Обязанности прокурора по надзору за исполнением законов

03.06.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

(«Законность», 2006, N 4)

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

А. Винокуров, старший советник юстиции, кандидат юридических наук.

Дискуссии о роли и месте прокуратуры в государственно-правовом механизме, будоражившие как теоретиков, так и практиков, постепенно уступают место более насущному вопросу о том, как сделать деятельность прокуратуры эффективной, соответствующей как современным тенденциям развития государства, так и требованиям гражданского общества.

В том, что прокурорский надзор за исполнением законов («общий надзор») не просто выжил, но и показал (и продолжает показывать) свою значимость в вопросе укрепления законности в различных сферах жизни общества, немалая заслуга самих прокуроров.

Вопрос совершенствования надзорной деятельности должен рассматриваться одновременно с вопросом модернизации законодательства, регламентирующего эту деятельность. Поскольку на протяжении последних лет многие прокурорские работники ждут законодательных перемен, представляется целесообразным высказаться по вопросу совершенствования Закона о прокуратуре. Это позволяет, в частности, анализ как норм его главы 1 раздела III, так и изучение практики применения этих норм прокурорами различных уровней.

Прежде всего необходимо остановиться на ст. 21, регламентирующей предмет рассматриваемой отрасли надзора и пределы ее реализации прокурорами. Очевидно, что с учетом Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также принимая во внимание определенную периодичность (в среднем один раз в четыре года) издания подобного рода правовых актов главы государства, изменяющих названия и правовой статус федеральных органов исполнительной власти, целесообразно в ст. 21 Закона о прокуратуре ограничиться нейтральным термином «федеральные органы исполнительной власти». Необходимо единообразное применение терминологии и в отношении региональных органов. Достаточно привести соответствующую формулировку из ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вызывает определенные вопросы указание в Законе органов контроля в качестве самостоятельных субъектов, за законностью деятельности которых надзирают прокуроры. Если следовать логике административного права, то контроль — это функция прежде всего органов исполнительной власти, будь то федеральные и региональные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, олицетворяющие на муниципальном уровне исполнительную власть. Тогда можно говорить о тавтологии, поскольку и федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, и органы местного самоуправления уже перечислены. Бытует, правда, и иное мнение, что указание в качестве отдельного субъекта органов контроля позволяет автоматически распространить действие Закона и на иные контрольные инстанции, например Центральный банк РФ и даже Счетную палату. Однако, учитывая конституционный статус этих органов, едва ли подобная интерпретация Закона о прокуратуре имеет под собой веское основание.

По нашему мнению, есть потребность в определении понятия «должностное лицо» применительно к рассматриваемой отрасли надзора. Из содержания ст. 21 Закона о прокуратуре следует, что должностные лица — это те, кто исполняет служебные обязанности в перечисленных федеральных органах исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации, органах военного управления и органах местного самоуправления. Вместе с тем названная норма упоминает еще и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, представляющих собой самостоятельную, отличную от должностных лиц категорию.

Представляется, надо распространить понятие «должностное лицо» и на руководителей коммерческих и некоммерческих организаций (удачный пример — ст. 2.4 КоАП).

Пункт 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, устанавливающий, по сути, пределы прокурорского надзора, также нуждается в определенной корректировке. Дело в том, что у надзорной деятельности прокурора есть схожие черты, прежде всего, с контрольной (надзорной) работой соответствующих государственных органов исполнительной власти как федерального, так и регионального подчинения. В то же время в последние годы активно проходит процесс наделения контрольными функциями и муниципальных органов (ст. 14 ЖК РФ, ст. 72 ЗК РФ, ст. 68 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» и др.), что обязывает принимать во внимание и эти органы, также наделяемые властными полномочиями. В этой связи первое предложение п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре можно было бы изложить в следующей редакции: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют другие государственные и муниципальные органы, наделенные контрольными (надзорными) функциями».

Очевидно, что для успешной организации надзорной работы и принятия адекватных мер по фактам нарушений необходим анализ состояния законности. Во многих приказах и указаниях Генеральной прокуратуры РФ, организационно-распорядительных документах прокуроров областного уровня делается упор на осуществление аналитической работы. В частности, в п. 6 главного «общенадзорного» Приказа Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указывается, что необходимо в качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

К сожалению, Закон о прокуратуре не содержит нормы, предусматривающей обязательность аналитической работы прокурора. В этом смысле требования ведомственных организационно-распорядительных документов по осуществлению такой работы ставят в сложное положение прокуроров, пытающихся наладить информационный обмен в аналитических целях. На местах уже были случаи, когда руководители территориальных и иных поднадзорных органов отказывали в предоставлении информации по требованию прокурора, мотивированному необходимостью проведения аналитической работы. Обоснование отказа предельно простое — аналитическая работа не указана в Законе о прокуратуре в качестве функции либо направления деятельности прокуроров.

Пункт 1 ст. 22 Закона о прокуратуре раскрывает круг полномочий прокурора, реализуемых в целях выявления нарушений законов, а если быть точным, то в целях подтверждения либо опровержения поступившей в органы прокуратуры информации о нарушении закона, поскольку во главу угла все-таки необходимо ставить поиск истины, а не стремление найти и наказать всех и вся. И здесь, коль скоро уместна определенная аналогия с деятельностью органов исполнительной власти, реализующих контрольные (надзорные) полномочия, правомерно говорить о необходимости регламентации действий прокурора при осуществлении надзора. Памятуя о том, что одним из важнейших принципов организации и деятельности органов прокуратуры является законность, а также учитывая, что надзорная деятельность осуществляется через реализацию властных полномочий, представляется необходимым закрепить в Законе о прокуратуре четкий алгоритм проверки. В этом смысле уместно вспомнить ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который жестко регламентирует деятельность органов исполнительной власти при проведении государственного контроля (надзора). И хотя в ст. 1 этого Закона оговаривается, что его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением в том числе прокурорского надзора, отдельные положения его следовало бы законодательно распространить и на деятельность прокуроров.

Серьезные проблемы в реализации прокурорами права вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов создало Постановление Верховного Суда РФ от 6 июня 2003 г. по широко известному и неоднозначно оцениваемому прокурорами так называемому «владимирскому делу». Высшая судебная инстанция, отразив в своем решении в общем-то правильные положения относительно необходимости оценки законности требований прокурора, почему-то значительно сузила рамки применения прокурором рассматриваемого полномочия. Суд определил, что Закон о прокуратуре не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания вызов в прокуратуру для дачи объяснений должностных лиц и граждан; согласно ст. 22 это право используется в случае нарушения законов упомянутыми лицами. То есть судьи, можно сказать, дали такое толкование этой норме, оснований для которого не было.

Непонятно, как в сложившихся условиях прокурорам выполнять требования указания Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», в котором говорится о необходимости объявления предостережения должностному лицу в том числе непосредственно в прокуратуре, куда его необходимо вызвать. Ведь нарушения закона еще нет. Напомним, что право вызова для дачи объяснений относится к полномочию, направленному на выявление нарушений. То есть прокурор, в том числе и таким путем, собирает информацию, на основании которой уже можно делать определенные выводы и принимать юридически значимые решения. При этом может возникать необходимость вызова в прокуратуру самого заявителя для уточнения полученной от него информации.

Пункт 3 ст. 22 Закона о прокуратуре необходимо дополнить новым абзацем, в котором следует отразить, что прокурор или его заместитель реализует (использует) и иные помимо предусмотренных Законом о прокуратуре полномочия, предусмотренные федеральными законами. Таких полномочий при анализе законодательных актов можно выявить немало.

Требует регламентации в отдельной статье Закона о прокуратуре порядок применения постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию. Возможно, недостаточностью законодательной регламентации во многом и объясняется тот факт, что эта мера применяется мало. В новой норме следовало бы закрепить, кому адресуется постановление, а также определить основные критерии незаконности административного задержания. Кроме того, по аналогии со ст. 34 Закона о прокуратуре следовало бы указать, что такое постановление прокурора подлежит обязательному исполнению.

Статья 23 Закона о прокуратуре, регламентирующая вопросы опротестования незаконных правовых актов, также нуждается в корректировке. В п. 2 ст. 23 не закреплена обязанность органа или должностного лица, которым приносится протест, мотивировать свою позицию, если они не согласны с прокурором. Кроме того, целесообразно в отдельном пункте регламентировать процедуру опротестования правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ и представительных органов местного самоуправления. Также следует учитывать, что и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (советы министров, правительства, администрации и т. п.) тоже коллегиальные органы, от имени которых издается правовой акт.

Таким образом, п. п. 2 и 3 названной статьи можно было бы изложить в такой редакции: «2. Протест прокурора подлежит незамедлительному рассмотрению органом или должностным лицом, которому он адресован. По истечении десяти дней с момента поступления протеста в орган или должностному лицу должен быть направлен ответ в письменной форме прокурору. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительной отмены незаконного правового акта, прокурор вправе установить сокращенный срок направления ответа на протест.

В случае удовлетворения протеста прокурора к ответу прилагается копия правового акта, отменяющего либо изменяющего опротестованный правовой акт.

При несогласии органа либо должностного лица с доводами прокурора ответ должен быть мотивирован ссылками на правовые акты, подтверждающими правомерность издания оспариваемого правового акта.

3. Протест прокурора, адресованный законодательному (представительному) или исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также представительному органу местного самоуправления, подлежит рассмотрению на ближайшем заседании, но не позднее десяти дней с момента поступления протеста. О дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором».

В статью 24 Закона о прокуратуре также следовало бы внести поправки. Формулировка п. 1 статьи по своему смыслу подразумевает право прокурора вносить представление об устранении нарушений закона не только в поднадзорный орган или должностному лицу, но и вышестоящим по отношению к ним органу и должностному лицу. Вместе с тем на практике были случаи, когда вышестоящие прокуроры, упрекая нижестоящих в нарушении субординации, требовали отзыва таких представлений. Считаем, что право прокурора вносить представление в вышестоящий орган или должностному лицу должно быть закреплено в п. 1 статьи. Тем более что схожее положение уже есть в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре применительно к протесту. Также необходимо закрепить в ст. 24 положение о том, что прокурор в представлении обязан указать, какие именно меры необходимо принять по результатам рассмотрения представления. Кроме того, целесообразно наделить прокурора правом требовать в представлении привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

Пункт 2 ст. 24 нуждается в детализации применительно к срокам рассмотрения представления коллегиальным органом. Думается, разумно установить срок не более десяти дней с момента поступления представления.

В этой же статье необходимо закрепить положение о том, что в случае несогласия с доводами прокурора орган или должностное лицо, которым адресовано представление, обязаны мотивировать свою позицию.

Из ст. 24 следует исключить п. 3, поскольку он не соответствует названию статьи. Вместе с тем отказываться от такой нормы нельзя, ее надо отразить в отдельной статье.

Пункт 1 ст. 25 не соответствует положениям УПК и КоАП, поскольку прокурор вправе выносить постановления о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении в отношении любого субъекта (а не только должностного лица). Что касается п. 2, то в нем целесообразно по аналогии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП установить, что «о вынесенном по результатам рассмотрения постановления прокурора решении сообщается прокурору в письменной форме в течение трех дней со дня его вынесения». Это позволит прокурору более оперативно опротестовывать такое решение в установленный ст. 30.3 КоАП срок.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный прокурор

Российской Федерации

Ю.Я.Чайка

об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму

1. Общие положения

1.1. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму (далее — управление) является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

1.3. Управление организует работу по предметно-зональному принципу с учетом возложенных на него задач и предоставленных полномочий на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, в соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решениями коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и постановлениями Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.

1.4. В целях решения возложенных задач и в соответствии с компетенцией управление в установленном порядке взаимодействует с главными управлениями и управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственными органами, общественными объединениями.

1.5. Работники управления несут персональную ответственность за исполнение требований законодательства при осуществлении возложенных на них служебных обязанностей.

2. Основные цели, задачи и функции управления

2.1. Деятельность управления направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму.

2.2. В этих целях управление выполняет следующие задачи:

обеспечение предупреждения, своевременного выявления и устранения нарушений закона в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности, а также органами МВД России, Следственным комитетом Российской Федерации (далее — СК России), ФСИН России, ФТС России в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

обеспечение предупреждения, своевременного выявления и устранения нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, межнациональных отношениях в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов федерального государственного контроля (надзора) и их должностных лиц, общероссийских общественных объединений, законности издаваемых ими правовых актов;

контроль за организацией и осуществлением в прокуратурах субъектов Российской Федерации прокурорского надзора в сфере компетенции управления.

2.3. В соответствии с поставленными задачами управление выполняет следующие функции:

надзор за исполнением законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами федерального государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, общероссийскими общественными объединениями и их должностными лицами, а также за законностью издаваемых ими правовых актов в сфере деятельности управления;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и проведением расследования, а также законностью решений, принимаемых органами федеральной службы безопасности (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции военных прокуроров);

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и проведением расследования, а также законностью решений, принимаемых органами МВД России, СК России, ФСИН России, ФТС России в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

рассмотрение вопроса о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, представляющих угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства;

организация работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции управления, на основании организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации;

контроль за организацией и осуществлением в прокуратурах субъектов Российской Федерации прокурорского надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов федеральной службы безопасности (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции военных прокуроров);

контроль за организацией и осуществлением в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах (далее — нижестоящие прокуратуры) прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении органами МВД России, СК России, ФСИН России, ФТС России уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

контроль за организацией и осуществлением в нижестоящих прокуратурах прокурорского надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

организация проверок достоверности сведений, изложенных в анкетах кандидатов на должности судей федеральных судов, а также подготовка материалов к заседаниям Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

участие в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, подготовка в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства;

обеспечение совместно с Главным управлением международно-правового сотрудничества взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также с органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции управления;

участие в выполнении соглашений и иных договоренностей Генеральной прокуратуры Российской Федерации с органами прокуратуры и иными государственными органами иностранных государств, имеющими функции, сходные с функциями российской прокуратуры, в области борьбы с экстремизмом и терроризмом;

принятие мер по обеспечению выполнения в Российской Федерации ратифицированных антитеррористических конвенций ООН и иных международных договоров в области противодействия терроризму в части,

относящейся к компетенции органов прокуратуры;

оказание в установленном порядке правоохранительным органам иностранных государств практической помощи в разработке мер по противодействию экстремизму и терроризму;

обеспечение деятельности Национального контактного пункта по преступлениям на почве ненависти;

выполнение в соответствии с компетенцией и по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации иных функций, предусмотренных федеральным законодательством, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

2.4. При реализации своих функций управление обеспечивает защиту сведений, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также персональных данных и иной информации ограниченного доступа.

3. Полномочия управления

По вопросам, отнесенным к компетенции, управление:

организовывает и проводит проверки исполнения законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе по размещенным в средствах массовой информации и сети «Интернет» публикациям о нарушениях в указанной сфере, представляющих повышенную общественную опасность;

готовит по результатам проверок проекты актов прокурорского реагирования;

изучает и анализирует сведения и материалы, поступившие от уполномоченных органов, о деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, готовит заключения по ним, а также проекты решений о признании этой деятельности на территории Российской Федерации нежелательной;

готовит проекты требований в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

в пределах компетенции участвует в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для которых явились нарушения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму;

в пределах компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов органов прокуратуры в суде по гражданским и административным делам, основанием для которых послужили решения, действия (бездействие) должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

изучает дела оперативного учета, истребует материалы доследственных проверок и уголовных дел, статистические и другие необходимые сведения от федеральных органов исполнительной власти и нижестоящих прокуроров в целях проверки законности и обоснованности принятых процессуальных и иных решений, анализа состояния уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, надзора за исполнением законов при их осуществлении;

осуществляет проверку уголовных дел и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлениях экстремистской направленности и террористического характера, поступивших от нижестоящих прокуратур с заключениями о законности принятых процессуальных решений;

направляет в порядке, установленном Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, задания и поручения нижестоящим прокурорам о проведении проверок, предоставлении информации и мотивированных заключений по жалобам и иным обращениям, материалам проверок и уголовным делам, а также о состоянии преступности;

рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляет прием граждан;

готовит предложения в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью и обеспечивает в установленном порядке их реализацию;

контролирует исполнение нижестоящими прокуратурами организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей об организации и осуществлении прокурорского надзора в сфере деятельности управления;

по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей проводит с выездом на место проверки организации работы нижестоящих прокуратур по вопросам, относящимся к компетенции управления;

осуществляет мониторинг федерального законодательства и правоприменительной практики в сфере деятельности управления;

проводит мониторинг сети «Интернет» и СМИ в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера;

собирает и анализирует сведения о состоянии законности в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму;

оказывает информационно-методическую помощь нижестоящим прокурорам (подготовка информационных писем, методических рекомендаций, пособий) по вопросам, относящимся к компетенции управления;

в рамках участия в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства, участвует в заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

готовит материалы для освещения работы управления в СМИ;

осуществляет учет и анализ своей деятельности, разработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора;

реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Структура управления

4.1. Руководство деятельностью управления осуществляет начальник управления — старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

4.2. В состав управления входят:

отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью;

отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

старшие прокуроры управления;

отдел документационного обеспечения.

4.3. Отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму возглавляют заместители начальника управления — начальники отделов, которые являются помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

Отдел документационного обеспечения возглавляет начальник отдела.

4.4. В штате управления состоят старшие прокуроры управления, старшие прокуроры и прокуроры отделов, а также федеральные государственные гражданские служащие.

Должностные обязанности прокурорских работников управления и их взаимозаменяемость определяются их руководителями, настоящим Положением и распоряжениями начальника управления.

Должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих управления устанавливаются их должностными регламентами.

5. Функции структурных подразделений управления

5.1. Отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью осуществляет следующие функции:

надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в Следственном управлении ФСБ России, уголовно-процессуальной деятельностью данного следственного органа (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Главной военной прокуратуры);

участие в рассмотрении судами ходатайств о производстве следственных и процессуальных действий, жалоб участников уголовного процесса на действия и решения следователей Следственного управления ФСБ России;

надзор за исполнением Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных законов, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в оперативных подразделениях ФСБ России (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Главной военной прокуратуры);

надзор за исполнением Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных законов, в том числе при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, оперативными подразделениями центральных аппаратов МВД России и ФСИН России в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

контроль за организацией и результатами работы нижестоящих прокуратур по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью территориальных органов безопасности и пограничных органов;

контроль за организацией и результатами работы нижестоящих прокуратур по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью территориальных подразделений МВД России, СК России, ФСИН России, ФТС России в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

организация проверок достоверности сведений, изложенных в анкетах кандидатов на должности судей федеральных судов, а также подготовка материалов к заседаниям Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности, обобщение практики прокурорского надзора по вопросам, отнесенным к компетенции отдела, подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

подготовка материалов и предложений руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации по внесению актов прокурорского реагирования;

рассмотрение и разрешение обращений граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

оказание нижестоящим прокурорам методической и практической помощи по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

участие в соответствии с компетенцией в работе по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

участие в работе по обучению кадров и проведению стажировки работников нижестоящих прокуратур, разработке указаний, рекомендаций и пособий для прокуроров;

иные функции, определяемые руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5.2. Отдел по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму осуществляет следующие функции:

надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами федерального государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, общероссийскими общественными объединениями, а также за законностью издаваемых ими правовых актов в сфере деятельности управления;

рассмотрение вопроса о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранных или международных неправительственных организаций, представляющих угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства;

подготовка материалов и предложений руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о внесении актов прокурорского реагирования;

мониторинг сети «Интернет» и средств массовой информации в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера;

обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

участие в пределах компетенции отдела в подготовке материалов к заседаниям и реализации решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации;

мониторинг федерального законодательства, участие в правотворческой деятельности во взаимодействии с правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации; подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

организация и осуществление взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу по вопросам представления информации, необходимой для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и исключения из него;

контроль за организацией и осуществлением в нижестоящих прокуратурах прокурорского надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;

анализ состояния законности и прокурорского надзора в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму;

рассмотрение и разрешение обращений граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

оказание нижестоящим прокурорам методической и практической помощи по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

участие в работе по обучению кадров и проведению стажировки работников нижестоящих прокуратур, разработке указаний, рекомендаций и пособий для прокуроров;

иные функции, определяемые руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5.3. Старшие прокуроры управления во взаимодействии с отделами управления осуществляют организационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности управления, по поручению руководства управления выполняют функции, связанные с контролем исполнения организационно-распорядительных документов, заданий и поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления.

5.4. Отдел документационного обеспечения осуществляет:

ведение общего и секретного делопроизводства в соответствии с законодательством и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота;

с участием Главного управления обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры — материально-техническое обеспечение управления, учет материальных ценностей;

выполнение иных функций в пределах компетенции по поручению руководства управления.

6. Полномочия работников управления

6.1. Начальник управления:

осуществляет руководство управлением, организует его работу, обеспечивает реализацию управлением возложенных на него задач и функций и несет ответственность за их выполнение;

организует исполнение в управлении приказов, указаний, распоряжений и поручений Генерального прокурора Российской Федерации и его

заместителей, планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации;

организует планирование работы управления, учет и анализ ее результатов, проводит оперативные совещания по наиболее важным вопросам работы управления;

издает распоряжения по вопросам организации деятельности управления, распределяет между начальниками отделов и старшими прокурорами управления служебные обязанности;

докладывает руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о результатах проверок, представляет проекты актов прокурорского реагирования и иных документов;

вносит предложения руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации о совершенствовании прокурорского надзора, распространении положительного опыта, необходимости выезда работников управления в нижестоящие прокуратуры в целях проведения проверок, оказания практической помощи;

организует контроль за работой нижестоящих прокуратур в сфере надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, а также прохождение стажировки в управлении сотрудников нижестоящих прокуратур;

обеспечивает взаимодействие с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственными органами, общественными объединениями;

вносит предложения о назначении на должность, об освобождении от должности, увольнении из органов прокуратуры работников управления, установлении им должностных окладов, доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, о присвоении классных чинов;

обеспечивает соблюдение работниками управления трудовой и исполнительской дисциплины, вносит предложения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;

представляет аттестации работников управления, дает заключения на аттестации руководителей нижестоящих прокуратур по вопросам, отнесенным к компетенции управления;

организует рассмотрение и разрешение работниками управления обращений граждан, должностных и юридических лиц, организует и проводит прием граждан;

принимает меры по повышению квалификации работников управления, созданию им надлежащих условий труда;

по поручению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей выполняет другие обязанности.

6.2. Заместители начальника управления — начальники отделов:

обеспечивают реализацию отделом возложенных на него задач и функций и несут ответственность за их выполнение;

организуют исполнение работниками отдела организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поручений руководства управления;

планируют работу отдела, обеспечивают подготовку предложений в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью, обеспечивают выполнение плановых мероприятий;

организуют проведение проверок в поднадзорных органах, по их результатам вносят предложения начальнику управления о направлении актов прокурорского реагирования;

обеспечивают своевременное и качественное рассмотрение и разрешение в отделе обращений граждан, должностных и юридических лиц;

организуют контроль за работой нижестоящих прокуратур в пределах компетенции отдела, вносят начальнику управления предложения о необходимости выезда подчиненных работников в нижестоящие прокуратуры в целях проведения проверок, оказания практической помощи;

обеспечивают учет и анализ результатов деятельности отдела, вносят предложения о повышении эффективности работы;

вносят начальнику управления предложения о распределении должностных обязанностей между работниками отдела, а также их взаимозаменяемости;

осуществляют контроль за надлежащим исполнением работниками отдела служебных обязанностей, соблюдением ими трудовой и исполнительской дисциплины, графика отпусков, вносят предложения о поощрении или привлечении к ответственности работников отдела;

готовят проекты аттестационных листов на работников отдела;

проводят мероприятия по повышению квалификации работников отдела, обеспечивают для подчиненных работников надлежащие условия труда;

по согласованию с начальником управления осуществляют подбор и расстановку кадров в отделе;

проводят прием граждан;

по поручению начальника управления выполняют иные обязанности.

6.3. Старшие прокуроры управления во взаимодействии с оперативными сотрудниками управления:

обеспечивают подготовку предложений в планы работы управления, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по борьбе с преступностью;

готовят проекты организационно-распорядительных документов по вопросам организации работы управления на соответствующих направлениях, а также замечания и предложения по проектам организационно-распорядительных документов, поступающих в управление из других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

готовят доклады и материалы для публичных выступлений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления;

участвуют в подготовке информационно-аналитических материалов по вопросам противодействия экстремистской деятельности и терроризму во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации, иных уполномоченных государственных органов;

принимают участие в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными и иностранными органами и организациями по вопросам противодействия экстремизму и терроризму;

участвуют в выполнении соглашений и иных договоренностей Генеральной прокуратуры Российской Федерации с органами прокуратуры и иными государственными органами иностранных государств, имеющими функции, сходные с функциями российской прокуратуры, в области противодействия экстремизму и терроризму;

принимают меры в пределах компетенции управления по обеспечению выполнения в Российской Федерации положений конвенций ООН и иных международно-правовых договоров по вопросам противодействия экстремизму и терроризму;

готовят заключения и предложения по проектам международных соглашений, межгосударственных планов и программ борьбы с преступностью в пределах компетенции управления, обеспечивают участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разработке обозначенных документов;

изучают и обобщают положительный опыт, в том числе международный (во взаимодействии с Главным управлением международно-правового сотрудничества), готовят предложения о возможности его распространения в Российской Федерации;

участвуют в научно-практических конференциях, семинарах, заседаниях научно-консультативных советов и других мероприятиях, в том числе международного характера, в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

по поручению руководства управления проводят проверки исполнения законов, по результатам готовят проекты актов прокурорского реагирования;

по поручению руководства управления изучают материалы проверок,

надзорных производств, уголовных дел и дел оперативного учета и готовят соответствующие заключения и рекомендации;

анализируют практику прокурорского надзора, правоприменительную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию надзорной деятельности;

готовят обзоры, информационные письма, методические рекомендации и иные информационно-аналитические документы;

участвуют в правотворческой деятельности, в том числе вносят предложения о совершенствовании законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, готовят замечания и предложения по проектам федеральных законов, иных нормативных правовых актов, поступающих в управление из других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

участвуют в ведомственных и межведомственных рабочих группах по вопросам противодействия экстремизму и терроризму;

по поручению руководства управления контролируют, обобщают и анализируют ход и результаты выполнения плановых мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления, исполнения приказов, распоряжений и поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления;

проводят прием граждан;

выполняют иные обязанности по поручению начальника управления.

6.4. Старшие прокуроры и прокуроры отделов:

проводят проверки исполнения законов о межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму федеральными органами исполнительной власти, органами федерального государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, общероссийскими общественными объединениями и их должностными лицами, а также соответствия законам издаваемых ими правовых актов в сфере деятельности управления; по результатам проверок готовят проекты актов прокурорского реагирования;

по итогам рассмотрения материалов в отношении иностранных или международных неправительственных организаций готовят проекты решений о признании их деятельности нежелательной и заключений;

осуществляют мониторинг сети «Интернет» и СМИ в целях выявления и пресечения распространения информации экстремистского характера;

по итогам рассмотрения заключений нижестоящих прокуратур, а также мониторинга сети «Интернет» готовят проекты требований об ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим противоправную информацию;

по поручению руководства управления обеспечивают реализацию полномочий прокурора в гражданском и административном судопроизводстве по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

проводят проверки исполнения законов при осуществлении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности подразделениями центрального аппарата ФСБ России, а также МВД России и ФСИН России в сфере противодействия экстремизму и терроризму, по их результатам готовят проекты актов прокурорского реагирования;

проверяют законность и обоснованность принятых процессуальных решений по уголовным делам и материалам проверок, поступившим из нижестоящих прокуратур, готовят проекты писем нижестоящим прокурорам по фактам выявленных нарушений федерального законодательства;

составляют письменные заключения о законности и обоснованности ходатайств следователей Следственного управления ФСБ России об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и домашнего ареста, других ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, принимают участие в судебных заседаниях при рассмотрении таких ходатайств, дают заключения по жалобам в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по уголовным делам и материалам, находящимся в производстве Следственного управления ФСБ России, принимают участие в их рассмотрении в суде;

обеспечивают в рамках полномочий реализацию мероприятий, предусмотренных поручениями и указаниями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации, иных уполномоченных государственных органов, планами работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления, решениями коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, исполнение поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управления и отдела;

осуществляют мониторинг федерального законодательства и правоприменительной практики, во взаимодействии со старшими прокурорами управления, правовым управлением, другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют в правотворческой деятельности;

вносят предложения о совершенствовании законодательства, изучают законопроекты, готовят обоснованные замечания и предложения по ним;

рассматривают и разрешают обращения граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проводят прием граждан;

контролируют и анализируют работу нижестоящих прокуратур на закрепленных направлениях деятельности, принимают участие в выездах, в том числе в составе комиссий, в нижестоящие прокуратуры для проведения проверок и оказания практической помощи;

оказывают в пределах компетенции методическую и практическую помощь нижестоящим прокуратурам в организации надзора, участвуют в работе по повышению квалификации их работников;

рассматривают вопрос о согласовании поступающих из нижестоящих прокуратур проектов актов прокурорского реагирования, а также направляемых управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах проектов обзоров, обобщений, информационных писем;

осуществляют сбор и первичный анализ сведений о состоянии законности и прокурорского надзора по закрепленным направлениям работы, готовят предложения по совершенствованию практики прокурорского надзора, разрабатывают и реализуют меры, направленные на повышение его качества и эффективности;

принимают участие в работе ведомственных и межведомственных рабочих групп;

совместно со старшими прокурорами управления участвуют в разработке методических рекомендаций и пособий, подготовке организационно-распорядительных и информационно-аналитических документов;

осуществляют подготовку материалов для освещения в средствах массовой информации;

выполняют иные функции по поручению руководства управления.

6.5. Старшие прокуроры отдела также оказывают методическую помощь прокурорам отделов, выполняют наиболее сложные и ответственные поручения руководства управления.

7.1. Общее и секретное делопроизводство в управлении осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, Положением о работе с совершенно секретными и секретными материалами и документами в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

На основе действующих организационно-распорядительных документов делопроизводство и документооборот ведутся также в электронном виде.

7.2. Номенклатура несекретных дел управления утверждается начальником управления, номенклатура секретных дел — в Первом отделе (на правах управления) Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7.3. Начальник отдела документационного обеспечения организует:

работу отдела, осуществляет контроль за надлежащим исполнением работниками отдела служебных обязанностей;

ведение общего и секретного делопроизводства в соответствии с вышеназванными организационно-распорядительными документами, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота;

разработку номенклатур дел управления, обеспечение хранения дел и оперативного использования документов;

прием документов на оперативное хранение, обеспечение их учета и сохранности;

материально-техническое обеспечение управления, учет материальных ценностей;

выполняет иные функции в соответствии с должностным регламентом и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7.4. Работники отдела документационного обеспечения:

обеспечивают работу отделов управления и старших прокуроров управления в соответствии с упомянутыми организационно-распорядительными документами, в том числе в рамках единой автоматизированной системы ведомственного документооборота;

регистрируют в системе АИК «Надзор» входящие, исходящие и внутренние документы, а также документы, взятые на особый контроль Генеральным прокурором Российской Федерации;

передают документы на исполнение в соответствии с резолюциями руководителей управления и отделов;

осуществляют контроль за правильностью оформления и формирования работниками управления надзорных производств и дел, подлежащих сдаче на оперативное хранение;

осуществляют систематизацию и хранение документов;

выполняют иные функции в соответствии с должностными регламентами и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

8. Заключительные положения

Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации 13.12.2011, считать утратившим силу.

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Общее заболевание фз Федеральный Закон n 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" 29 декабря 2006 года ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ 20 […]
  • Взыскание судебных расходов в пользу третьего лица в гражданском процессе Возмещение судебных издержек по экономическим спорам, гражданским и административным делам: разъяснения ВС РФ Возможность возместить многие расходы, понесенные в процессе рассмотрения дела в суде, путем взыскания их с проигравшей стороны является […]