Клевета сплетни

09.04.2019 Выкл. Автор admin

Сплетня (хула) и клевета (из цикла «халяль и харам в Исламе»)

Однажды Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников: «Знаете ли вы, что такое сплетня?» Они ответили: «Знает Аллах и Его посланник».

Тогда Пророк сказал: «Это значит сказать в отсутствие брата мусульманина то, что ему не понравилось бы». Друзья спросили: «А если сказанное о брате слово будет правдой? Тогда можно говорить?» Посланник Аллаха ответил: «Если сказанное слово будет правдой, ты станешь сплетником. А если сказанное слово окажется неправдой, ты станешь клеветником».

И то, и другое ненавистно Аллаху.

В Коране сказано:

«…и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата? Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный».

(сура «Аль-Худжурат»; 12)

То есть, в Священном Коране Всевышний сравнивает сплетни с поеданием человеческого мяса и категорически запрещает сплетничать, а это значит, что мусульманин должен страшиться наказания Аллаха и избегать сплетен. Сплетни – это душевная болезнь, которая ведет к раздору между мусульманами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не любил сплетни, запрещал их. Если кто-нибудь в его присутствии начинал сплетничать, то он останавливал этого человека и напоминал ему, что сплетни – грех.

В одном из хадисов сказано: «И говорящему сплетню, и слушающему ее, грех поровну». Посланник Аллаха (мир ему) также сказал: «Сплетник не войдет в Рай». Мусульманин – это человек, который не будет искать недостатки у других, тем более, говорить о них у человека за спиной, распространять слухи повсюду. «Для каждого мусульманина, — сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) неприкосновенными должны быть жизнь, честь и имущество другого мусульманина». Сплетни приносят много вреда и в этой, и в вечной жизни. Сплетник лишает себя награды Всевышнего, ибо совершает большой грех, запрещенный Аллахом, который сказал:

«Преуспеют те верующие, которые в молитвах своих смиренны, и которые отстраняются от пустословия».

(сура «Аль-Му,минун»;1-3)

Однажды Укба бин Амир (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему): «О, Посланник Аллаха, что может привести к спасению?» На что Пророк ответил: «Придерживай свой язык, чтобы сказанное тобой не обернулось против тебя, считай дом твой достаточно просторным для тебя и плач о грехах твоих». Мусульманин обязан воздерживать свой язык от многословия, пустословия, сплетен и говорить только красивое, доброе, полезное. Ведь Всевышний Аллах – Всеслышащий. Им сказано:

«Не проронит человек и слова, чтобы не записал его находящийся рядом с ним недремлющий страж».

(сура «Каф»;18)

За каждое сказанное слово, даже случайно, человек будет нести ответственность в Судный День:

«Не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце – все они будут об этом спрошены!»

(сура «Аль-Исра»;36)

Если человек не сам распространяет сплетни, но присутствует при этом, то он обязан остановить сплетника, а если это не получится, то уйти из этого общества. Всевышний сказал об этом:

«Когда слышат они пустые речи, то отстраняются от них». (сура «Аль-Касас»;55) В суре «Аль-Анам» передано: «А когда увидишь тех, кто пускается в рассуждения о Наших знамениях, то покинь их, пока они не заведут другой разговор».

(сура «Аль-Анам»;68)

Однако, если кто-нибудь, желая мусульманину только хорошее в его присутствии, будет критиковать его искренне, от чистого сердца, то это не будет считаться сплетней. Этот поступок будет засчитан как совет, рекомендация. Качеством, близким к сплетням, является клевета. Клевета – это несправедливое обвинение человека в том, что он не совершал. Клевета в Исламе запрещена. Клеветать и быть плохого мнения о людях является посягательством на внутреннюю жизнь другого человека. Клевета является источником споров, раздоров, смут. О том, что следует избегать предубеждений, подозрений и клеветы говорится во многих аятах Корана:

«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны».

(сура «Аль-Худжурат»;12)

«А те, которые злословят о верующих мужчинах и женщинах безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха».

(сура «Аль-Ахзаб»;58)

Мусульманин не должен говорить о том, чего не знает. По словам Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) «низкие домыслы – это худшие из мыслей». Не причинять вреда другим – наша нравственная обязанность. А клевета может нанести непоправимый вред человеку, семье, обществу, привести к трагедии. Так, напрасное обвинение человека в прелюбодеянии, которого он не совершал, может стать причиной не просто разрушения семьи, но смерти. По этой причине Всевышним был ниспослан аят, защищающий невинных верующих от клеветы:

«Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не предоставив 4-х свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение,должны подвергнуться наказанию – 80 ударов плетьми. И никогда больше не принимайте их свидетельств в чем-либо – они уже преступили законы религии».

(сура «Ан-Нур»;4)

Сплетни, клевета – одни из худших черт. Человек, обладающий ими, будет сурово наказан в Судный День за них, так как вред, который эти черты приносят, огромен. Они – от шайтана, цель которого – посеять вражду, ненависть между людьми, лишить их радости и покоя. Пророк Мухаммад запрещал говорить ему о ком-то плохо: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Сплетни и клевета — это зло. Человек, творящий зло, не может ждать награды от Всевышнего, Который призывает людей:

«Но не помогайте друг другу в грехе и вражде».

(сура «Аль-Маида»;2)

Чем страшен грех злословия?

Отвечают пастыри

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

А каково было преподобному Макарию Великому, которого оговорили, что якобы он причинил насилие девице и она зачала? Преподобный Макарий понес это поношение, был подвергнут избиению, в селе прошла о нем нехорошая молва. Он вынужден был содержать девицу до самых родов, когда она испытала страшные муки и призналась, что святой Макарий не виноват.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

От клеветы пострадал Сам Господь Иисус Христос. Клевета и злословие – это оружие сатаны, направленное в евангельские времена против Спасителя, а потом и против каждого Его служителя. Значит, каждый из нас должен тоже страдать от этого. Христос не отвечал на злословие, не входил в разбор клеветы, и ни одно такое искушение не зацепило Его душу даже малым помыслом возмущения.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Клевета и сплетни

С вами переставали общаться люди,потому что о вас кто- то что-то о вас болтал?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Егорова Анастасия Владиславовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Анна Дашевская

Психолог, Консультации в Skype. Специалист с сайта b17.ru

Азаматова Галина Геннадьевна

Психолог, Супервизор, Клинический Фобии ПА. Специалист с сайта b17.ru

Бондаренко Татьяна Алексеевна

Психолог, Кандидат психологических наук. Специалист с сайта b17.ru

Ковшарь Наталья Александровна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Иванова Мария Михайловна

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Князева Татьяна Викторовна

Психолог, Практикующий клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Евгеньевна Походилова

Психолог, Кинезиолог Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Буркова Валентина Юрьевна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Кулагин Павел

Психолог, Online-консультант Skype. Специалист с сайта b17.ru

Подруга очернила перед одним хорошим знакомым..он поверил и объясняться не собирается

Не такой уж хороший этот знакомый

Постоянно. Теперь в гости никто не ходит, холодильник стал полной чашей.
Красота!

Моя подруга бросила богатого/ старого мужа и отправилась на поиски молодого. Ее бывший решил ей отомстить и наплел ей что встречается со мной! Она поверила ему. О том что это ложь она узнала через год. Я продолжаю с ней общаться, но осадочек остался. Автор, правда всегда обнаружится и головой макнет в чан с испаржениями клеветника.

У меня не было, было у подруги. К ней приставал мужик на работе, она его отшила. Встречалась с очень хорошим парнем, готовились к свадьбе. И вдруг этот парень без объяснений рвет отношения, перестает общаться. Она в шоке, и тут у нее еще и мама умирает. И тот мужик с работы опять проявился, вроде как утешает, она от горя и стресса ему уступила, и через очень короткое время вышла за него замуж. В браке он стал пить, ее избивать, и однажды пьяный рассказал ей, что ее бывший жених бросил, потому что он ему наплел, что она ш.алава и переспала со всем районом. А она на самом деле девственницей была, в 24 года. Вот такая история.

У меня не было, было у подруги. К ней приставал мужик на работе, она его отшила. Встречалась с очень хорошим парнем, готовились к свадьбе. И вдруг этот парень без объяснений рвет отношения, перестает общаться. Она в шоке, и тут у нее еще и мама умирает. И тот мужик с работы опять проявился, вроде как утешает, она от горя и стресса ему уступила, и через очень короткое время вышла за него замуж. В браке он стал пить, ее избивать, и однажды пьяный рассказал ей, что ее бывший жених бросил, потому что он ему наплел, что она ш.алава и переспала со всем районом. А она на самом деле девственницей была, в 24 года. Вот такая история.

Похожие темы

Конечно. Но с бывшим женихом не сошлись.

Конечно. Но с бывшим женихом не сошлись.

Форум: психология

Новое за сегодня

Популярное за сегодня

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Вопросы веры: как реагировать на клевету и что делать со сплетниками

Наместник Киево-Печерской лавры рассказал, почему аредно общаться с доносчиками и как молиться за клеветников

Этот выпуск мы решили посвятить ответам на вопросы читателей, дозвонившихся к нам в редакцию, тем более что их накопилось уже столько, что хватило бы на несколько духовных бесед. «Сегодня» объединила их в несколько тематических блоков и обратилась за ответами к наместнику Киево-Печерской лавры, митрополиту Павлу.

— Владыка, приходит, к примеру, к вам человек и пересказывает о вас сплетни. Рассказал с такой гордостью, словно сделал благое дело! Но благое ли дело — пересказывать сплетни, даже если они и о твоем друге? И как относиться к человеку, который рассказал вам сплетни о вас? Стоит ли этому человеку доверять?

— Здесь все достаточно просто. Человека, который приносит вам сплетни, — под любым, самым благородным видом — нужно опасаться. Потому что он сегодня сказал сплетни о тебе, даже может что-то и прибавил, а завтра вы скажете что-то, может быть, даже просто в шутку о ком-то, а он передаст это другому. И клевета расплодилась.

Потому будьте внимательны, следите за своим языком. Потому что, как говорит Священное писание, человека оскверняет не то, что входит в уста, а то, что из них исходит. Потому я бы советовал отнестись к сплетням и сплетнику максимально спокойно, в идеальном случае — без лишних слов и комментариев, попыток выяснить какую-то конкретику. И главное — что особенно важно! — ни в коем случае не брать это близко к сердцу.

— Как не брать близко к сердцу?

— Когда человек узнает о себе сплетни, чаще всего он начинает думать: «Нет дыма без огня, может, я на самом деле такой плохой». Это и есть — принять информацию близко к сердцу, к своей душе. Этого ни в коем случае делать не надо. Потому что интриганы и провокаторы могут специально довести человека до болезней, инсультов, инфарктов и даже суицида. Если уж вам и сказали что-то о вас нехорошее, максимум, о чем стоит задуматься, — может, в этом моменте нужно немного изменить свои привычки, правила или даже изменить свою жизнь. Мы все несовершенны. Совершенный только Господь Бог. Потому мы учимся, учимся всю жизнь, и лучшие учителя — это наши враги и… да, и клеветники. Они невольно подсказывают нам, где нам пора меняться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Папа Римский сравнил сплетни с терроризмом

— Выходит, на то, что говорят клеветники, все же нужно обращать внимание?

— Нужно, но осторожно и с мудростью. Можно сесть в тишине, помолиться и подумать — может, я невольно дал кому-то соблазн вот так вот обо мне сказать, и человек согрешил, оклеветал. Особенно стоит задуматься о человеке, который вам эту клевету принес. Ведь он мог поступить мудрее — не распространять это. «Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе», — говорил святитель Василий Великий.

— Так что же ответить, если друг пришел и рассказал о вас сплетни? «Спасибо, я учту»?

— Да. Все, спасибо, благодарю. Но больше с этим человеком лучше не общаться.

— А можно его самого укорить в том, что разносит клевету?

— Можно, но максимально вежливо сказать, чтобы он больше этого не делал. Только вряд ли это поможет вашей дальнейшей дружбе. Скорее всего, после таких слов ваш «друг» пойдет и расскажет о вас другим клеветникам. У такого человека есть какая-то выгода, какая-то цель. Рассорить вас с кем-то или, может, даже занять ваше место. Словом, этим людям доверять совсем не стоит. Цель сплетен — конфликт. А в конфликте обязательно нужны участники и «крайний».

— Но владыка, даже если я и промолчу, то в душе все равно буду сердиться и осуждать клеветника!

— Когда меня назначили наместником, первым делом я сказал братии: «Я не люблю ни доносов, ни доносчиков. Что мне будет нужно, Господь откроет». Потому у нас правило — ничего гадкого по монастырю не распространять.

Любой, замысливший худое, рано или поздно себя проявит. Надо лишь терпение и стойкость, и помогают в этом в первую очередь — молитвы.

Молитвы при клевете

МОЛИТВА. «Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения. Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты за меня претерпел, научилось сердце мое терпению, и не только без раздражения, но даже с благодарением, охотно переносило обиды и осуждения других. Об одном умоляю Тебя, Господи, не оставь врагов моих в слепоте, но озари их лучем благодати Твоей. Аминь».

ПСАЛОМ 3. «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех благословение Твое».

«Возмездие за боль отдаем в руки Бога»

— Владыка, один из читателей спрашивает: прежде он часто и с рвением отвечал на разные каверзные вопросы атеистов, а теперь не хочет отвечать. Хорошо это или плохо? Может, это слабость веры?

— Это мудрость. О чем говорить с безумным? Господь поругаем не бывает. Есть такая история. Пришел один ученый к священнику и говорит: «Бога нет! Я точно знаю. Могу научно доказать!». Тогда встает один старенький батюшка и говорит ему в ответ: «Если Бога нет, то зачем вы о нем говорите?». А молодой священник ответил иначе: «Раз вы ученый, то скажите: на лугу пасутся конь и осел, корова и овца, а в туалет они ходят по-разному. Почему? Ведь трава — одна и та же!». Ученый отвечает: «Я не знаю, я не биолог». На что священник отвечает: «Если ты даже в экскрементах не можешь разобраться, чего тогда ты лезешь в богословие?».

Очень часто люди и в себе толком не могут разобраться, но уверены, что разбираются в канонах церковной жизни. Только сколько раз эти люди были в церкви и что на самом деле они знают истину — большой вопрос. Меня всегда удивляло, что люди невоцерковленные уверены, что знают о церкви все. Тогда как все, на что мы можем влиять, что мы должны знать, — это то, что нужно в первую очередь заниматься очищением своей души. Разобраться в себе и в своих грехах. И тогда вокруг тебя люди начнут тоже меняться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Важная тема: как не наступать на те же грабли в отношениях

— Но, может, если атеисты готовы слушать о Боге, не стоит молчать? Это ведь лишний повод засвидетельствовать человеку Евангелие…

— Тогда так и говорите: «Хотите, найдем ответ на ваш вопрос в Евангелии?». И посмотрите, так ли им захочется вас слушать и сколько людей возле вас останется. Как-то я приехал в гости в своему другу, владыке Пантелеимону. Собралось очень много братии, послушников, все вокруг нас суетятся. Тогда владыка Пантелеимон встает и объявляет: «Ну, братия, а теперь встанем и почитаем Акафист». Что вы думаете? Через пять минут возле нас с владыкой осталось только несколько человек, у остальных резко появились неотложные дела.

— Есть мнение, что человек верующий — просто слабак, который придумал себе Бога, чтобы прикрыться им, как щитом. В принципе правильно, что на это ответить? Ведь по сути так и есть… Мы без Него слабы…

— Я на это отвечаю очень просто. Даже если я и придумал Бога, то я ничего не теряю, только приобретаю в вере — очищая свои мысли и улучшая поступки, приходя на покаяние и т. д. Я в любом случае буду жить по уставу своей совести. Но как быть, если Бог все же есть? Что ты будешь делать, если окажется, что Бог есть?! Что ты Ему скажешь? Что ты не знал, забыл, что ты творение Его, что у тебя есть Отец, который тебя создал?! Интеллигентом прежде называли человека, который в первую очередь исполняет заповеди Божии и старается жить по ним. Возмездие за боль нужно отдавать на волю Божью. Господь Сам решит, что делать. И в этом мы слабы, а Он — сильный. И нет в том ничего постыдного.

Клевета сплетни

Для этого отрывка видео нет.

Извините, при загрузке видео произошла ошибка.

  • Сплетни, клевета
  • Понимание Писания
  • Похожий материал

СПЛЕТНИ, КЛЕВЕТА

Сплетни — это распространение слухов, как правило, недостоверных. Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, обычно с целью подорвать чью-либо репутацию.

В целом говорить о других вполне естественно. Однако, если вести праздные разговоры, они легко могут приобрести недоброжелательный тон и даже перерасти в сплетни. Поэтому Библия предостерегает от праздных разговоров, говоря, что язык трудно укротить и что «среди наших органов язык представляет собой мир неправедности, потому что пятнает все тело и воспламеняет круговорот жизни». А слова о том, что язык «воспламеняется от геенны», показывают, насколько разрушительным может быть его действие (Иак 3:6). В Писании не раз подчеркивается опасность пустых разговоров. Такие разговоры свидетельствуют о глупости человека (Пр 15:2). Они могут стать западней и погубить его (Пр 13:3; 18:7). «При многословии не избежать греха»,— говорится в притче и отмечается, что «тот, кто сдерживает свои уста, поступает благоразумно» (Пр 10:19). Предостерегая от бездумных, пустых разговоров, Библия говорит: «Кто хранит свои уста и язык, тот хранит свою душу от скорбей» (Пр 21:23).

Иисус Христос сказал: «От избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). А значит, по тому, о чем человек обычно говорит, можно судить, что у него в сердце. Библия призывает беречь свое сердце, а также размышлять и говорить о том, что истинно, достойно серьезного внимания, праведно, чисто, заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и похвально (Пр 4:23; Фп 4:8). Как сказал Иисус Христос, «то, что выходит из уст, оскверняет человека», и выходящим из уст — а на самом деле из сердца — он назвал, среди прочего, «злые мысли» и «лжесвидетельство» (Мф 15:11, 19).

Сплетни могут перерасти в клевету и обернуться для клеветника бедой. В Экклезиасте 10:12—14 мудро сказано: «Глупого поглощают собственные уста. Начало его речей — глупость, их конец — злое безумие. Глупый наговорит много слов».

Сплетничая, человек говорит о делах и поступках других. При этом его слова могут основываться на беспочвенных слухах и даже лжи. И хотя сплетник может не знать о том, что слух недостоверен, передавая его, он все равно становится виновным в распространении лжи. Возможно, сплетник рассказывает о чьих-то недостатках и ошибках. Но даже если то, что говорит сплетник, правда, он, тем не менее, поступает неправильно и не по любви. В притче говорится: «Кто покрывает проступок, тот ищет любви, а кто продолжает говорить о нем, тот разлучает близких друзей» (Пр 17:9).

Апостол Павел настоятельно советовал надзирателю Тимофею следить за поведением молодых вдов, у которых не было семьи и связанных с ней забот и которые не стремились служить другим. Он писал: «Они еще приучаются быть праздными, ходя без дела по домам, и не только быть праздными, но и сплетничать и вмешиваться не в свои дела, говоря чего не следует» (1Тм 5:13). Это поведение, нарушающее порядок. О некоторых членах собрания в Фессалонике Павел писал, что они «нарушают порядок, совсем не работают, а только вмешиваются не в свои дела» (2Фс 3:11). Апостол Петр ставит «вмешивающегося в чужие дела» в один ряд с такими грешниками, как убийца, вор и злодей (1Пт 4:15).

Однако, если человек сообщает о затрагивающих собрание обстоятельствах тем, кто наделен в нем властью и полномочиями принимать необходимые меры, это нельзя назвать сплетнями или клеветой. Пример тому — ситуация в христианском собрании в древнем Коринфе. Разногласия и неуместное почитание людей в этом собрании вносили разделения и разрушали его единство. Домашние Хлои, которые знали о происходящем и были обеспокоены духовным состоянием собрания, сообщили об этом Павлу, находившемуся тогда в Эфесе. Апостол сразу же отреагировал: он написал собранию письмо, в котором дал исправительный совет (1Кр 1:11).

В чем разница между сплетнями и клеветой?

Если сплетни бывают более или менее безвредными (хотя они могут превратиться в клевету или довести до нее), то клевета всегда приносит вред, причиняет боль и порождает раздоры. Иногда она бывает злонамеренной, а иногда нет. Но в любом случае клеветник навлекает на себя Божье осуждение, так как сеяние «раздоров между братьями» относится к тому, что ненавидит Бог (Пр 6:16—19). Словами «клеветник» и «обвинитель» переводится греческое слово диа́болос. В Библии это слово также используется для обозначения Сатаны Дьявола, главного клеветника, который порочит Бога (Ин 8:44; Отк 12:9, 10; Бт 3:2—5). Это показывает, кто в действительности стоит за клеветой.

Клевета становится камнем преткновения для других, особенно для того, на кого клевещут. В Законе, который Бог дал Израилю, повелевалось: «Не ходи среди своего народа, чтобы клеветать. Не покушайся на жизнь своего ближнего» (Лв 19:16). Из этого повеления видно, насколько опасна клевета: в каких-то случаях из-за ложных обвинений человека могли предать смерти. Много раз показания лжесвидетелей приводили к смерти невиновных людей (1Цр 21:8—13; Мф 26:59, 60).

Клеветнику доставляет удовольствие сообщать конфиденциальную информацию тем, кто не имеет права ее знать (Пр 11:13). Ему нравится сообщать ошеломляющие известия. Тот, кто слушает клеветника, тоже поступает неправильно и вредит себе (Пр 20:19; 26:22). Услышав от клеветника порочащие слова о своих друзьях, человек может от них отдалиться; иногда клевета вызывает неприязнь и раздоры (Пр 16:28).

Согласно библейскому пророчеству, одна из составляющих признака последних дней состоит в том, что будет много клеветников (2Тм 3:1—3). Если такие люди, будь то мужчины или женщины, появляются среди народа Бога, их должны обличать и исправлять те, кто берет на себя руководство в христианском собрании (1Тм 3:11; Тит 2:1—5; 3Ин 9, 10). Вызывая раздоры (Пр 16:28), клевета порождает «дела плоти» (такие, как ненависть, ссоры и разделения), которые не позволят клеветнику и тем, кого он вводит в грех, наследовать Царство Бога (Гл 5:19—21). Хотя порой клеветник прибегает к хитрости и обману, «его зло откроется в собрании» (Пр 26:20—26). Иисус обличил клеветника Иуду (Ин 6:70) перед апостолами и впоследствии прогнал его от себя. Дальнейшие события привели Иуду к гибели (Мф 26:20—25; Ин 13:21—27; 17:12).

Одна из форм клеветы — это злословие, грех, за который христианина могут исключить из собрания, ведь, согласно Библии, злословящие других недостойны жизни (1Кр 5:11; 6:9, 10). Часто клевета и злословие сопутствуют мятежу против Бога или тех, кого он назначил руководить собранием своего народа. Пример тому — случай с Кореем и его сообщниками. Подняв мятеж против Божьего установления, они клеветали на Моисея и Аарона (Чс 16:1—3, 12—14). Напоминая в своем письме об этих мятежниках и о том, каким был их конец, Иуда предостерегает христиан от оскорбительной речи, ропота, жалоб и напыщенных слов (Иуды 10, 11, 14—16).

Смотрите еще:

  • Имущественный вычет по уведомлению заявление Получение налогового имущественного вычета при покупке жилья через работодателя Существует два варианта получения имущественного налогового вычета при покупке квартиры/дома: - через налоговую инспекцию (процесс получения вычета через налоговую инспекцию […]
  • Госпошлина за регистрации права на земельный участок Госпошлина за регистрацию земельного участка с расположенной на нем блокированной жилой застройкой составит 350 руб. Минфин России разъяснил, что в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "блокированная жилая застройка" госпошлина за […]
  • Произведения римских юристов Произведения римских юристов 12. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТОВ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э. В период республики деятельность юристов сводилась к: – […]