Коап рф заказник

14.03.2019 Выкл. Автор admin

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

СТ 8.39 КоАП РФ

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.39 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения — окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Законодательством об особо охраняемых природных территориях выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, природные парки, государственные природные заказники; памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные территории, территории традиционного природопользования. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны. Так, на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного пользования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир). На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации, а равно пребывание граждан, не имеющих специального разрешения.

2. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием «режим». Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

3. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. Субъективная сторона заключается в умысле или неосторожности.

5. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — в отношении правонарушений, совершенных на территориях санитарных (горно-санитарных) зон и округов (ст. 23.31 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Однако если должностное лицо, уполномоченное назначать административные наказания, считает необходимым применить (наряду с основным) дополнительное наказание в виде конфискации орудия или предмета совершения правонарушения, оно передает дело судье (ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).

7. Статья 262 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, если оно повлекло причинение значительного ущерба.

Решение Красноярского краевого суда от 19 февраля 2015 г. по делу N 7р-100/2015 (ст. 8.39 КоАП РФ. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Ключевые темы: заказники — охота — особо охраняемые природные территории — охотничье оружие — правонарушение)

Решение Красноярского краевого суда от 19 февраля 2015 г. по делу N 7р-100/2015

Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П., рассмотрев в судебном заседании 19 февраля 2015 года жалобу Кожемякина С.И. на решение судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 05.12.2014 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Кожемякина С.И.,

Постановлением главного специалиста- государственного инспектора отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее по тексту- Природнадзора) N26-03/ПР от 06 марта 2014 года, Кожемякин С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Согласно постановлению, Кожемякин С.И. 06.12.2013 года в 15.00 час. осуществлял охоту с огнестрельным оружием «данные изъяты» на территории государственного биологического заказника краевого значения «Большемуртинский», расположенном в Большемуртинском и Сухобузимском районах Красноярского края, чем нарушил п.4, п.5.1, п.5.3 Положения о государственном биологическом заказнике краевого значения «Большемуртинский», ст.24 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.2 ст.6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 N7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае». Более подробно фабула изложена по тексту постановления (л.д.48-53).

Решением судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 05 декабря 2014 года, приведенное выше постановление N26-03/ПР принятое 06.03.2014 года в отношении Кожемякина С.И., оставлено без изменения, а жалоба Кожемякина С.И.- без удовлетворения (л.д.214-225).

В жалобе поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, Кожемякин С.И. просит указанное решение судьи Сухобузимского районного суда, отменить, поскольку судьей нарушен был принцип недопустимости повторного участия в рассмотрении дела, самоотвод ею заявлен не был, тогда как ранее она принимала по данному делу решение; не была дана оценка недоказанности вины Кожемякина С.И. в анализируемом правонарушении и его доводам, место совершения правонарушения протоколом об административном правонарушении и постановлением не было установлено, географические координаты места предполагаемого правонарушения не установлены, сообщение N10 КГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» не может быть доказательством по делу и виновности Кожемякина С.И., выписка из государственного кадастра по заказнику Большемуртинский с указанием границ и координат не представлялась, осмотр места предполагаемого правонарушения не производился, охота на территории заказника не подпадает под квалификацию правонарушения по ст.8.39 КоАП РФ, охотой, т.е. деятельностью связанной с поиском, выслеживанием, преследованием, добычей охотничьих ресурсов, их первичной переработкой и транспортировкой, как это установлено ст.1 ФЗ от 24.07.2009 N209-ФЗ «Об охоте», он не занимался. Так же судья незаконно допустил в дело представителя Природнадзора, чем нарушил права Кожемякина.

Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу, что принятые по делу постановление, а так же последующее решение судьи районного суда, отмене либо изменению не подлежат, по следующим основаниям.

Из положений статьи 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а так же на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Согласно п.4.1 Положения «О государственном биологическом заказнике краевого значения «Большемуртинский» (утв. 22.10.2004 г. Постановлением N161 администрации Красноярского края) в его правовом взаимодействии с ч.1, ч.2 ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 N33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территории данного заказника запрещается ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты. Нарушение указанных требований, осуществление охоты на территории заказника, вопреки доводам жалобы, образует состав правонарушения предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. При этом, в соответствии с ч.2 ст.57, п.6 ч.1 Федерального закона от 24.07.2009 г. N209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», на положения которого ссылается Кожемякин С.И. по тексту жалобы, к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты (огнестрельным, пневматическим, холодным оружием, иными устройствами и оборудованием, приборами используемыми при осуществлении охоты). Доводы жалобы Кожемякина С.И. об обратном, являются не состоятельными как основанные на неверном толковании законодательства.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела.

Учитывая данные положения административного законодательства, не могут быть приняты как состоятельные и доводы жалобы о том, что судьей районного суда необоснованно исследовано в качестве доказательств по делу сообщение N10 о наличии события административного правонарушения, составленного инспекторами Природнадзора по анализируемым обстоятельствам, пояснения представителя Природнадзора в судебном заседании.

Доводы жалобы о том, что судья районного суда не взяла самоотвод в соответствии с п.2 ч.1 ст.29.2 КоАП РФ, как лицо ранее выносившее решение по анализируемому административному делу, являются не состоятельными, поскольку отсутствуют данные о том, что судья районного суда Созыкина Е.А. прямо или косвенно заинтересована в разрешении настоящего административного дела, при этом, административное законодательство, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержат такого принципа как «недопустимость повторного рассмотрения дела тем же судьей».

Из материалов административного дела следует, что вина Кожемякина С.И. в совершении анализируемого правонарушения, установлена правильно и подтверждается совокупностью относимых и допустимых доказательств, в их числе: составленным 24.02.2014 года в отношении Кожемякина С.И. в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ протоколом об административном правонарушении, с указанием обстоятельств его совершения, разъяснением под роспись в протоколе ему прав и вручением копии протокола (л.д.44-47), диском с видеозаписью на которой четко видна автомашина на которой Кожемякин С.И. прибыл на место правонарушения, а так же пустые чехлы от охотничьего оружия и отсутствие Кожемякина С.И. в непосредственной близости от машины и от дороги (л.д.148), согласующимся с указными доказательствами сообщением N10 о наличии события административного правонарушения, составленным инспектором Природнадзора 06.12.2012 года, являющимся так же в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ иным доказательством по делу, в котором отражены события анализируемого правонарушения совершенного Кожемякиным С.И., которые инспектор наблюдал лично,- нахождение Кожемякина С.И. на территории биологического заказника «Большемуртинский» с охотничьим оружием, с описанием данного оружия (л.д.7), картами-схемами места совершения данного правонарушения, подтверждающими его совершение на территории названного заказника (л.д.39-41), иными доказательствами полный анализ которым дан в принятых по делу постановлении и судебном решении, в том числе и первоначальными показаниями самого Кожемякина С.И. о том, что аншлаг предупреждающий о въезде на территорию биологического заказника он просто не увидел. Доводы жалобы Кожемякина С.И. о том, что место совершения правонарушения не было установлено протоколом об административном правонарушении и иными материалами, являются надуманными и не состоятельными,- опровергающиеся указанными материалами, которыми место совершения правонарушения, нахождение его именно на территории биологического заказника «Большемуртинский», установлено точно и сомнений не вызывает. При этом, совокупность представленных в материалах дела доказательств являлась достаточной для объективного разрешения дела по существу, поэтому доводы жалобы о том, что в материалы не было представлено иных доказательств (протокола осмотра места совершения правонарушения и иные), так же не могут быть приняты как состоятельные.

Таким образом, нарушений требований КоАП РФ, процессуальных требований, влекущих отмену либо изменение принятого по делу постановления и судебного решения, не усматривается. Принятые по делу решения мотивированы, подтверждаются исследованными доказательствами. Квалификация действиям Кожемякина С.И. по ст.8.39 КоАП РФ дана правильная, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.4.1 КоАП РФ, и является справедливым.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Постановление главного специалиста- государственного инспектора отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 06 марта 2014 года, а так же решение судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 05 декабря 2014 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ в отношении Кожемякина С.И., оставить без изменения, а жалобу Кожемякина С.И.- без удовлетворения.

Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Права инспекторов охраны

Права государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:

  • Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2 КоАП);
  • Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7 КоАП);
  • Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортно­го средства (ст. 27.9 КоАП);
  • Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, тер­риторий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП);
  • Производить изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП);
  • Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или пред­метами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух по­нятых. Об изъятии составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении.

В соответствии со ст. 26.7 КоАП изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.

Необходимо отметить, что и статья 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — ФЗ «Об ООПТ») устанавливает право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков «изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы».

Под этими терминами на практике следует понимать:

  • «орудия незаконного природопользования» — предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира либо иных способов неза­конного природопользования (например, добычи общедоступ­ных полезных ископаемых, снятия плодородного слоя почвы, сбора минералогических или палеонтологических коллекций, поджега лесного массива) (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т. п.);
  • «продукция незаконного природопользования» — животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция;
  • «транспортные средства» — плавучие (в том числе их части -подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;
  • «соответствующие документы» — документы, связанные с охра­ной окружающей среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т.п.).
  • Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.
  • Составлять протоколы об административных правонаруше­ниях (ст. 28.3 КоАП).
  • Выносить определения о возбуждении дела об администра­тивном правонарушении и проведении административного правонарушения (ст. 28.7 КоАП).
  • Проверять (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»):
    • разрешения на право пребывания на территориях заповедников и национальных парков у лиц, находящихся на этих территориях;
    • документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях заповедников и национальных пар­ков и их охранных зон.
  • Задерживать на территориях заповедников, национальных пар­ков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Рос­сийской Федерации об особо охраняемых природных территори­ях (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях заповедников, национальных парков, их ох­ранных зон для проверки соблюдения требований законо­дательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • При исполнении служебных обязанностей (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»):
  • применять в установленном порядке специальные средст­ва — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, уст­ройства для принудительной остановки транспорта, слу­жебных собак;
  • носить, хранить и применять служебное огнестрельное ору­жие.
  • отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанности по охра­не объектов животного мира;
  • задержания лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, или оказывающих вооруженное сопротив­ление, или отказывающихся выполнить законное требование должностного лица о сдаче оружия;
  • отражения вооруженного или группового нападения на слу­жебные, жилые и иные помещения, принадлежащие должностным лицам;
  • подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
  • Пользоваться также всеми правами должностных лиц госу­дарственной лесной охраны и других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • посещать в целях проверки организации, объекты хозяйствен­ной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, обо­ронные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления госу­дарственного экологического контроля материалами;
  • проверять соблюдение нормативов, государственных стан­дартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выпол­нение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • проверять соблюдение требований, норм и правил в облас­ти охраны окружающей среды при размещении, строительст­ве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуата­ции производственных и других объектов;
  • проверять выполнение требований, указанных в заключе­нии государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  • предъявлять требования и выдавать предписания юридиче­ским и физическим лицам об устранении нарушения законода­тельства в области охраны окружающей среды (при этом требо­вания об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);

Cтатьей 31 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, в том числе: производить остановку и досмотр транспортных средств, про­верку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время её транспортировки, в местах складировании и переработки.

Помимо вышеперечисленных прав, главным государственным инспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков и их заместителям предоставлено право:

  • Рассматривать дела об административных правонарушени­ях (ст. 23.25 КоАП), предусмотренных ст. 8.39 КоАП (нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).
  • Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взы­скании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нане­сенного природным комплексам и объектам заповедников, наци­ональных парков, их охранных зон в результате нарушений уста­новленного режима (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • Запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон (ст. 34 ФЗ «Об ООПТ»).
  • Направлять в правоохранительные органы материалы о на­рушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 8.39 КоАП РФ. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (действующая редакция)

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.39 КоАП РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Указанные природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются, соответственно, особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Режим правовой охраны округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425.

В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК к землям особо охраняемых территорий относятся земли:

особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

иные особо ценные земли в соответствии с ЗК, федеральными законами.

Согласно ст. 95 ЗК к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

предоставление садоводческих и дачных участков;

строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Согласно ст. 55, 56 ЛК леса особо охраняемых природных территорий относятся к лесам первой группы. Порядок отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы установлен ст. 60 ЛК. В указанных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов и др.). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования.

О статусе особо охраняемых водных объектов — природных водных экосистем, а также особо охраняемых водных объектов международного значения см. ст. 118, 119 Водного кодекса РФ. Согласно абз. 1 ст. 118 Водного кодекса РФ особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности.

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Указанный кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется:

— по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, — федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;

— по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Федерации, — органами исполнительной власти субъектов РФ;

— по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, — органами местного самоуправления.

Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 июля 1997 г. N 312 (в ред. Приказа Госкомэкологии России от 31 марта 1998 г. N 185).

4. На территориях государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, объекты растительного и животного мира), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

5. Рассматриваемое правонарушение выражается в действиях (бездействии), нарушающих установленные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в том числе определенные Федеральным законом «О животном мире», ст. 40 которого содержит права и обязанности пользователей объектами животного мира. Для квалификации рассматриваемого правонарушения необходимо установить факт нарушения указанных правил.

Деятельность юридических и физических лиц без лицензий либо лицензиатов с нарушениями лицензионных требований и условий представляет собой одно из нарушений, определенных комментируемой статьей.

6. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, рассматривается в качестве экологического преступления (ст. 262 УК).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместителями (см. ч. 2 ст. 23.25 КоАП, а также комментарий к указанной статье);

— должностными лицами МПР России и его территориальных органов, осуществляющими государственный экологический контроль, указанными в ч. 2 ст. 23.29 КоАП (см. комментарий к названной статье);

— применительно к административным правонарушениям, совершенным на территориях горно-санитарных зон и округов, — должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать рассмотрение дел о данных административных правонарушениях судьям (см. п. 5 комментария к ст. 8.34).

Коап рф заказник

Судебный участок №85 Пожарского района

20 мая 2014г. п. Лучегорск

Мировой судья судебного участка № 85 Пожарского района Приморского края Дубовская Н.Н., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении Емельянова В.В. **********личность установлена по паспорту, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

16 апреля 2014г. в 17 час 30 мин Емельянов В.В. передвигался на автомобиле « Toyota — Corolla », государственный номер В 439 ВТ 125 вне дороги общего пользования на территории заказника «Среднеуссурийский» 7 км западнее ст. Алчан, Пожарского района Приморского края, чем нарушил п. 4.1. абз. 14 Положения о заказнике «Среднеуссурийский» № 286-па от 18 октября 2012г., утвержденное Администрацией Приморского края. Своими действиями Емельянов В.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ, как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В судебном заседании Емельянов В.В. с протоколом не согласился, пояснив, что проезжая по трассе, свернул в лес по естественной надобности, заехал за знак 50 метров. На знаке имелась надпись «Охота запрещена». Считает, что знак о государственном заказнике должен быть более обозначен.

Старший инспектор Приморской администрации ООПТ Валиев А.З. в судебном заседании пояснил, что правонарушение доказано, Емельянов В.В. заехал на территорию заказника «Среднеуссурийский», чем нарушил Положение о заказнике, запрещающее передвижение автомобилей. Знак, обозначающий заказник, выполнен по ГОСТу, установлен перед въездом на территорию и доступен для обозрения. Представил фотографии въезда на территорию заказника с обозначением его знаком.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, должностное лицо, составившее протокол, изучив материалы дела, мировой судья считает, что вина Емельянова В.В. в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 16 апреля 2014г.; картой заказника; Положением о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Среднеуссурийский», утвержденного Администрацией Приморского края 18 октября 2012г.; фотографиями места заезда на территорию заказника с установленным знаком, на котором отчетливо и доступно для всеобщего обозрения указано на Государственный природный биологический заказник краевого значения «Среднеуссурийский» Охота запрещена; пояснениями инспектора ООПТ Валиева А.З.; а также пояснениями самого Емельянова В.В., подтвердившего, что он заехал за знак, соответственно, находился на автомобиле на территории заказника.

Согласно абз. 14 п. 4.1. Постановления Администрации Приморского края от 18.10.2012 N 286-па «Об образовании государственного природного биологического (зоологического) заказника краевого значения «Среднеуссурийский» и об утверждении Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Среднеуссурийский», на территории заказника запрещается: движение и стоянка механических транспортных средств вне автомобильных дорог общего пользования, не связанные с функционированием заказника, за исключением проезда и стоянки механических транспортных средств при проведении лесохозяйственных, противопожарных работ, работ по тушению лесных пожаров, а также мероприятий, установленных федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации.

Таким образом, действия Емельянова В.В. по передвижению на автомобиле по территории заказника, образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. При этом, для квалификации не имеет значение расстояние, на которое лицо продвинулось вглубь заказника. То обстоятельство, что Емельянов В.В. из знака не понял, что это территория заказника, а не простой запрет охоты, не освобождает его от административной ответственности.

Статья 8.39 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

При назначении наказания судья учитывает, что действия Емельянова В.В. формально содержат признаки правонарушения. Однако не являются настолько существенными, чтобы наказывать его штрафными санкциями.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом совокупности установленных обстоятельств правонарушения, его характера, роли правонарушителя, отсутствия какого-либо вреда объектам растительного мира, отсутствия тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений по охране окружающей среды, а также его последствий, в результате которых не нанесен какой-либо вред ни физическим, ни юридическим лицам, не затронуты законные интересы других лиц, а также отсутствие правонарушений в прошлом и наличие на иждивении четырех несовершеннолетних детей, отсутствие у Емельянова В.В. предметов, в том числе запрещеных, которые свидетельствовали бы о намерении причинить ущерб окружающей среде и природопользованию, судья полагает возможным освободить Емельянова В.В. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. О храняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, в то же время факт возбуждения административного дела и объявление устного замечания выполняют предупредительную функцию.

На основании изложенного, учитывая установленный Конституцией РФ принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, судья расценивает допущенное нарушение как малозначительное и освобождает лицо, его совершившее, от административной ответственности.

Конфискация применению не подлежит в связи с отсутствием предметов, подлежащих конфискации.

На основании ст. ст. 29.7, 8.39, 2.9 КоАП РФ, мировой судья,

Освободить Емельянова В.В. от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ ввиду малозначительности, применив в отношении него устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Пожарский районный суд Приморского края в течение 10 дней со дня вручения или получения.

Смотрите еще:

  • Предварительный договор купли-продажи квартиры по ипотеке в долях Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Сбербанка Я сам риэлтор → Документы→ Предварительный договор купли продажи квартиры по ипотеке Часто в интернете я сталкивался с тем, что многие люди ищут предварительный договор купли-продажи […]
  • Авито москва область после дтп Продажа битых, аварийных и неисправных автомобилей Ищете, кому продать битый или неисправный автомобиль? Поможем! Предлагаем два способа продажи Вашего авто: Способ №1 (Идеальный для авто моложе 15 лет) : Мы готовы купить ваш автомобиль в любом состоянии […]
  • Код вида деятельности 12 енвд Коды видов предпринимательской деятельности для ЕНВД Если вы применяете налогообложение по системе ЕНВД, то вам необходимо знать свой код вида предпринимательской деятельности. Все эти коды разделяются по группам и приведены в таблице ниже. Что такое код […]