Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду

08.03.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

2. Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

3. Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ в пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

4. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ в пункт 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 7 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

При этом необходимо иметь ввиду, что вышеназванные положения не распространяется на случаи, предусмотренные п. 4 ст. 10 Закона № 101-ФЗ, когда переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков их земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 10 Закона № 101-ФЗ).

Вышеназванные положения не распространяются на случаи, когда земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

В отношении предоставления земельных участков для коммерческой деятельности установлено, что приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен стст.30-33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Разъясняем законодательство

Порядок предоставления земельных участков гражданам

Вопрос: Могу ли я как обычный гражданин получить в аренду или в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности? В каком порядке осуществляется предоставление таких участков?

Отвечает и.о. прокурора Пристенского района Иванов А.Г.: Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Что касается собственности, то земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Что касается аренды, то в соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного закона передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок, установленный ст. 34 Земельного кодекса РФ, таков:

1. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче им земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в орган местного самоуправления,. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

2. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

3. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

4. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

5. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

Вместе с тем, данный порядок применяется в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следует иметь ввиду, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления.

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду

7 апреля 2015 года вступило в силу большинство положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)» от 12 февраля 2015 года № 191-VIII (далее – Закон Украины N 191-VIII). Основная цель Закона – это дерегуляция хозяйственной деятельности по аналогии с европейским законодательством и в перспективе – улучшение позиций страны в рейтинге Doing Business. Согласно этому рейтингу чем более высокую позицию занимает страна в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, тем более благоприятной является предпринимательская среда для создания и функционирования бизнеса.

В частности, согласно Закону Украины № 191-VIII облегчается процедура открытия бизнеса, ограничивается влияние госорганов на предпринимателя, сокращаются разрешительные и согласительные процедуры, повышается уровень защиты прав инвесторов, совершенствуется механизм финансирования деятельности органов Государственной регистрационной службы.

Необходимо отметить, что изменения, произошедшие в связи с вступлением в силу новых законов, непосредственно касаются участников агропромышленного сектора Украины, связанных с арендой земель сельскохозяйственного назначения.

Отметим некоторые из них.

С апреля 2015 года заключение договоров аренды земли будет осуществляться по-новому.

Участникам земельно-арендных правоотношений следует уделить особенное внимание изложенной в новой редакции ст. 15 Закона «Об аренде земли», которой урегулированы условия договора аренды земли.

Отныне существенных условий договора аренды земли только 3 (было 11):

– объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка);

– срок действия договора аренды;

– арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее оплаты и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

Кроме того, исключена норма об обязательности неотъемлемых частей договора аренды земли, которые были приложениями к договору аренды:

– план или схема земельного участка, передаваемого в аренду;

– кадастровый план земельного участка с отражением ограничений (отягощений) в ее использовании и установленных земельных сервитутов;

– акт определения границ земельного участка в натуре (на местности);

– акт приема-передачи объекта аренды;

– проект отвода земельного участка в случае его разработки согласно закону.

По согласию сторон в договоре аренды земли могут указываться другие условия.

В случае если договором аренды земли предусмотрено осуществление мероприятий, направленных на охрану и улучшение объекта аренды, к договору прилагается соглашение относительно возмещения арендатору расходов на такие мероприятия.

Договор аренды может предусматривать предоставление в аренду нескольких земельных участков, находящихся в собственности одного арендодателя (а относительно земель государственной и коммунальной собственности – земельных участков, находящихся в распоряжении одного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления).

Таким образом, со времени вступления в силу Закона Украины № 191-VIII большинство ранее существующих основных условий и неотъемлемых частей договора аренды земли, создававших определенные трудности при заключении и регистрации договоров аренды земли (прав аренды), отошли в прошлое.

Внесены изменения в положения относительно порядка передачи объекта аренды. Так, согласно ст. 17 Закона «Об аренде земли» объект аренды по договору аренды земли считается переданным арендодателем арендатору с момента государственной регистрации права аренды, если иное не установлено законом. Таким образом, оформление акта приема-передачи на законодательном уровне уже не требуется.

Уточнено определение сроков аренды земельных участков. Земельным кодексом указано, что срок аренды земельного участка не может превышать 50 лет.

Кроме того, установлено, что при передаче в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства срок действия договора аренды земли не может быть меньше 7 лет (ч. 10 ст. 93 ЗК и ст. 19 Закона «Об аренде земли»).

Введение минимального срока аренды в законодательстве Украины, прежде всего, направлено на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения путем создания долгосрочных отношений между арендатором и арендодателем, что дает возможность для привлечения инвестиций и планирования применения эффективного севооборота.

В соответствии со ст. 22 Закона «Об аренде земли» арендная плата взимается в денежной форме, однако по соглашению сторон расчеты по арендной плате за землю могут осуществляться в натуральной форме. Расчет в натуральной форме должен соответствовать денежному эквиваленту стоимости товаров по рыночным ценам на дату внесения арендной платы. Расчеты по арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности, как и ранее осуществляются исключительно в денежной форме.

Таким образом, законодателем четко предусмотрено две формы арендной платы – денежная и натуральная. Тогда как ранее существовала еще и отработочная форма. Из указанной нормы для большинства арендодателей, проживающих в сельской местности, следует то, что некоторые услуги (вспашка, сбор и молотьба урожая) будут предоставляться арендатором на основании других гражданско-правовых договоров.

На законодательном уровне определен порядок использования земельных участков, предназначенных для ведения личного крестьянского хозяйства.

Так, ст. 33 ЗК изложена в новой редакции, а ст. 5 Закона «О личном крестьянском хозяйстве» дополнена новыми частями, согласно которым земельные участки, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства, могут передаваться гражданами в пользование юридическим лицам Украины и использоваться ими для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства без изменения целевого назначения.

До апреля 2015 г. вопрос аренды земель личного крестьянского хозяйства юридическими лицами был довольно спорным, поскольку из норм ЗК и Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» косвенно вытекало требование о личном использовании данных земельных участков, без права осуществления предпринимательской деятельности на них.

Отменена обязанность разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и благоустройство угодий.

Законом № 191-VIII исключена норма, согласно которой собственники и землепользователи обязаны были использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства на основании разработанных проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий.

Теперь, в соответствии с изложенной в новой редакции ст. 52 Закона «О землеустройстве» проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, разрабатываются на основании заявления землевладельцев или землепользователей с целью организации сельскохозяйственного производства и упорядочения сельскохозяйственных угодий.

Состоялись важные изменения, касающиеся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений.

Внесенными изменениями в Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» установлен новый расчет административного сбора за проведение государственной регистрации прав и их обременений, внесение изменений в записи Государственного реестра прав и предоставление информации из Государственного реестра прав.

Так, за государственную регистрацию прав взимается административный сбор в следующем размере, в частности:

1) за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество:

для физических лиц:

– относительно расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества площадью до 100 квадратных метров – 0,07 минимальной заработной платы (85,26 грн.);

– относительно расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества площадью до 200 квадратных метров – 0,1 минимальной заработной платы (121,80 грн.);

– относительно расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества площадью более 200 квадратных метров – 0,2 минимальной заработной платы (243,60 грн.);

– в отношении земельных участков – 0,1 минимальной заработной платы (121,80 грн.);

для юридических лиц:

– относительно объектов недвижимого имущества площадью до 500 квадратных метров – 0,3 минимальной заработной платы (365,40 грн.);

– относительно объектов недвижимого имущества площадью свыше 500 квадратных метров – 0,6 минимальной заработной платы (730,8 грн.);

– относительно объектов недвижимого имущества площадью свыше 5000 квадратных метров – 1,4 минимальной заработной платы (1705,2 грн.);

2) за государственную регистрацию права аренды земельного участка – 0,06 минимальной заработной платы (73,08 грн.);

3) за внесение изменений в записи Государственного реестра прав, в том числе исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, – 0,04 минимальной заработной платы (48,72 грн.).

Административный сбор взимается в соответствующем размере от минимальной заработной платы за один месяц, установленном законом на 1 января календарного года, в котором представляются необходимые документы для проведения государственной регистрации прав.

При проведении государственной регистрации прав заявитель, кроме административного сбора, уплачивает плату за получение извлечения из Государственного реестра прав.

Вступили в силу положения, вносящие изменения в полномочия нотариусов.

В Закон Украины «О нотариате» внесены новые положения, касающиеся предоставления нотариусам полномочий государственных кадастровых регистраторов, в частности:

– нотариус во время совершения нотариальных действий и/или во время осуществления государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество относительно земельного участка имеет доступ и пользуется Государственным земельным кадастром в порядке, установленном законодательством Украины;

– нотариус во время совершения нотариальных действий относительно земельного участка (кроме удостоверения завещания) и/или во время осуществления государственной регистрации вещных прав на земельный участок осуществляет поиск в Государственном земельном кадастре сведений о зарегистрированном земельном участке и по его результатам с помощью программного обеспечения формирует извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке, которое подписывает и заверяет печатью. Извлечение остается в деле государственной нотариальной конторы или частного нотариуса.

Так, государственная регистрация вещных прав, производных от права собственности, на земельные участки сельскохозяйственного назначения может осуществляться нотариусом независимо от нотариального удостоверения договора, на основании которого возникает такое право (ч. 5 ст. 3 Закона о государственной регистрации вещных прав).

Закон о государственной регистрации вещных прав дополнен новой ст. 4 2 , которой урегулированы особенности государственной регистрации производных вещных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, право собственности на которые возникло и оформлено в установленном порядке до 1 января 2013 года.

В частности, государственная регистрация производного вещного права на земельный участок сельскохозяйственного назначения, право собственности на который возникло и оформлено в установленном порядке до 1 января 2013 года, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на такой земельный участок (кроме случаев, когда право собственности на такой земельный участок уже зарегистрировано в Государственном реестре прав) на основании заявления о государственной регистрации прав и их обременений, представленного собственником или будущим арендатором.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в случае подачи заявления о государственной регистрации прав и их обременений приобретателем производного вещного права на такой земельный участок, может осуществляться без подачи заявителем документа, на основании которого возникло право собственности, согласно действующему на момент оформления права законодательству, при наличии информации о зарегистрированном земельном участке в Государственном земельном кадастре.

В соответствии с указанными изменениями государственная регистрация прав на земли сельскохозяйственного назначения может проводиться:

1) государственными регистраторами прав на недвижимое имущество территориальных органов Министерства юстиции Украины по месту расположения земельного участка, а также государственными регистраторами других территориальных органов Министерства юстиции Украины, действующими в пределах соответствующей области;

2) нотариусом в случаях, предусмотренных абз. 4 ч. 5 ст. 3 и ст. 4 2 Закона о государственной регистрации вещных прав, по месту расположения земельного участка либо в пределах соответствующей области, где находится такой земельный участок.

Регистрационные, учетные дела или документы, выданные, оформленные или полученные нотариусом, госрегистратором (в случае, если регистрационное дело открыто по месту расположения земельного участка), регистраторы других территориальных органов Минюста, действующие в пределах соответствующей области, в сроки или графики, определенные руководителем главного территориального управления юстиции в соответствующей административно-территориальной единице, передают территориальному органу Минюста по месту расположения такого земельного участка в соответствии с Порядком передачи документов в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 20.01.2012 года № 111/5.

Основной акцент указанных изменений находится в плоскости упрощения системы государственной регистрации прав на земли сельскохозяйственного назначения путем:

– предоставления приобретателю права выбора обращения о регистрации вещных прав к различным уполномоченным субъектам;

– сокращение времени на регистрацию прав;

– снижении коррупционных рисков.

Проанализированые изменения в законодательстве Украины, касающиеся многих аспектов деятельности агропромышленного сектора Украины, делают, с одной стороны, значительный шаг к созданию благоприятных условий ведения бизнеса в Украине. С другой стороны, совершенствуют механизмы государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Однако не стоит сразу ожидать масштабных системных изменений в указанных областях. Ведь на практике введение изменений в систему регистрации прав на недвижимость всегда означает, как минимум, приостановление регистрации прав, а как максимум, – временный коллапс системы. Причинами являются отсутствие соответствующих подзаконных актов, необходимых для реализации норм закона, различное толкование новых норм регистраторами, технические проблемы.

Смотрите еще:

  • Консультации для родителей дошкольников по питанию Консультации для родителей дошкольников по питанию Шаймиева А.И., воспитатель МАДОУ №106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ Ваш ребенок уже давно сидит за общим столом, ест и пьет самостоятельно. А что он ест? То же, что и взрослые? А Вы уверены, что это […]
  • Статья ук рф 2281 ч 3 Каких ждать изменений по статье 288,1 часть 4? Добрый вечер.Будут ли какие изменения в 2018году по статье.288.1.ч4.?Посадили любимого дали 10лет.Отсидел уже 3 года. Ответы юристов (5) Никаких поправок и изменений в ст. 228.1 ук рф (сбыт наркотиков) в 2017 […]
  • Земельный участок под севастополем Купить земельный участок в Севастополе - 662 объявлений Сегодня 08:56 | Купить землю в Севастополе 1 100 000 рублей. Продам земельный участок 4. 5 соток, под ИЖС ул. Адмирала Клокачева, р-н улицы Муромская. Участок расположен в жилом массиве, старая […]