Куда жаловаться на недолив

09.06.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Как определить, что вас обманывают на заправке

АЗС недоливают автогаз и разводят бензин газолином

С ростом цен на бензин украинские водители стали экономнее. Сегодня мало кто заправляется до полного бака и уезжает, оставив мелкую сдачу расторопному работнику заправки. Все чаще люди ведут учет: сколько бензина или газа понадобится, чтобы добраться из дома на работу и обратно. Исходя из этого, и покупается корм для «железного коня». Поэтому любые, даже самые мелкие «недостачи» и «неудачи» на АЗС заметить стало гораздо проще. Соответственно, жалоб от автовладельцев стало намного больше. Причем жалуются не только на то, что берут деньги за несуществующие литры, но и на качество топлива.

«Сегодня» выяснила у экспертов, как определить, что вас обманывают на заправке.

НЕДОЛИВЫ: КАК ПЛАТИТЬ ЗА БЕНЗИН, А НЕ ЗА ВОЗДУХ

Тема махинаций на АЗС сегодня стала почти такой же актуальной, как и в лихие 90-е. Интернет-сайты и автофорумы пестрят рейтингами заправок, на которых топливо якобы недоливают в пугающих масштабах — по 1—2 л из каждых 20-ти, залитых в авто. Согласитесь, при цене бензина в 18—22 грн оставлять вместо «спасибо» в среднем 30 грн на каждой АЗС — неоправданные затраты. Но принимать сразу же на веру слова собратьев по колесам не стоит.

НЕ СПЕШИМ ОБВИНЯТЬ. Чаще всего, рассказывая о жульничестве на заправке, водитель в качестве аргумента приводит технические характеристики топливного бака: при номинальном объеме 45 л на АЗС умудряются залить в изначально непустой бак 48, а то и все 50. Как тут не думать о банальном разводе? Однако эксперты говорят, что в таких случаях не всегда виновата «ловкость рук» умелого оператора или заправщика. «Водители часто не учитывают, что, кроме бака, в топливной системе авто есть еще топливопроводы или, как их называют, горловины. В зависимости от марки и модели машины она увеличивает номинально возможный объем залитого бензина в среднем на 5—10%, — поясняет автомеханик Андрей Куделя. — Например, в машине Skoda Fabia реальный объем топливной системы примерно на 20% больше, чем написано в техпаспорте. А вот в машинах марок Toyota и Mercedes горловина добавляет не больше 5% от номинального объема бака». Так что, не зная точных аппетитов своего «железного коня», обвинить АЗС в махинациях с бензином на основании раздутого чека достаточно сложно. Для этого надо как минимум пару раз заправить авто «до верху» и сравнить возможности разных колонок по его заполнению.

Вторая разновидность махинаций — когда просто недоливают бензин. Скажем, вместо оплаченных 50 л наливают 48.

Правда, эксперты говорят, что реализовать это мошенникам сейчас сложнее, чем раньше. «На современных сетевых АЗС таким способом не промышляют, — уверяет президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Во-первых, сегодня везде стоят электронные топливораздаточные колонки (ТРК), данные которых не изменишь установкой дополнительных диафрагм или уменьшением производительности насоса, как это было раньше. После монтажа каждая ТРК калибруется и пломбируется, так что изменить настройки теоретически можно, только повредив пломбу. Второй фактор — это имидж заправочной сети. В условиях высококонкурентного рынка очень ценится каждый клиент, который привязан к той или иной заправке. Таких клиентов нарабатывают годами, и никто не будет их терять ради полулитра бензина».

КАК ПРОВЕРИТЬ. Впрочем, загодя ставить все сетевые АЗС вне подозрений не стоит. Не каждый водитель, приехавший на заправку, будет смотреть, стоит ли пломба на ТРК. За день таких водителей пройдет сотня, за месяц — несколько тысяч. Таким образом, на «неисправной» колонке (откалиброванной, к примеру, на 900 мл вместо литра) можно заработать на хлеб с икрой, а в случае чего — и на штраф от государственных проверяющих органов. Чаще всего подобные заправки располагаются на междугородних трассах в отдалении от крупных городов и потребительских проверок.

Недолива можно избежать, попросив у заправщика мерный стакан. «По закону, он должен быть на любой АЗС, и предоставить его обязаны по первому требованию. При этом емкость должна быть опломбирована», — подчеркивает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Если мерник вам не дают, уезжайте, залив 5—10 л, чтобы хватило добраться до другой заправки. В идеале необходимый минимум лучше налить в канистру, а оттуда уже наполнить бак. Правда, на некоторых АЗС научились обходить этот проверяющий маневр автовладельцев. «В тот момент, когда вам принесут мерник, под столом оператора будет перещелкнут тумблер, и вы получите ровно столько, сколько положено в этот мерник заливать», — констатирует Косянчук.

Бывают случаи, когда в недоливе виновата не АЗС, а нечистый на руку заправщик, который на последнем литре перекрывает канал подачи бензина в пистолете, а потом сливает из шланга оплаченный вами литр. Поэтому по возможности заправляйтесь сами или хотя бы следите за действиями заправщика. Также обратите внимание на смотровое окно ТРК: эксперты говорят, что при наличии пузырьков можно смело требовать деньги назад, ведь вместе с бензином вам заливают воздух.

Заправщики. Могут быть виноваты в недоливе.

ГОРЮЧАЯ СМЕСЬ ОТ «АЛХИМИКОВ»

Больше денег приходится тратить и из-за низкого качества топлива. «Мой водитель проверил количество километров, которое проедет авто до срабатывания индикатора необходимости заправки, если залить одинаковое количество бензина на разных заправках при одних и тех же условиях (город, пробки, зима), — делится наблюдениями гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. — Каждый раз получался разный километраж». Эксперты полагают: дело не в недоливе, а в качестве бензина.

«Дело в том, что оптовая продажа бензина и дизтоплива ведется в тоннах, а розничная — в литрах. Значит, чем ниже плотность продаваемого бензина, тем больше литров продаст АЗС из одной тонны, — анализирует независимый автоэксперт Андрей Сидоренко. — Так, у нас по стандартам допускается плотность бензина 95-евро в диапазоне 720—775 кг/куб. м. В то же время из одной тонны бензина с плотностью 775 кг/куб. м АЗС продаст 1290 л бензина, а с плотностью 720 кг/куб. м — 1390. И то, и другое допустимо по ГОСТу, а заправкам выгодно продавать менее качественный бензин. Учтите, что плотность бензина прямо пропорциональна его теплоте сгорания, то есть прямо влияет на расход топлива автомобилем».

Низкая плотность — не главная беда от заправки некачественным бензином. Для увеличения объема и, соответственно, выгоды при продаже топливо разбавляют. «Когда вы заводите авто утром, можно услышать в выхлопных газах запах ацетона, — поясняет Сидоренко. — Он означает, что в бензине есть примесь газового конденсата или газолина. Это одно из самых распространенных веществ, которым разбавляют бензин на нефтебазах». Газолин — далеко не худшая добавка из всех возможных примесей. «Особо ушлые бодяжники мешают все, что горит», — предупреждает Куюн. А вот Косянчук в своих оценках более радикален: по его мнению, каждый третий литр бензина в Украине — вообще не моторное топливо. «На это есть две причины. Во-первых, высокий налог, который делает контрабанду и бодягу бензина самым прибыльным из отечественных теневых бизнесов. Во-вторых, ответственность за такое преступление у нас административная: заплатил штраф и забыл», — резюмирует Косянчук.

НА ЧИСТУЮ ВОДУ

О том, что качество топлива на украинских заправках не выдерживает никакой критики, говорят и результаты проверок. В прошлом месяце их прошло целых две: от Госпродпотребслужбы и Института потребительских экспертиз. В первом случае был отобран 31 образец топлива, из которых только 15 продемонстрировали соответствие ГОСТу. Во втором случае были взяты образцы бензина А-92 на 11-ти сетевых АЗС. В трех пробах эксперты обнаружили повышенное содержание бензола, в двух — превышение нормы ароматических присадок, а в шести пробах — пониженное октановое число. Впрочем, наши эксперты подвергли эти результаты критике из-за их бессистемности. «Такие проверки должны проходить регулярно, а не по разнарядке правительства, — говорит Косянчук. — Мало того, что эти рейды не дадут никакого эффекта для потребителя, так еще и многие АЗС собираются оспорить их результаты в суде».

Впрочем, «суд да дело» заправщиков с государством водителей касается мало. Поэтому мы подобрали несколько методов определения качества и количества заправляемого бензина «на глаз, на нюх и на цвет».

ЦЕНА. Обезопасить себя от фальсификата можно в первую очередь благоразумием: не покупайте топливо, цена которого ниже среднерыночной на две и больше гривен. «Это противоречит здравому смыслу, ведь в рознице бензин получается дешевле, чем по импорту заходит в опт», — поясняет Косянчук.

ЗАПАХ. Второй звоночек — запах: ацетона, о котором упоминал Сидоренко, или любых других ароматов бытовой химии. Он подскажет, что перед вами — бодяга.

ТЕСТ. Можно капнуть бензином на руку: чистое топливо испарится, с примесями — оставит жирное пятно. Однако для этого надо возить с собой канистру. «Попытка капнуть из пистолета приведет к бензиновой ванне», — предупреждает Куюн.

Бодягу выдают запах, цена и пятна.

ГАЗОВЫЙ ВОПРОС: МНОГО НЕЛЕГАЛОВ

Как бы там ни было, чаще всего заправки с именем если и недоливают бензин, то делают это достаточно скромно: 100 мл на литре при допустимой погрешности в 50 мл. Куда острее сейчас стоит проблема недодачи автогаза, на котором заправщики часто экономят колоссальные суммы. «Сжиженный газ на топливном рынке набирает обороты, — отмечает Сергей Куюн. — Объемы бензина сегодня составляют 2,5 млн т, а газа — порядка 1 млн т. Спрос рождает предложение: заправиться газом можно уже не только на брендовых АЗС, но и в любой городской подворотне. При этом точность налива газа измерить практически невозможно. Во-первых, его не пропустишь через мерный стакан, как бензин или дизтопливо. Во-вторых, в отличие от топливного индикатора в бензиновом баке, по газу на весь бак есть 3—4 лампочки, которые очень условно показывают, какой объем топлива залили в машину. Проверить это можно лишь постфактум, по километражу». Правда, в конце прошлого года некоторые брендовые АЗС по аналогу с бензином стали оборудовать газовые заправки эталонными мерниками, сертифицированными государством. Заправить авто можно прямо через этот мерник, таким способом убедившись в объеме залитого газа. Однако Куюн говорит, что это еще не тенденция, а лишь промоход. Таких заправок пока единицы, тогда как нелегальных газовых АЗС только в Киеве примерно 250. «Как правило, это т. н. моноблоки, которые работают без документов, без кассовых аппаратов и каких-либо разрешений. Никто из этих заправщиков никогда не проверял свои колонки в УкрСЕПРО и не имеет сертификата от этого органа. Это дает возможность торговать очень дешево, привлекая большое количество клиентов», — отмечает эксперт. Впрочем, экономия от заправки на «подзаборных» и «гаражных» колонках сомнительная. Зачастую полный бак от сетевой заправочной станции дает гораздо больший пробег, чем если бы вы заправились на «моноблоке». Куюн приводит пример: с баком в 60 л авто после заправки легальным газом проехало на 100 км больше, чем после заправки на сомнительной АЗС.

Наконец, не стоит забывать об опасности. «Полная бочка газа с вмонтированной в нее раздаточной колонкой, неизвестно кем, когда и где произведенной, представляет риск для жизни. Так, два года назад из-за взрыва сжиженного газа в Переяслав-Хмельницком погибло несколько человек. И это произошло на сетевой заправке, а не в подворотне», — напоминает Куделя.

Тенденция. Все больше водителей переходит на газ.

Недолив бензина на авто заправке. Как определить?

Как определить недолив бензина?

Определить недолив бензина на АЗС можно по двум признакам. Например, при заправке полного бака машины. Если начала мигать лампочка об окончании бензина, а по данным производителя вместимость бензобака 50 литров, то при заправке на азс по полной будет странным выглядеть, если туда вместиться 55 литров бензина. Такого не может быть, знайте данная АЗС недоливает бензин.

Второй способ проверки: это наполнение канистры определенного объема. Приведу пример из жизни. Один автолюбитель решил наполнить две пятилитровые канистры на одной заправке. В итоге, в одной канистре оказалось 4 литра бензина, а в другой — всего три с половиной. Вывод очевиден — на данной АЗС обманывают.

Какие способы у АЗС для недолива бензина? Назовем 2 основных. Первый основан на проверке честности заправки специальными службами (Росстандарт и прокуратура). Для забора топлива на АЗС используют 10-литровые канистры. Из-за этого оборудование автозаправочной станции настроено на точный долив первых 10 литров горючего. При заправке больших объемов бензина возможен недолив. Например, с 20 литров вам зальют 19.5, а с 40 — лишь 38.

Второй способ недолива бензина более хитрый. Для этого разрабатывается специальная программа управления заправкой топлива, в которой заложена возможность недолива горючего. Если приходит контроль и обнаруживает недолив топлива на данной АЗС, то сотрудники просят повторную экспертизу, в ходе которой они меняют программу управления. Более всего вероятнее, изменение программы управления заправкой топлива возможна “на лету”.

За недолив бензина коммерсантов будут судить

Власти будут бороться с воровством на заправках и составят рейтинг добросовестных участников рынка. То есть определят, где клиенту лучше покупать бензин, чтобы получить и полный банк, и полный сервис. Проблема, по словам чиновников, актуальна во многих регионах.

— Воровали всегда и везде, — заявил глава Росстандарта Алексей Абрамов в интервью «Российской газете». — Разные хитрости использовали и раньше, но чем более усложняется техника на заправках, тем проще обманывать. Есть даже такие способы и уловки, когда оператор индивидуально подходит к тому, кого и на сколько обмануть — он может задать недолив конкретно в эту машину, потом через две еще в одну и так далее. Мы уже сталкивались с таким виртуозным управлением количества отпускаемого топлива. При этом все оборудование поверено, опломбировано, все вроде бы чисто.

По словам Абрамова , бороться с этим сложно. Но можно. Например, поправками в УК.

— В отношении закоренелых «недоливателей» надо активно использовать уголовное наказание, — считает глава Росстандарта. — Это же организованный преступный бизнес, который позволяет извлекать сверхдоходы за счет обмана потребителей. Государство не дополучает налогов. За такие действия должна быть судимость с серьезным штрафом и взысканием ущерба.

Но пока поправки в Уголовный кодекс не приняты, как определить, кто честный, а кто — нет? В Росстандарте предложили сделать рейтинг всех компаний, которые занимаются продажами бензина. Тогда автолюбителям будет легче понять, где лучше заправляться. Чиновники проверят качество топлива и качество дополнительных услуг на всех АЗС и присвоят им специальные звезды — по аналогии с гостиницами. Чем прозрачнее бизнес и лучше сервис, тем больше звезд.

— Национальный стандарт позволит правильно раскрасить добросовестных игроков, — пояснил Абрамов. — Больше звезд получат те, кто сами раскроют все карты, покажут технологические процессы, как организовано обслуживание клиентов. После того как стандарт утвердим, будет подготовительный период.

Читайте также

Легко ли устроиться на работу молодым

9 из 10 компаний готовы брать на работу молодежь. При этом личностные качества считаются важнее диплома и опыта

Выбросят ли нас Штаты с нефтяного и газового рынка

Обсуждаем вместе с доктором экономических наук Михаилом Делягиным в эфире программы «Личные деньги» на Радио «Комсомольская правда»

Золотой запас России впервые в истории превысил 2 000 тонн

Зачем мы накапливаем золото

Поощрять доносительство, искоренить «неформальную занятость» и расширять платные парковки: Минфин нашел способы повысить сборы с населения

Ведомство выпустило для чиновников методичку по «увеличению доходной базы»

Обман по мобильному телефону

Как обладателю банковской карты не попасться на удочку телефонных мошенников, когда те звонят первыми

Новшества для садоводов с 1 января: Дачи превращаются в жилые дома с «пропиской»

Наивные вопросы о том, как воспользоваться очередными изменениями в законодательстве

Руководство «Кэшбери» сообщило о закрытии компании

Но расставаться с финансовым бизнесом Артур Варданян не намерен

Тинькофф Банк стал лучшим розничным онлайн-банком в мире

Такой вывод сделал международный журнал о банках и финансах Global Finance

Профессиональное образование: превратить человеческий потенциал в человеческий капитал

Какие профессии и компетенции будут нужны экономике в ближайшие годы и какие изменения надо провести в системе профобразования, в интервью «КП» рассказала директор департамента кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив

Правительство заморозило цены на бензин до марта 2019 года

Власти пригрозили нефтяникам повышением экспортных пошлин

Деньги за мелкие штрафы будут списывать с банковского счета без ведома водителей

Судебные приставы готовятся к ускоренной работе

«Микрозаймам» разрешат отнимать у должников квартиры

Разработаны поправки в закон о микрофинансовых организациях

Карточная система

Как перевести деньги родственнику или другу через интернет/телефон

Выбросят ли Штаты Россию с нефтяного и газового рынка?

Некоторые эксперты считают, что именно такова конечная цель санкций Запада [инфографика]

Новости ноября: Контроль за ОСАГО, штраф за борщевик и запрет на летнюю авторезину

Как изменится жизнь россиян с 1 ноября 2018 года

Названа средняя зарплата в Москве

Зарплаты в этом году выросли почти на 10%

Депутат, решивший прожить на 3500 рублей в месяц: Недельный набор продуктов закончился на пятый день

Николай Бондаренко рассказывает, как питается на «макаронной» диете

Нелегальным МФО собираются запретить требовать долги с заемщиков

Этот законопроект может быть принят до конца года

20,7 триллионов рублей хранят российские богачи на зарубежных счетах

Комапния Frank RG оценила общее состояние 30 тысяч самых богатых россиян

«Мы как на пороховой бочке»: как самарские монахи решили разводить стерлядь и кто им в этом мешает

Наместник мужского монастыря в Винновке рассказал, как в святом месте пытаются сохранить сохранить Волгу и помочь экологии

Бесконтрольный «Росконтроль»: как частная компания манипулирует спросом на продукты питания

Маскируясь под государственную структуру, организация проводит исследования с сомнительными результатами

Налог на самозанятых: Cправедливость или новый побор

«КП» поговорила с экспертами и самими фрилансерами, а заодно оценила масштабы явления [инфографика]

Игры с налогом на роскошь могут ударить по обычным гражданам

Наш колумнист Георгий Бовт — о том, почему властям проще получать налоги с небогатых, чем трясти олигархов [подкаст]

Как «умные счетчики» позволят сэкономить на энергоресурсах

Пока «умными» приборами учета пользуются лишь 11% граждан

Возрастная категория сайта 18+

Как нас обманывают. Недолив топлива на АЗС.

В зоопарке тигру недокладывают мяса, а на АЗС перевозчику – недоливают топлива.
А жаль, что тигру об этом не доложили…

Самое распространенное нарушение на большинстве автозаправочных станций – это недолив топлива. Недоливы являются скорее правилом, чем исключением. Согласно наблюдениям водителей, на городских заправках горючее недоливают реже, чем на АЗС, расположенных на трассах. Но недолив возможен и на крупных АЗС, если доступ к замерам остатков топлива имеют механики и операторы, а контроль со стороны руководства ослаблен.

Для самих заправщиков недолив топлива гораздо привлекательнее, чем «бодяга» с ним – двигатель из строя не выведешь, значит, и риск попасться меньше. Заправил клиент свой бак, и поди посчитай, сколько там литров: 30 или 28. Зато каков соблазн: если недоливать по каких-то 500 миллилитров на 10 литров, то, к примеру, отпустив 5 000 литров (нормальный оборот средней колонки за день), получишь неплохую прибавку. А если колонок несколько? Чаще всего применяемые способы обмана при заправке топливом Способов мошенничества на АЗС придумано несчетное количество. Например, если запрошенное количество топливо стоит некруглую сумму, работник АЗС может заявить об отсутствии сдачи и предложить долить бензина до полной суммы. Однако верить, что это обещание будет выполнено, не стоит – обычно наливают ровно столько, сколько попросили, а «округленные» деньги оседают у продавца. Другой вариант – недолив из топливного шланга. При заправке машины бензином его подача с колонки прекращается, когда счетчик показывает недолив примерно в пол-литра. Это количество находится в заправочном шланге и выльется через несколько секунд. Но как показывает практика, в бензобак попадают не оплаченные пол-литра, а примерно сто миллилитров. Еще один способ мелкого мошенничества открывает услуга заправки машины «из пистолета», когда залив топлива в бензобак осуществляет работник комплекса.
(Ох, как сильно это отличается от заправок в той же Польше, не говоря уж о законобоязливой Германии: старательная паненка, позабыв о громкой связи, чуть ли не в окошко кассы старается просунуть голову, чтобы остановить вас: “Пан, вернись, забери четыре гроша рэшты”. Рэшта – это сдача. А четыре гроша – это чуть меньше одного американского цента…).

Даже на АЗС, оборудованных самыми современными электронными колонками, все-таки случается недолив топлива. Топливораздаточные колонки (ТРК) старого поколения, с механическим отсчетом количества отпускаемого горючего, удобнее всего использовать для махинаций с топливом. Но таких колонок практически не осталось. Им на смену пришли новые ТРК с электронным управлением, механизм которых не допускает существенных колебаний при дозировке бензина. Колонки обязательно пломбируются и согласно ГОСТу проверяются один раз в полгода. Поэтому и способы недолива теперь не “дедовские”, а самые современные – электронные. Владельцы автозаправок покупают “усовершенствованное” программное обеспечение, которое позволяет мгновенно “задавать” недолив в отпускаемом топливе. В случае контрольной закупки, показавшей недолив горючего, махинаторы настаивают на том, чтобы была проведена перепроверка. После корректировки задания компьютеру при втором, третьем и последующих контрольных замерах та же ТРК может даже переливать бензин в контрольную тару инспектора. То есть при данном способе недолива уличить заправщика в нечестности практически невозможно. Еще один способ недолива также связан с электроникой на ТРК. Механизм замера топлива прост – с колонки на автоматизированную систему управления автозаправочной станции поступает импульс о каждом литре, залитом в бак автомобиля. Сегодня существуют ТРК (например, немецкого производства), которые позволяют работникам заправки самостоятельно “смоделировать” такой импульс. То есть, оператор может послать сообщение в контрольную систему о том, что литр бензина залит, хотя на самом деле в бак машины он не перекачивался.

Наконец, на помощь недобросовестным продавцам приходят и электронные технологии. Например, можно взломать программу в центральном компьютере, управляющем работой АЗС, и показания счетчика не будут соответствовать объемам поступающего в бак топлива. Последним хитом стали специальные микрочипы, которые в изобилии продаются на рынках и при установке на колонку позволяют «экономить» 2-3 литра бензина с каждых 10 продаваемых. Впрочем, недоливать топливо описанными методами достаточно хлопотно. Поэтому чаще всего “в ходу” у заправщиков более простые методы. Например, когда водитель не смотрит на правильность отпуска бензина, заправщик преждевременно прекращает подачу топлива и сливает его потом в отдельную емкость. Все существующие сегодня топливо-раздаточные комплексы (ТРК) можно грубо разделить на два типа: «Нары» и «не-Нары». В советские времена практически все АЗС в нашей стране были оснащены продукцией Серпуховского завода, а именно колонками «Нара», либо их двойниками с цифро-буквенными кличками вместо имен из г. Ливны. Главные их приметы: стрелочный указатель объема (у чуть более совершенных моделей, которые, впрочем, не нашли широкого применения, механический счетчик типа таксометра) и один-единственный заправочный пистолет. На таких «Нарах» по-прежнему сидят многие короли и королевы провинциальных АЗС стационарного типа, а также заправщики контейнерных ТРК. К категории «не-Нары» относится как самая разнообразная импортная продукция фирм “Satam”, “Schlumberger”, “Tokheim”, “Gilbarco”, так и современная отечественная, в том числе и того же Серпуховского завода, которая хотя и называется по традиции «Нара», но, по сути, это уже совершенно другой продукт. Все они имеют электронный счетчик с указанием объема, цены за литр и общей суммы, снабжены несколькими пистолетами, рассчитанными на заправку разными видами топлива, и обладают той или иной защитой от несанкционированного вмешательства в свое нутро.

Если на АЗС установлены колонки со стрелочными указателями или механическими счетчиками типа старого таксометра, а заправку вашего автомобиля производит натренированная рука работника АЗС, то вы просто сами просите, чтобы вас «обвесили». Положим, вы оплатили десять литров. Даже ничего не подкручивая, ушлый заправщик может оставить литр себе. Для этого ему достаточно лишь отпустить рукоятку в тот момент, когда стрелка только подошла или даже скакнула на «десятку», но отлив десятого литра сам по себе еще не начался. Получается, на счетчике «десятка», а в баке «девятка». Те, кто не доверяет руке и глазомеру, поступают по-другому – ломают счетчик так, что стрелка проскальзывает часть делений. Вопреки расхожему мнению, размер имеет значение. Если это размер заправочного шланга. Любые петли и перегибы на самом шланге, а также неисправности пистолета приводят к тому, что после заправки в нем может оставаться до одного литра топлива. Можно сколько угодно острить в адрес некоторых водителей, которые после остановки колонки еще несколько минут стряхивают с конца шланга капли бензина, судорожно нажимают рукоятку пистолета или дергают за спусковой рычажок, но логика в их действиях все же есть – иногда колонка чудесным образом выдавливает из себя приличную порцию. Шланг можно не только свернуть в кольцо, но и проколоть его. В таком случае он начинает подсасывать воздух, в результате чего по окончании заправки воздушный столб «запирает» 100-200 мл топлива. Кустарщина, конечно, но деньги-то текут. Заставить закачивать воздух можно не только шланг, но и насос ТРК. Верный признак того, что он подкачивает воздух, – окошко наблюдения за тем, как бензин попадает из колонки в шланг, закрашено или вовсе отсутствует. Любая колонка условно делится на три основные части: топливозаборную, измерительную и информационную. Измерение объема отпускаемого топлива происходит при помощи поршневого механизма. По существующим стандартам допустимая погрешность его работы не должна превышать плюс-минус 50 мл на 10 литров. И вот он, страшный секрет всех АЗС, независимо от уровня их респектабельности: даже если ТРК приходит с завода отрегулированным на «ноль», фирменные наладчики, изменяя объем поршневой камеры, устанавливают его «в минус» в обязательном порядке, с ведома начальства, страхуясь таким образом от непредвиденных потерь и надувательства со стороны НПЗ. Даже на допустимых -50 «навар» получается значительным. «Честные» заправщики довольствуются этим допустимым минусом, нечестные крутят механизм дальше. Опять-таки либо с одобрения руководства, либо уже на свой страх и риск. Делают они это после проверки и опломбирования колонок контролирующими инстанциями. Понятно, что пломбы после взлома подделываются, либо покупаются у тех же контролеров. Кстати, нередко именно те, кто обязан следить за точностью приборов, сами же и помогают их крутить. Запрет на заправку металлических канистр и другой емкости, который, разумеется, заправщики будут объяснять техникой противопожарной безопасности, верный признак того, что вас обворовывают именно таким способом. Образовавшиеся в результате недолива излишки топлива хозяева АЗС не продают ведрами вручную, а реализуют через те же колонки. Естественно, операции с излишками проводятся либо мимо кассового аппарата, либо при помощи манипуляций с кассовым аппаратом, либо сопровождаются подкупом некоторых (“некоторых” – отнюдь не значит “малочисленных”) представителей налоговых органов.

Как с этим бороться?
Самый простой и доступный способ проверить точность отпуска топлива: провести контрольный замер мерным ведром (оно на заправках выполняет роль контрольных весов), которое должны предоставить по первому требованию клиента на любой АЗС. Правда, если топливо в баке, проверить его количество уже не удастся. (Впрочем, за последние несколько лет на нашем рынке появилось несколько версий контрольных устройств, позволяющих контролировать и расход топлива, и его заправку – так называемые “черные ящики”. Правда, их показания могут убедить лишь самого перевозчика, а для АЗС они – “филькина грамота”. Спорить можно, но юридически обоснованно доказать – нельзя). Для проверки точности отпуска топлива законом предусмотрены определенные правила: необходимо обязательно оставить пистолет в горловине, а затем попросить работников заправки произвести замер с помощью мерного ведра. Сотрудники АЗС должны поставить бегунок мерного ведра на соответствующую сезону температуру, смочить ведро бензином (что способствует точности измерения) и залить 10 литров топлива – строго по показателям табло и сравнить с показателем мерной линейки. При недоливе уровень бензина будет ниже нулевой отметки, а при переливе – выше на соответствующее число делений (каждое соответствует 11 миллилитрам топлива). При этом отклонение в любую сторону на 50 миллилитров при 10 литрах заправленного объема нарушением не считается, в силу действия разных показателей – температурных и допустимой погрешности оборудования. Кстати, летом большое значение имеет то, где (под землей или на солнце) стоят резервуары с топливом – нагреваясь, горючее увеличивается в объеме (но остается тем же по массе), а остывая (к примеру, в баке автомобиля), – уменьшается до стандартных значений. Желательно, конечно, иметь какой-то документ, подтверждающий факт недолива: если факт будет оспорен в суде, одни воспоминания и негодование к делу не пришьешь (помните старую присказку: без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек…). Неплохой вариант – это рейд вместе с сотрудниками ОБЭП (но этой привилегией чаще пользуются обманутые заправщиками журналисты или милиционеры, а перевозчики в большинстве случаев выступают “наводчиками”). Итак, действуем.

Лучший способ избежать “попадалова” – это знание перевозчиком своих прав – как потребителя. В случае возникновения подозрений на недолив последовательность действий водителя следующая:

1. Немедленно обратиться к оператору на АЗС с претензией на недолив топлива и потребовать (потребовать, а не попросить. ) проверить факт недолива (вы имеете на это полное право в соответствии с Законом о правах потребителя).

2. По вашему требованию оператор должен отобрать пробу из колонки в специальный мерник, и сверить показания на колонке с реальным количеством топлива в мернике (на каждой АЗС есть «мерники» – 10-, 15-, 20-литровые емкости для проверки правильности работы колонки).

3. Затем на месте составляется акт о том, что был отобран бензин в мерник, где отражается соответствие количества топлива в мернике количеству топлива, отобранного из колонки.

Естественно, на это уйдет некоторое время. Но свои права нужно не только знать, но и уметь отстаивать – даже если придется потратить время. Оно того стоит… С одной стороны это или избавит перевозчика от неоправданных подозрений (может вам недолили топлива в предыдущий раз!), или действительно позволит поймать АЗС “на горячем”. Как показывает практика, уверенность водителя в своей правоте и знание своих прав зачастую избавляют от необходимости замеров и составления актов: АЗС молча соглашается с требованиями возмущенного водителя. Разумеется, большое значение имеет и оборудование станции. Но даже самые современные колонки не обеспечат гарантию от недолива, если персонал АЗС будет иметь доступ к замерам бензина в емкостях при сдаче смены – в этом случае плевать они хотели на штрафы или репутацию – заработанные таким образом деньги иногда застилают все (“Чтоб ты жил на одну зарплату. ”). На подавляющем большинстве заправок остатки топлива при пересменках замеряют мерным штоком – достаточно простая технология, которая уже сама по себе провоцирует на обман. То же можно сказать об утилитарных колонках, которые легко подвержены необходимой регулировке. Владелец заправки (а это, по сути, единственное лицо, кровно заинтересованное, чтобы АЗС работала честно) всегда в курсе всех происходящих процессов. Механик, конечно, работает с колонками, но он также не заинтересован в “нелигитимном” недоливе, так как весь дополнительный доход в этом случае пойдет в карман хозяину заправки.

Вся беда в том, что АЗС практически невозможно поймать на серии обманов – для этого пришлось бы взять сотни проб. В результате получается – если колонка недоливает сотни, а то и тысячи раз, обогащая нечистоплотных дельцов на огромные суммы, ответственность он понесет в лучшем случае за один конкретный контрольный закуп. Таким образом, недолить вам должны больше литра – такое случается редко. Даже если вам действительно много недолили, реально это зафиксировать практически невозможно – контрольная проба снимается с 10 литров, а недоливать свыше 10 процентов это уже сверхнаглость. Чтобы установить значительные или крупные размеры обмана (недолива), необходимо кроме контрольного закупа произвести замер остатков бензина в емкостях, сравнить с реализацией бензина по чекам. Словом, операция технически изысканная.

Топливные трейдеры уже нашли способ борьбы с мошенничеством заправщиков. По их мнению, топливо на АЗС целесообразнее продавать в килограммах, а не литрах (то есть, клиент покупает не объем, а массу). В этом случае любой автолюбитель сможет незамедлительно предъявить претензии недобросовестному торговцу. Предположим, на заправке водителю отгружают не 20 литров, после которых топливный счетчик в автомобиле неопределенно замирает где-то посередине шкалы, а 20 кг топлива. Ровно настолько же тяжелеет автомобиль, что отражается на соответствующей панели. В настоящее время «килограммовая» система отгрузки применяется только при продаже бензина с октановым числом в 102-104 единиц и выше. Это топливо используется для гоночных или спортивных моделей. Например, для болидов Формулы-1 используется бензин с октановым числом в 116 единиц. Розничной торговли этим бензином нет, поэтому он отгружается в канистрах от 10 до 200 кг. Наладить торговлю в канистрах обыкновенным дизтопливом или ходовыми 92-м и 95-м бензинами пока вряд ли возможно. Способ измерения веса бензина в килограммах пока не изобрели, но установить на АЗС «килограммовую» систему отгрузки, по словам самих заправщиков, вполне возможно. Как рассказал один из них, такой проект возник около 2 лет назад, однако не был завершен из-за отсутствия финансирования и недоверия остальных игроков.

Полезные советы: как не дать себя обокрасть
1. Выберите для себя заправку, которую вы или ваши знакомые считают солидной и старайтесь ей не изменять. Можете «втихушку» устроить проверку этой АЗС – набрать бензин в канистру и измерить объем с помощью мерной колбы. Температурный показатель вы, конечно, не учтете, но отклонение в «минус четверть стакана», если таковое обнаружится, можно считать условным.

2. Летом заправляйтесь утром, когда топливо в емкостях еще не нагрелось. Если вы заправились на АЗС, резервуары которой стоят на открытом солнце или когда туда только что залили бензин из нагревшегося бензовоза, то вы, возможно, и получите свои 10 литров объема, но в граммах топлива будет меньше, а значит, и проедете вы на нем на тройку-другую километров меньше.

3. Лучше заправляться с той колонки, где только что это делал другой автомобиль. Это гарантирует, что топливо прокачано и им смазаны внутренности насоса. Удивительно, но нам приходилось наблюдать (особенно это заметно на самых утилитарных колонках), как после десятиминутной паузы колонка выдавала приличный недолив, но при каждой новой заправке в мерное ведро (с периодичностью меньше минуты) количество полученного топлива раз за разом увеличивалось.

4. Всегда смотрите на смотровое пластиковое окошечко, минуя которое бензин поступает в шланг. Если заметили пузыри или вообще в нем половина воздуха, знайте – вместо запрошенного количества топлива вы получите значительно меньше.

5. Заправляйтесь цивилизованно, по пластиковым картам ведущих операторов.

Обман потребителей, Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Юридический ликбез. Как будем ругаться.
Итак, вы приехали очередной раз на АЗС и вам опять по вашему мнению недолили топливо. Вы потребовали у оператора мерник. Оператор предоставил мерник и показания указывают на недолив топлива. Необходимо зафиксировать данный факт. Для начала необходимо доказать существование договора розничной купли-продажи. В соответствии с кодексом доказательством заключения такого договора может быть кассовый или товарный чек, или иной документ, подтверждающий оплату товара. Форма договора розничной купли-продажи Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.В общем случае Закон «О защите прав потребителей» позволяет вам требовать выдачу товарного чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки. И сам факт отказа в выдаче подобного является грубейшим нарушением ваших прав. Итак, возьмем за исходное предположение, что факт покупки доказан документально (договором, квитанцией, чеком) – либо иным способом и местонахождение продавца товара нам известно. Далее необходимо составить соответствующий акт, в котором также необходимо отразить все существенные моменты. Любые два-три потребителя могут составить акт на нарушение законодательства продавцом. Акт, в котором необходимо отразить все существенные моменты, составляется в произвольной форме и должен содержать: дату, время, место составления акта, характер нарушения, обстоятельства, способствующие возникновению нарушений, подписи очевидцев. Акт составляется не менее чем в двух экземплярах. При отказе представителей виновной стороны подписать акт, имеет смысл составить акт с участием иных очевидцев события и указать их координаты, в акте же поставить отметку о том, что представители виновной стороны от подписи отказались. К составлению акта имеет смысл привлекать тех очевидцев, которых впоследствии не составит труда привлечь к судебному разбирательству в качестве свидетелей. Лучше если это будут представители местных органов власти или органов милиции. Можно ли представить в суд письменные показания свидетелей? Свидетели от показаний не отказываются, но ездить в суд не хотят. Можно ли через нотариуса оформить их показания и представить в суд как доказательство? Ответ. Если Вы еще не подали иск в суд, то можно. Если уже подали, то нельзя. По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным. Нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу уже находится в производстве суда или административного органа. Так что если Вы подали исковое заявление, то оформить письменные показания свидетелей уже нельзя.

А закончить эту статью хочется несколько перефразированным призывом, который нам давно и хорошо знаком: “Водители! Будьте бдительны! Иначе – будете обмануты…”.

Анри НЕХАЙЧИК,человек, имеющий некоторое отношение к заправкам.

Смотрите еще:

  • Административные правонарушения посягающие на права граждан реферат Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан реферат.doc Список использованной литературы. 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., М., 2007. 2. Кодекс Российской Федерации об административных […]
  • Купить земельный участок под ижс анапа Купить земельный участок в Анапе - 336 объявлений Сегодня 17:08 | Участок в Анапе улица Владимирская, дом 101-А Продаю участок 6,4 сотки ИЖС г. Анапа, п. Супсех, ул. Ф. Гладкова фасад участка – 20 м. Расстояние до моря 800 м, до г. Анапа 1 км. Электричество […]
  • Акб 6 ст 80 Yuasa 6СТ-80 AGM Start Stop Plus YBX9115 Новая Почта - наложенным платежом Доставка по Киеву - 50 грн Обмен и возврат товара в течении 14 дней Более 5000 довольных клиентов в год Современные автомобильные аккумуляторы Yuasa […]