Налоговый кодекс ндс Статья 149

06.06.2019 Выкл. Автор admin

Типичные вопросы по НДС, возникающие при реализации товаров, льготируемых по ст. 149 НК РФ

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и соответствующие понятию «льготы», перечислены в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Как следует из п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33, при применении норм ст. 149 НК РФ необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Например:

— пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций;

— пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении религиозных организаций;

— пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении общественных организаций инвалидов;

— пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

Таким образом, со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Письмо ФНС России от 22 декабря 2016 г. N ЕД-4-15/24737, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Помимо льгот есть операции, по которым НДС не начисляется, но при этом льготами они не являются. Обобщенно их можно объединить в две группы:

1. Операции, освобожденные от обложения НДС для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности. Например, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) реализация следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ):

— важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий (при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие);

— протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

— технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения);

2) реализация лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);

3) реализация макулатуры (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ);

4) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);

5) передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

2. Вторая группа операций — это те операции, которые не признаются объектом обложения НДС. Например:

— операции, указанные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Например, продажа земельных участков и передача имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации (пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1, 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС России от 6 декабря 2013 г. N ГД-4-3/[email protected]);

— операции по реализации товаров, работ и услуг, местом реализации которых не является Россия (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. ст. 147, 148 НК РФ). Например, оказание консультационных услуг российской организацией иностранному заказчику (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Важно отметить, что от освобождения по тем операциям, которые перечислены в п. 3 ст. 149Налогового кодекса РФ, организация имеет право отказаться. Хотя в случае отказа от освобождения по таким операциям нужно будет начислять НДС, это позволит организации принимать к вычету «входной» НДС со стоимости товаров, работ и услуг, использованных для этих операций, а также отказаться от ведения раздельного учета «входного» НДС, установленного п. 4 ст. 149 НК РФ.

Для отказа от льготы в налоговую инспекцию подается заявление в произвольной форме с указанием перечня операций, по которым организация решила отказаться от освобождения от обложения НДС, и периода освобождения.

Соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета подается в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такие отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года (п. 5 ст. 149 НК РФ, Письма Минфина России от 12 ноября 2015 г. N 03-07-14/65155, ФНС России от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/[email protected], от 26 августа 2010 г. N ШС-37-3/10064).

В случае если организация осуществляет как операции, подлежащие обложению НДС, так и не подлежащие налогообложению (освобожденные), она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). О раздельном учете операций мы расскажем в следующем разделе данного издания.

А сейчас рассмотрим официальные разъяснения контролирующих органов и судебную практику по типичным вопросам, связанным с применением ст. 149 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данная норма применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются указанные нормы, определяется МИД России совместно с Минфином России. Перечень утвержден Приказом МИД России и Минфина России от 8 мая 2007 г. N 6498/40н.

Указанным Перечнем предусмотрены в том числе граждане и организации Германии, которым разрешена аренда служебных (офисных) и жилых помещений без ограничений (Письмо Минфина России от 13 июля 2016 г. N 03-07-08/40980).

Для получения права на освобождение от обложения НДС часто необходимо представление пакета документов (п. 6 ст. 88 НК РФ, Письма ФНС России от 30 октября 2014 г. N ГД-4-3/[email protected], Минфина России от 17 сентября 2014 г. N 03-07-15/46516).

Так, документальным подтверждением права на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ, является свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/[email protected]

Учитывая изложенное, в отношении услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не имеющим свидетельств по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/[email protected], освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость не предоставляется и такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. N 03-07-08/57836).

На основании пп. 3 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.

Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании определяется в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 442-ФЗ орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания, принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.

Кроме того, согласно пп. 14.1 п. 2 данной статьи Налогового кодекса РФ освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Таким образом, операции по реализации социальных услуг гражданам пожилого возраста освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость при выполнении условий, предусмотренных пп. 3 и 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Учитывая изложенное, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление предусмотренных Законом N 442-ФЗ полномочий в сфере социального обслуживания (Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 03-07-07/2817).

При этом обращаем внимание, что одним из условий, предусмотренных пп. 14.1 п. 2 ст. 149НК РФ, является предоставление социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. Поэтому, если размер платы за предоставление социальных услуг превышает максимальный размер платы за предоставление социальных услуг, предусмотренный в ст. 32 Закона N 442-ФЗ, то в отношении таких услуг указанная норма пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ не применяется (ПисьмоМинфина России от 26 ноября 2015 г. N 03-07-11/68712).

Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовой медицинского либо образовательного учреждения, независимо от того, кому (лицам, получающим медицинские услуги, или иным лицам) в этом учреждении реализуются данные продукты питания (Письмо Минфина России от 16 декабря 2015 г. N 03-07-07/73871). Главным условием для применения указанной льготы является реализация продуктов питания непосредственно в учреждении.

В случае же, если стоимость питания (продуктов питания, передаваемых детям) включается в общую стоимость услуг по присмотру и уходу за детьми, оказываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, налог на добавленную стоимость в отношении таких продуктов питания не исчисляется (Письмо Минфина России от 18 февраля 2016 г. N 03-07-11/9141).

Множество возникающих вопросов касается транспортных услуг, освобожденных от обложения НДС по ст. 149 НК РФ.

Так, согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). При этом к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Таким образом, при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, применяется указанное выше освобождение от обложения налогом (Письма ФНС России от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/[email protected], Минфина России от 2 февраля 2017 г. N 03-07-11/5399).

В случае несоблюдения условия единого тарифа и предоставления льгот при проезде оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость на основании п. 2 ст. 149 НК РФ, не признаются (Письмо Минфина России от 6 апреля 2016 г. N 03-07-11/19523).

Услуги по предоставлению в пользование общего имущества многоквартирного дома для размещения рекламной конструкции не являются услугами по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, поэтому данные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 6 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/55935).

По вопросу освобождения услуг, оказываемых организатором торговли, от НДС Минфин России сообщает следующее (Письмо от 20 марта 2017 г. N 03-07-07/15899).

Согласно пп. 12.2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации и разделу 9Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761, услуги организатора торговли, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются организатором торговли в рамках лицензируемой деятельности, в том числе услуги по предоставлению информации, имеющейся у организатора торговли в связи с осуществлением деятельности организатора торговли, и услуги по предоставлению клиентам организатора торговли программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы вознаграждения, получаемые биржей за оказание услуг по предоставлению биржевой информации и технического доступа к информационным системам биржи, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

При этом услугу по взаимодействию с органами государственной власти по вопросам, связанным с реализацией сделки по отчуждению акций, возможно отнести к услугам брокера, непосредственно связанным с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, только если такое взаимодействие необходимо для реализации условий договора. Услуги по совершению иных действий, необходимых для надлежащего исполнения договора, могут быть отнесены к услугам, определенным в Перечне, только если они связаны с брокерской деятельностью или с организацией размещения (предложения) ценных бумаг (Письма Минфина России от 2 декабря 2016 г. N 03-07-07/71809, от 25 ноября 2016 г. N 03-07-11/69571, от 26 февраля 2015 г. N 03-07-05/9560).

По вопросу обложения НДС услуг по ремонту и техническому обслуживанию товаров в период гарантийного срока их эксплуатации Минфин подчеркивает, что для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость особенно важно фактическое оказание услуг по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию товаров без взимания с покупателя этих товаров дополнительной платы за оказанные услуги (Письма Минфина России от 13 марта 2017 г. N 03-07-07/13896, от 5 декабря 2016 г. N 03-07-07/72137).

Услуги по гарантийному ремонту товаров, оказываемые организацией, заключившей договоры с заводом — изготовителем данных товаров, также освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость при условии фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации данных товаров.

Что касается определения налоговой базы в отношении указанных услуг, то при оказании услуг, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ, налог на добавленную стоимость не исчисляется и, соответственно, налоговая база по налогу не определяется (Письма Минфина России от 17 ноября 2016 г. N 03-07-07/67413, от 18 февраля 2016 г. N 03-07-08/9134).

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства. При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

В случае если при проведении поименованными организациями театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха реализация входных билетов, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, не осуществляется, то оснований для применения вышеуказанного освобождения от налога на добавленную стоимость не имеется (Письмо Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-07-07/71134, от 14 апреля 2016 г. N 03-07-07/21600, от 19 февраля 2016 г. N 03-07-07/9552).

Подтверждением принадлежности организации к учреждению культуры и искусства может являться присвоение организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 от 31 января 2014 г. N 14-ст.

Таким образом, услуги по сдаче в аренду сценических и концертных площадок организациям, в учредительных документах которых согласно коду ОКВЭД деятельность в сфере культуры и искусства является основной, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 28 февраля 2017 г. N 03-07-07/11141).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.

В то же время в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование баз данных через сеть Интернет на основании лицензионного соглашения освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 30 марта 2017 г. N 03-07-08/18533). Если услуги по предоставлению прав на программное обеспечение для электронно-вычислительных машин предоставляются в электронной (или неэлектронной) форме, они также освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку положения пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются независимо от способа передачи прав на такое программное обеспечение (Письма Минфина России от 23 марта 2017 г. N 03-07-08/16910, от 16 марта 2017 г. N 03-07-11/15062).

Рассмотрим еще один интересный вопрос — какую ставку НДС указывать в графе 8 счета-фактуры в случае его составления по товарам, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ, — без НДС или 0%?

Минфин России в Письме от 15 февраля 2017 г. N 03-07-09/8423 сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами ст. 169 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 НК РФ, нормам Кодекса не противоречит.

В то же время указание по приведенным операциям ставки 0% будет являться ошибочным.

Обратите внимание, независимо от того, какие операции из перечисленных в ст. 149 Налогового кодекса РФ совершает организация, они отражаются в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] (Письмо ФНС России от 20 февраля 2017 г. N СД-4-3/[email protected]).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Статья 149 Налогового Кодекса РФ

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

26) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
(п.п. 26 введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ)

4. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

8. При изменении редакции пунктов 1 — 3 настоящей статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Персональный сайт Шоты Горгадзе

«Серебряный Дождь»

2014-03-19
Новые тарифы и возможности нашего хостинга

Мы ввели в строй новые сервера и обновили линейку тарифов хостинга. Появились новые тарифы на услуги хостинга сайтов на базе CMS Битрикс. Еще больше серверных ресурсов для интернет-магазинов и нагруженных проектов. До 1 июня 2014 года для всех клиентов, заказывающих у нас VIP и VPS-хостинг возможно предоставление панели управления собственным сервером ISPmanager 5 Lite с 50% скидкой.

2013-01-29
Роскомнадзор дал добро!

Роскомнадзор продлил нам до 2016 года разрешение на эксплуатацию узла связи «ЭЛКОС», на котором мы оказываем для вас услуги хостинга сайтов. Все разрешительные документы тут.

2012-10-12
Мы подписали партнерское соглашение с 1С-Битрикс

Список наших возможностей значительно расширился благодаря подписанию с компанией 1С-Битрикс долгосрочного партнерского договора. Наши сертифицированные специалисты быстро и качественно смогут построить вам сайт на основе лидирующей на Российском рынка CMS-системе — 1С-Битрикс: Управление сайтом версий Старт / Малый Бизнес / Эксперт / Бизнес.

Наши продукты

ПО для создания чатов;

работает на серверах с Windows 2000 и IIS;

не требует внимания системного администратора;

легко настраивается и масштабируется.

система управления динамическими сайтами;

позволяет легко и быстро изменить контент;

позволяет сайту расти вместе с компанией;

снижает затраты на сопровождение сайта.

система ЭЛКОС-ТАЛОН заменяет собой весь участок бухгалтерии, работающий с клиентами и талонами;

в системе учитывается весь путь прохождения талона на ГСМ (поступление на склад, выдача клиенту, гашение на АЗС, гашение на АЗС фирм-партнеров).

Налоговый кодекс ндс Статья 149

«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2008, N 3

Вопрос: Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ «Не подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями. «. Означает ли это, что не подлежат налогообложению не только услуги по оказанию платных медицинских услуг по предварительным осмотрам (то есть определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы) и периодическим (очередным и внеочередным), но и другие виды платных медицинских услуг, оказываемых населению, не имеющему страховых медицинских полисов, или по желанию пациента.

Ответ: Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.

Этот перечень таков:

1. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

2. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

3. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы.

4. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.

5. Услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Таким образом, услуги, оказываемые пациентам, не имеющим полисов обязательного медицинского страхования (то есть не имеющим права на получение услуг за счет средств ОМС), или оказываемые на платной основе, по желанию пациента не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Конечно, при условии, если на оказываемые услуги у организации имеется лицензия, так как согласно п. 6 ст. 149 НК РФ эта льгота по НДС распространяется на услуги в рамках лицензии.

Главный редактор журнала

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: купить строительный брус по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

НДС: операции, освобождаемые по статье 149 НК РФ, не льготы

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы. Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее, что такое налоговая льгота с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налого­обложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» декларации были отражены операции по пяти кодам:

■ 1010251 — реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010239 — реализация услуг по представлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ);

■ 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции ­РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям ­РЕПО) (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010258 — операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ);

■ 1010243 — реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

­ИФНС потребовала представить в десяти­дневный срок подтверждающие документы по этим операциям. Свои требования инспекторы аргументировали п. 6 ст. 88 НК РФ, который дает право налоговым органам при проведении камеральных проверок истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы. Общество сочло этот запрос неправомерным и не представило документы. Инспекция привлекла общество к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд первой инстанции отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения ­НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по ­НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и соответственно налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Апелляция подчеркнула, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. В этом деле спор касался операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по ­НДС (код 1010806). Президиум отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом обложения. То есть отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет ­НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ.

По мнению апелляции, данное Президиумом ­ВАС РФ толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 НК РФ. Сказанное также подтверждается Определением ­ВАС РФ от 12.11.2012 № ­ВАС-6809/12. В данном случае инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по ­НДС: 1010292 (уже упоминавшиеся операции займа) и 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Тройка судей напомнила, руководствуясь постановлением Президиум ­ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, что общество вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам. Дело действительно было пересмотрено (см. постановление ­ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409) в пользу налогоплательщика.

В следующем деле Межрайонная ­ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ­ВАС РФ от 15.11.2012 № ­ВАС-8834/12).

В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по операциям с уже упоминавшимися кодами 1010292 (операции займа) и 1010243 (реализация долей), а также с кодом 1010274 (по реализации лома и отходов цветных металлов). Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ­ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.

Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ­ВАС РФ от 31.01.2014 № ­ВАС-497/14. В этом деле инспекция также посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения ­НДС является льготой. Но суды трех инстанций указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых ­НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена. С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ­ВАС РФ.

Последнее слово за ­ВАС РФ

Вернемся к нашему делу. Принимая решения в пользу налогоплательщика и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Кодекса и правовой позиций Президиума ­ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12.

Однако кассационная инстанция вопреки логике и здравому смыслу заняла позицию налоговых органов (постановление ­ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013). Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ­ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству.

Дело NФ05-14389/2016 по делу N А40-18618/2016. О признании недействительными решений налогового органа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

от 3 октября 2016 г. по делу N А40-18618/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2016 года

Арбитражный суд Московского округа

председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,

судей Буяновой Н.В., Матюшенковой Ю.Л.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Шаваев А.М., паспорт, доверенность от 21 января 2016 года,

от ответчика Чеснов Д.Э., удостоверение, доверенность от 19 сентября 2016 года,

рассмотрев 28 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу

ИФНС России N 18 по городу Москве

на определение от 12 апреля 2016 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Шевелевой Л.А.,

на постановление от 21 июля 2016 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.,

по иску (заявлению) АО «УК Гольянова»

о признании недействительными двух решений от 27 августа 2015 года

к ИФНС России N 18 по городу Москве

Акционерное общество «Управляющая компания Гольяново» (далее — заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по городу Москве (далее — налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений N 44 и N 5396 от 27.08.2015.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2016 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция, не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.

Законность судебных актов проверена Арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом в инспекцию 24.03.2015 представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2014. По результатам проверки которой приняты: решение N 44 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 27.08.2015 и решение N 5396 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.08.2015.

Решением N 44, предлагается отказать заявителю в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме: 1 548 510 руб.

В соответствии с Решением N 4250 обществу доначислена сумма неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом: 1 078 972 руб.; заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме: 215 794 руб.; начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 27.08.2015 в сумме: 54 497,07 руб.; уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению из бюджета в размере 1 548 510 руб.

Решением УФНС России по г. Москве N 21-19/122203 от 16.11.2015 решения инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба общества без удовлетворения.

Считая свои права нарушенными общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из того, что выводы инспекции о необходимости доначислить НДС по операциям, связанным с оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, противоречат излагаемым в оспариваемом решении доводам о том, что указанные операции освобождаются от налогообложения НДС согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Судами установлено, что заявитель оказывает услуги по техническому обслуживанию, ремонту и управлению многоквартирными домами, находящимися в его управлении.

Вместе с тем, инспекцией указано, что заявитель, в штате которого числится 5 человек, не может оказывать такие услуги. Кроме того, услуги по поставке электроэнергии, не включены, по аналогии с услугами по отоплению, ГВС, ХВС, водоотведению и приемке сточных вод, в состав коммунальных услуг, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК Российской Федерации.

Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в порядке статьи 71 АПК РФ, обоснованно исходили из следующего.

Услуга по содержанию и ремонту жилых помещений — это комплексная услуга.

Реализация коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и т.д.) для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов осуществлялась обществом только с привлечением (приобретением данных услуг) организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Заявитель при формировании налоговой базы по НДС за 4 квартал 2014 исключил из налоговой базы операции по реализации коммунальных услуг на основании пп. 29 п. 3 статьи 149 НК РФ и не принимал НДС к вычету по таким услугам (раздел 7 Налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014 года), что не оспаривается инспекцией.

Суды, руководствуясь статьями 153 , 154 Жилищного кодекса РФ , Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, обоснованно исходили из того, что при реализации услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, частично оказываемой непосредственно управляющей организацией, невозможно применение подпункта пп. 30 п. 3 статьи 149 НК РФ, поскольку это противоречит условиям применения данной нормы налогового законодательства (условие о приобретении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)).

При формировании налоговой базы по НДС за 4 квартал 2014 заявитель включил в налоговую базу операции по реализации услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и приняло НДС к вычету по операциям, связанным с оказанием данной услуги (раздел 3 Налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014).

В связи с тем, что в рассматриваемой ситуации применение обществом положений пп. 30 п. 3 статьи 149 НК РФ невозможно, ссылка инспекции на пункт 5 статьи 149 НК РФ правомерно признана судами необоснованной.

Судами правильно указано, налогоплательщик не обязан и не может отказаться от освобождения операций по реализации услуг, которые не поименованы в пункте 3 статьи 149 НК РФ либо которые не соответствуют критериям, изложенным в пункте 3 статьи 149 НК РФ.

При отсутствии замечаний к документальному оформлению и экономическому обоснованию расходов Управляющей организации, исключение сумм «входного» НДС по ним из состава вычетов, равно как и доначисление НДС, на основании расширенного толкования норм пп. 29 и 30 п. 3 ст . 149 НК РФ и п. 1 ст. 154 ЖК РФ , ведет к нарушению прав налогоплательщика, установленных Налоговым кодексом РФ.

С учетом изложенного, судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.

При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка. При этом выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству Российской Федерации.

В кассационной жалобе инспекция выражает несогласие с той оценкой доказательств, которую дал суд.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы жалобы, поскольку они направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда города Москвы от 12 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2016 года по делу N А40-18618/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Статья 16 фз от 22111995 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с изменениями и […]
  • Ст 84 фз 208-фз Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, […]