела: 4а-568/2017 Категория дела: п. 3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования Инстанция: Кассация Конфессия: не указана […]
  • Госпошлина за регистрации права на земельный участок Госпошлина за регистрацию земельного участка с расположенной на нем блокированной жилой застройкой составит 350 руб. Минфин России разъяснил, что в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "блокированная жилая застройка" госпошлина за […]
  • Норма часы рабочего времени в ночное время Глава IV: Рабочее время Нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем […]