Государственная регистрация права собственности на земельный участок в упрощенном порядке

12.06.2019 Выкл. Автор admin

Земельное Право

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть переоформлены гражданами — субъектами данных прав либо на право собственности, либо на право аренды. Выбор права в данном случае принадлежит именно гражданину, а не публичному органу, уполномоченному на принятие решения о предоставлении соответствующего участка.

Принятие Закона о «дачной амнистии» (Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества») было вызвано тем, что значительная часть объектов недвижимости (в том числе земельных участков), используемых гражданами для удовлетворения жилищных и бытовых нужд, не прошла процедуру государственной регистрации по причине отсутствия правоустанавливающих документов либо их несоответствия требованиям действующего законодательства.

В правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие ЗК РФ, часто не был указан конкретный титул (вид права на землю). В соответствии с законодательством, действовавшим до принятия в силу Закона о «дачной амнистии», если в правоустанавливающем документе не был указан вид права, регистрация права собственности была невозможна.

Невозможность регистрации прав на земельные участки также была связана с расхождением сведений о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и в документах государственного органа по государственному кадастровому учету. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения ЗК РФ решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.

Сложившаяся ситуация негативно сказывалась на развитии рынка недвижимости (в том числе ипотеки), упорядочении земельных правоотношений. В частности, граждане не имели возможности совершать сделки с такими объектами (в том числе передавать по наследству); указанные объекты было сложно учитывать для целей налогообложения.

До принятия Закона о «дачной амнистии» в отношении государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, действовал разрешительный порядок. Земельное законодательство предусматривало, что государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанные участки должно было предшествовать принятие решения уполномоченного публичного органа о предоставлении земельного участка в собственность.

Закон о «дачной амнистии» установил три процедуры оформления земельных участков в собственность в упрощенном порядке.

1 процедура — заявительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы на землю, то есть:

— либо документ о том, что земельный участок принадлежит заявителю на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— либо документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право).

Наличие перечисленных документов автоматически наделяет граждан правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется. С момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

2 процедура — разрешительный порядок государственной регистрации права собственности в отношении граждан, имеющих документы, подтверждающие членство в садоводческом, огородническом, дачном объединении, но не имеющих документов на земельный участок, который расположен на территории данного объединения. Если раньше признание права собственности гражданина на указанный земельный участок было возможно только в судебном порядке, то со вступлением в силу Закона о «дачной амнистии» такие граждане имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный им в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

— описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

— заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

В течение двух недель после подачи необходимых документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления такого земельного участка, должен принять решение о предоставлении участка в собственность. С этим решением нужно затем обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок.

3 процедура — возможность бесплатного приобретения в собственность садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Закон о «дачной амнистии» отнес земельные участки общего пользования в состав имущества общего пользования, предназначенного для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

Закон о «дачной амнистии» вступил в силу 1 сентября 2006 года. Впоследствии упрощенный порядок государственной регистрации прав на земельные участки был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Указанные граждане получили также право зарегистрировать права собственности на земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Теперь в ситуации, когда собственник расположенного на земельном участке жилого дома при жизни не реализовал установленное Законом о «дачной амнистии» право на оформление такого участка в собственность, его наследники вправе безвозмездно приобрести право собственности на данный участок.

Аналогичное правило было введено в отношении наследников граждан, которые обладали земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или которым земельные участки были предоставлены без указания вида права либо когда вид соответствующего права определить было невозможно.

Упрощенная регистрация объектов недвижимости

Об упрощенном порядке государственной регистрации прав на определенные объекты недвижимого имущества заговорили в 2006 году в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее-Закон № 93-ФЗ). Данный закон вступил в законную силу с 1 сентября 2006 года.Вопрос оформления прав на некоторые объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке не теряет своей актуальности в настоящее время.

Закон № 93-ФЗ внес изменения в некоторые законодательные акты, в том числе Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации; в Федеральный закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»: в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со вступлением в силу Закона № 93-ФЗ, значительно упростили процедуру оформления (регистрации) прав граждан на земельные участки, предоставленных до 30.10.2001 г., а также на объекты недвижимости, созданные на земельных участках, отведенных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Необходимость принятия Закона № 93-ФЗ была продиктована тем, что у большинства граждан, получивших в прошлом земельные участки и построивших на этих участках садовые (дачные) и жилые дома, отсутствуют документы, подтверждающие их право собственности на эти объекты недвижимого имущества (правоустанавливающие документы). Из-за отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов люди не могли легализовать находящуюся у них в пользовании и владении недвижимость, распоряжаться ей всеми предоставленными действующим законодательством способами (продавать, обменивать, дарить, закладывать, завещать). Единственный путь, по которому граждане могли идти в таких случаях – это судебное разрешение вопроса о праве.

Так, Законом № 93-ФЗ были внесены изменения в статью 25.2 Закона о регистрации «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства», а также Закон о регистрации был дополнен статьей 25.3, регламентирующейособенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Согласно вышеуказанных статьей Закона о регистрации, в упрощенном порядке могут быть зарегистрированы права на такие объекты недвижимого имущества как:

земельные участки, предоставленные гражданам до 30 октября 2001 года на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то есть до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

— создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, в частности: индивидуальные гаражи, построенные на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; садовые и дачные домики, а также иные строения, созданные на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства; строения и сооружения вспомогательного использования (сараи, амбары и т.п.), индивидуальные жилые дома, создаваемые или созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в черте населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных земельных участках).

Пунктом 1 статьи 25.2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки могут являться:

— акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

— акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

— выдаваемая органом местного самоуправления Выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма и содержание которой утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 г. N П/103
«Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок»;

— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 25.2 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, указанных в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены:

— свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

— один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Для регистрации права собственности на некоторые объекты недвижимости нужно представить только документ, подтверждающий факт создания объекта и содержащий его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок (если право собственности на участок ранее не зарегистрировано). Речь идет об объектах, для строительства, реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона о регистрации, для того, чтобы зарегистрировать право собственности на созданные или создаваемые постройки, как правило, бытового назначения (гаражи, теплицы, сараи, бани и пр.), необходимо заполнить Декларацию об объекте недвижимого имущества, которую может быть подписана лично собственником земельного участка либо представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, содержащей соответствующие полномочия, например, на составление и подписание декларации, на обращение с заявлением в регистрирующий орган. Декларация подтверждает факт создания такого объекта на участке, предназначенном для дачного хозяйства или садоводства, либо факт создания гаража или иного объекта (если для строительства, реконструкции не нужно разрешение на строительство).Форма и содержание Декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. N 447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества»

Основаниями для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.При этом объект капитального строительства должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости в соответствии с о статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Упрощенный порядок государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для ИЖС, или созданным на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) заключается в том, что до 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства.

Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:

— право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

— указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления, соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

— для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно

Срок регистрации прав на земельные участки, предоставленным гражданам до 30.10.2001 г., изначально не установлены. Законом лишь ограничен срок представления для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства в качестве правоустанавливающего документа только документа, устанавливающего права собственности на земельный участок. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 28.02.2015 N 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», срок действия регистрации прав на в упрощенном порядке на объекты индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), продлен до 1 марта 2018 г.

Для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке, гражданам необходимо обратиться с заявлением о регистрации права собственности, представить документы, предусмотренные статьями 25.2 и 25.3 Закона о регистрации, а также оплатить государственную пошлину за регистрацию прав, в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ, которая составляет 350 рублей.

И.о. начальника отдела

регистрации прав на земельные участки Н.К. Шувалова

Важная информация для покупки квартиры во Владимире:

Документы для оформления собственности на земельный участок (в упрощенном порядке)

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности на земельный участок, выделенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, является один из следующих документов:

  • акт о предоставлении такому гражданину данного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания (например, постановление Главы администрации);
  • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный участок земли (в случае, если этот участок предоставлен только для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный участок земли (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство).

А также на государственную регистрацию права собственности необходимо представить:

  1. Заявление о государственной регистрации (заполняется при сдачи документов на государственную регистрацию.
  2. Паспорт.
  3. Квитанция об оплате пошлины за государственную регистрацию прав.

Все документы сдаются в оригиналах и копиях.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав составляет 200 рублей.

Куда обратиться и какие документы необходимы для оформления права собственности?

Согласно все тому же Земельному Кодексу ст. 36.5 обращаться необходимо в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.

Кроме всего этого к заявлению потребуется приложить следующие документы:

  1. копия паспорта;
  2. копия свидетельства;
  3. копия доверенности, если вы оформляете на другого человека или фирму;
  4. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом участке земли, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом участке);
  5. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.;
  6. кадастровый паспорт;
  7. копия документа, подтверждающего право приобретения участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Право собственности на участок земли регистрирует Федеральная Регистрационная Палата.

Оформление прав граждан на недвижимость в упрощенном порядке и проблемы дачной амнистии

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (более известный как Закон «О дачной амнистии») . Он вступил в силу с 1 сентября 2006 г.

Данный закон был призван облегчить процедуру регистрации прав граждан на принадлежащие им, но не оформленные надлежащим образом объекты недвижимости (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства) и сделок с данными объектами. Предполагалось, что реализация «дачной амнистии» позволит 40 млн. российских граждан в кратчайшие сроки узаконить свои права на возведенные на земельных участках постройки, вовлечет в гражданский оборот легализованные объекты недвижимого имущества, повысит доходную часть местных бюджетов за счет роста имущества физических лиц.

Правовые положения Закона «О дачной амнистии» установили упрощенный порядок оформления и регистрации прав в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся предметом регулирования Закона.

К числу таких объектов недвижимости ст. 3 Закона отнесла:

— земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;

— создаваемые или созданные на указанных земельных участках объекты недвижимого имущества.

В Законе речь идет о земельных участках, предоставленных гражданам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. На земельные участки, предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование, правовые нормы Закона не распространяются.

Суть упрощенного порядка оформления и регистрации прав граждан на недвижимое имущество заключается в том, что: государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 7 Закона); признание имущественных прав граждан на земельные участки в пределах границ садоводческих или дачных некоммерческих объединений осуществляется не в судебном, а в административном порядке; определены случаи, в которых от правообладателя не требуется представления кадастрового плана земельного участка (ранее предоставление кадастрового плана было обязательным, кроме случаев, когда он уже предоставлялся и был помещен в дело правоустанавливающих документов) (ст. 3 Закона); в соответствии со ст. 9 Закона до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта; до 1 марта 2010 г. продлен срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений (ст. 8 Закона); в соответствии с Законом «О дачной амнистии» снижена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на объекты недвижимого имущества, являющие предметом регулирования Закона (ст.6 Закона).

С точки зрения процедуры государственной регистрации особенных изменений режим «дачной амнистии» не внес . Государственная регистрация имущественных прав, как и прежде, осуществляется на основании заявления правообладателя или уполномоченного лица, имеющего нотариально удостоверенную доверенность. К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, документы, содержащие описание объекта недвижимости, документы об оплате госпошлины за регистрацию.

Для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, необходимы следующие документы:

1. Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок, в т.ч.:

акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) ; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

2. Кадастровый план земельного участка.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предоставление кадастрового плана не требуется в случае, если:

а) указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если предоставлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен

в пределах границ указанного земельного участка;

б) если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство либо если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

3. Документ об оплате госпошлины.

4. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Регистрация права собственности граждан на определенные в Законе создаваемые или созданные объекты недвижимости осуществляется на основании документов, подтверждающих создание таких объектов недвижимого имущества; документов, содержащих описание объектов, а также правоустанавливающих документов на земельные участки, связанные с данными объектами недвижимости.

Документом, подтверждающим факт создания жилого дома, является технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства . В отношении гаража, дачных и садовых строений гражданами предоставляется декларация об объекте недвижимого имущества.

Ст.4 Закона «О дачной амнистии» устанавливает особенности предоставления в собственность и гражданского оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенную правлением некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

Таким образом, заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения может быть представлено только в отношении тех земельных участков, которые находятся на территории данного некоммерческого объединения, а также если такое объединение зарегистрировано в качестве юридического лица по российскому законодательству.

Предоставление некоммерческому объединению в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К заявлению прилагаются:

описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (нотариально заверенные копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок (ранее — в течение 1 месяца) с даты получения заявления и необходимых документов обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о достоинствах и недостатках Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (Закон «О дачной амнистии»).

К числу основных достоинств Закона «О дачной амнистии» необходимо отнести предусмотренную его нормами возможность проведения кадастрового учета земельных участков при расхождении данных о площади земельного участка по правоустанавливающим документам и документам о межевании участка (ст.5.); возможность регистрации права собственности граждан на земельные участки, выступающие предметом регулирования настоящего Закона, без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст.7); возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ (ст. 11).

Согласно ст.5 Закона «О дачной амнистии» в случае, если для проведения кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Однако в этом случае содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка не должна превышать указанную в правоустанавливающем документе площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Если фактическая площадь земельного участка увеличилась больше, чем установлено органами местного самоуправления, т.е. величина превышения площади может являться самостоятельным земельным участком, то право собственности на эту площадь регистрируется на основании вступившего в законную силу решения суда.

Перспективный характер носит норма п. 4 ст.7 Закона «О дачной амнистии» о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками на право собственности без решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан. Правовые предписания данной статьи распространяются также на случаи, когда в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Позитивной оценки заслуживает предусмотренная Законом возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ. Ст. 11 Закона «О дачной амнистии» предусматривает, что предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года. К сожалению, диспозитивный характер данной нормы не повлиял на регулирование тарифов землеустроительных работ, осуществляемых, как правило, коммерческими организациями . Поэтому стоимость межевания земельных участков, как правило, не снизилась.

Можно отметить и ряд недостатков Закона.

Так, предусмотренную п.4 ст.3 Закона возможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства на основании технического паспорта (без получения разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию) было бы целесообразно продлить еще на несколько лет (например, до 2015 г.).

Существующая динамика оформления и регистрации гражданами права собственности на недвижимость в порядке «дачной амнистии» и недоукомплектованность уполномоченных государственных органов кадрами не позволяет гражданам в установленные законом сроки оформить и зарегистрировать свои права.

Не проработанной в Законе «О дачной амнистии» осталась и проблема регистрации прав на незавершенные садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования. П.9 ст.3 Закона, определяющий особенности регистрации права собственности на созданные или создаваемые объекты недвижимого имущества, не предусмотрел возможность регистрации прав на незавершенные строительством садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования . Таким образом, из сферы правового регулирования Закона не вполне обоснованно были исключены все указанные объекты недвижимого имущества и их владельцы.

Следует отметить, что установленные Законом «О дачной амнистии» правовые предписания в ряде случаев так и не были реализованы или же натолкнулись на особенности отечественной правоприменительной практики.

Во-первых, большинство граждан, желающих зарегистрировать свои имущественные права на землю, отпугнули длинные очереди в кадастровых земельных палатах и регистрирующих органах. Во многих случаях граждане затрачивают неимоверные усилия только для того, чтобы узнать, какие документы необходимы для оформления прав на недвижимость. Всего этого можно было бы избежать, вывесив в приемных перечни и установленные формы необходимых документов, а также увеличив количество «окошек», работающих на прием. В то же время, по данным уполномоченных государственных органов, эти очереди вызваны отсутствием необходимого числа сотрудников для работы с гражданами. Тогда получается, что «дачная амнистия» оказалась не обеспечена соответствующими штатами специалистов и организационно не подготовлена.

Во-вторых, имеет место практика истребования органами кадастрового учета и регистрирующими органами дополнительных документов, не предусмотренных законом «О дачной амнистии». Чиновники субъективно и нередко не в пользу заинтересованных граждан толкуют положения комментируемого Закона.

В-третьих, при регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, возникают сложности, вызванные отсутствием записей в похозяйственных книгах о наличии у граждан прав на земельные участки.

В-четвертых, регистрирующие органы необоснованно отказывают заявителям в государственной регистрации права собственности на земельный участок, если в акте о предоставлении земельного участка не было указано право, на котором предоставлен участок.

Наконец, несмотря на снижение государственной пошлины за регистрацию права собственности граждан с 500 до 100 рублей, данная составляющая режима «дачной амнистии» существенно не снизила общей стоимости оформления земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, и возведенных на таких участках строений. Это обстоятельство связано с тем, что работы по межеванию земли осуществляются, как правило, коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют стоимость оказываемых населению услуг и в ряде случаев выступают монополистами на рынке. А без межевания невозможна постановка земельного участка на кадастровый учет, что, в свою очередь, исключает возможность распоряжения таким участком.

Думается, что стимулировать процесс оформления и регистрации гражданами своих земельных участков и связанных с ними строений могло бы скорейшее формирование единой общегосударственной системы оформления прав и регистрации сделок с землей и другими объектами недвижимого имущества.

В целях снижения стоимости оформления гражданами своих прав на недвижимое имущество в Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» можно было бы предусмотреть императивную норму о государственном регулировании тарифов землеустроительных работ, осуществляемых в рамках реализации Закона «О дачной амнистии», а сами тарифы конкретизировать в соответствующем Постановлении Правительства Российской Федерации.

Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук

Смотрите еще:

  • Ч3 1215 коап ВЫЕЗД НА ВСТРЕЧНУЮ ПОЛОСУ (п.12.15 ч.3 и ч. 4 КоАП РФ) 1. Какие нарушения ПДД квалифицируются по ст. 12.15 ч. 3 и ч. 4 КоАП РФ (Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения)? КоАП РФ ст.12.15 ч.3. Выезд на трамвайные пути […]
  • Купап ст 231 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП). Науково-практичний коментар. Стаття 231. Центральний орган виконавчої влади, що реалізує державну політику у сфері охорони праці Центральний орган виконавчої влади, що реалізує державну політику у […]
  • Фз-44 статья 103 Требуется ли ежемесячная публикация в реестре контрактов сведений и отчетов о ходе выполнения муниципального контракта на поставку электроэнергии, если этапы выполнения не выделены, а оплата производится каждый месяц? Администрацией сельского поселения […]