Часть 1 статьи 322 коап рф

09.05.2019 Выкл. Автор admin

Оглавление:

Незаконное пересечение Государственной границы РФ

(«Законность», 2006, N 4)

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ

Т. Устинова, ведущий научный сотрудник НИИ при Генеральной прокуратуре РФ, доктор юридических наук.

В последние годы в связи с участившимися фактами незаконного пересечения Государственной границы России гражданами сопредельных государств правоохранительные органы испытывают некоторые затруднения при квалификации таких деяний и установлении отдельных их признаков. В первую очередь это относится к определению содержания таких понятий, как «действительные документы» и «надлежащее разрешение», при отсутствии которых и наступает уголовная ответственность по ст. 322 УК РФ.

Под пересечением Государственной границы РФ следует понимать как въезд, так и выезд за пределы территории Российской Федерации, которые заключаются в физическом перемещении через границу гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства.

Состав преступления отсутствует, если лицо не знало и по обстоятельствам дела не могло знать, что оно пересекает Государственную границу РФ (например, охотник заблудился в тайге и оказался на территории сопредельного государства).

В том случае, когда умысел виновного был направлен на незаконное пересечение границы с проникновением в сопредельное государство для сбора дикорастущих ягод, грибов, охоты и т. п. с последующим возвращением, такие действия следует рассматривать как единое продолжаемое преступление.

Если лицо несколько раз пересекает Государственную границу РФ и каждое последующее пересечение сопровождается возникновением самостоятельного умысла, то все факты пересечения образуют самостоятельные деяния, которые квалифицируются по совокупности преступлений.

Как уже было сказано, пересечение Государственной границы РФ признается незаконным и содержит состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК, в том случае, если оно совершается с прямым умыслом без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения. Состав преступления альтернативный. Преступным считается любое из указанных в диспозиции ст. 322 деяний.

Под действительными документами для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с последующими изменениями), а также п. 46 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 г. «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (далее — Положение), понимаются документы, удостоверяющие личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых. К ним относятся действительный заграничный паспорт (дипломатический, служебный, обыкновенный, паспорт моряка (удостоверение личности моряка) либо иной документ, удостоверяющий личность и признаваемый в этом качестве в Российской Федерации).

Для пересечения Государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства необходимо получение визы, разрешения на въезд, пребывание или транзитный проезд через территорию Российской Федерации (п. 4 Положения).

Виза выдается соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами ее территории либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором. Виза оформляется на бланке с соблюдением определенных требований, изложенных в приложении N 1 к Положению. В соответствии с п. 5 этого Положения виза, оформленная с нарушением предъявляемых к ней требований, считается недействительной. Таким образом, можно прийти к выводу, что «под надлежащим разрешением» подразумевается именно виза.

Существует несколько категорий виз в зависимости от субъекта, цели въезда и пребывания в Российской Федерации (п. 18 положения): дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная, виза временно проживающего лица. Каждая из них имеет свой правовой режим, присущий только ей срок действия.

Между государствами может быть заключено соглашение о безвизовом пересечении государственной границы. В этом случае для ее пересечения требуется лишь действительный документ, который удостоверяет личность гражданина. Как правило, в качестве таковых в соглашениях между государствами о взаимных безвизовых поездках граждан перечисляются следующие действительные документы, дающие право на въезд (любой из них): паспорт гражданина соответствующей республики; заграничный паспорт, оформленный в установленном порядке для выезда за границу; дипломатический паспорт; служебный паспорт; свидетельство о рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет); удостоверение личности, военный билет военнослужащего, проходящего военную службу, при наличии командировочного удостоверения, предписания или отпускного билета; национальное удостоверение личности моряка; удостоверение личности работника железнодорожного транспорта (во время следования в составе поездных бригад); летное свидетельство члена экипажа воздушного судна (при наличии записи в полетном задании). Отдельными республиками может быть предусмотрен дополнительный перечень документов, выступающих в качестве «действительных».

Преступление считается оконченным в тот момент, когда лицо физически пересекло Государственную границу. Предъявление, к примеру, подложных документов сотруднику пограничной службы для последующего получения разрешения на пересечение границы должно рассматриваться как покушение на совершение преступления. Использование подложных документов дополнительно квалифицируется по ч. 2 ст. 327 УК, если лицо изготовило их само и они выступают в качестве средства, облегчающего незаконное пересечение Государственной границы. Использование подложного документа, изготовленного иными лицами, надлежит дополнительно квалифицировать по ч. 3 ст. 327 УК.

Все иные действия, совершаемые до момента непосредственного пересечения границы или предъявления подложных документов, при установлении на это умысла виновного, должны рассматриваться как приготовление к совершению преступления. Но, в соответствии с действующим законодательством, приготовление наказуемо только к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 30 УК). Преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой (ч. 1) и средней тяжести (ч. 2), поэтому приготовительные действия к ним ненаказуемы.

В тех случаях, когда пересечение границы осуществляется вне пунктов пропуска, но при наличии действительных документов (общегражданских паспортов или иных документов), такие действия следует квалифицировать по ст. 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации». В этой норме КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы, согласно которым ее пересекают в специально отведенных местах. По данной статье КоАП следует также квалифицировать, например, перемещение через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных без соответствующих документов (ст. 11 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»). В тех случаях, когда используются подложные документы (или они вовсе отсутствуют) для перемещения через таможенную границу контрабандных товаров, то содеянное образует состав преступления, предусмотренный ст. 188 УК.

Под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Если субъект пересекает границу без действительных документов в транспортном средстве, принадлежащем другому лицу, с его ведома и согласия, такое деяние квалифицируется по ст. 322 УК. Действия владельца транспортного средства или лица, которое имеет к нему доступ в силу служебных обязанностей, образуют соучастие в преступлении и квалифицируются как пособничество пересечению государственной границы (ч. 5 ст. 33, ст. 322 УК РФ).

Если транспортное средство любого вида используется правонарушителем для незаконного выезда из Российской Федерации без ведома для лица, управляющего транспортным средством и осуществляющего перевозку, состав уголовно наказуемого деяния в действиях последнего отсутствует. Но наступает административная ответственность по ст. 18.14 КоАП РФ «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации». В этой статье установлена ответственность за непринятие мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного выезда из Российской Федерации, если это повлекло незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения границы.

Пересечение Государственной границы, сопровождающееся угрозой применить насилие к сотруднику пограничной службы или сопряженное с фактическим применением такового, если оно повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, охватывается ч. 2 ст. 322 УК. Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти образует совокупность преступлений, квалифицируемых по соответствующим частям ст. 322 и ст. 111 или ст. 105 УК.

Уголовная ответственность за пересечение Государственной границы исключается в тех случаях, когда подобные действия совершаются в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастный случай, авария, сильный шторм, спасение людей и иные ситуации чрезвычайного характера, поскольку в таких ситуациях применяются правила крайней необходимости (ст. 39 УК).

В соответствии с примечанием к ст. 322 УК не подпадает под действие этой статьи пересечение Государственной границы РФ с нарушением установленных правил, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использует право политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации и в деяниях этих лиц нет состава иного преступления.

В заключение — о разграничении анализируемого преступления с иными деяниями, ответственность за которые была введена в уголовное законодательство сравнительно недавно.

Так, один из квалифицированных составов торговли людьми включает в качестве обязательного признака перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ (п. «г» ч. 2 ст. 127.1 УК), которое может выражаться в незаконном ее пересечении, т. е. с использованием поддельных документов, удостоверяющих личность преступника (или без визы). В этом случае содеянное квалифицируется одновременно по п. «г» и «д» ч. 2 ст. 127.1 УК. Дополнительной квалификации действий по ст. 322 УК не требуется, так как нарушение установленных правил въезда или выезда в этом случае выступает в качестве способа осуществления квалифицированного состава торговли людьми. В одних случаях людей провозят через границу нелегальным путем или без законного разрешения на проживание, в других — легальным, в качестве туристов, будущих жен, артистов, домашней прислуги, а также соискателей убежища — в зависимости от законодательства того или иного государства.

Международное законодательство предусматривает меры по защите таких пострадавших лиц. Например, международные правовые документы призывают государства предусмотреть в своем законодательстве возможности, не допускающие судебного преследования, заключения под стражу или наказания ставших предметом торговли людей в связи с незаконным въездом или проживанием. Таким образом, следуя стандартам международного права, пострадавших от рассматриваемого преступления не следует привлекать к уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ. Видимо, было бы целесообразно дополнить примечание к ст. 322 УК новым пунктом, включив в него положение, в соответствии с которым лица, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежали бы уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ.

Пособничество незаконному пересечению Государственной границы РФ следует отграничивать от организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК). Объективную сторону незаконной миграции составляют действия, связанные с организацией незаконного въезда в РФ лишь иностранных граждан или лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Как правило, такие действия носят систематический характер, совершаются неоднократно и поэтому выделены законодателем в качестве самостоятельного состава преступления.

Статья 322 УК РФ. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

19 июля 2016

14 июня 2013

11 января 2013

4 августа 2011

17 февраля 2011

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

приехал в Москву 14,04,2016 пресекал границу незаконно, так как я был депортирован. срок запрета еще не закончилось. на паспорте есть штамп фальшивый о пересечении границы Россия-Казахстан. скажите, могу ли улететь домой в самолете? меня не будет арестовать не посадит ли меня?

Вопрос относится к городу москва

Здраствуйте, Персональные данные скрыты я сегоня пребыл территории Россиийскую Федерацию.Но я проверил по интернету по сайте УФМС РФ что у меня не запрет или депортация на въезд территоррии Российской Федерации не обнаружено , мне то с когда я пребыл разъяснено, что выехать с территории РФ в течение 72 часов.В случае въезда в Российскую Федерацию в указанный период времени я могу быть к уголовной ответственности по части 2 статьи 322 УК РФ. вопрос: 1.наказание по части 2 статьи 322 УК РФ ? 2. Можно ли течение 72 часов снят запреты УФМС РФ

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

какая статья грозит человеку пытавшемуся пересечь границу по чуому паспорту? и какие есть у него прова если предьявили статью

Вопрос относится к городу Орёл

Здравствуйте. Можно узнать, статья 322 попадает под амнистию?

Уточнение от 30 декабря 2013 — 09:59
К вышеперечисленным категориям не относится. Но суда еще не было. Есть ли какая-либо надежда. Адвокат ничего не говорит.

Добрый день!Моего мужа обвиняют по статье 322.2-33.5УК Рф.Он гражданини РБ.Он в машине перевез друга,которому вьезд на территорию РФ запрещен.У меня вопрос почему по 322.2,обвиняют? мужу не запрещен вьезд РФ.Какое наказание предусматрнивают эти статья.Заранее спасибо

Получен запрос на уточнение вопроса. 3 октября 2013 — 02:50
Нет такой статьи в УК РФ — 322.2

Уточнение от 3 октября 2013 — 10:54
Добрый день.Спасибо за ответ.Я хочу уточнить.Дело уже в суде и обвиняют его в незаконном пересечении границы по с.322.2 ук рф и с.33ч.5 Мужу вьезд разрешен,они транзитом возращались с Казахстана в Белоруссию.И друг был уведомлен о том,что он не выездной.А муж его провез в спальнике в машине.Поэтому его будут судить по уголовной статье 322.2,с с33ч5,Спасибо огромное еще раз.

осужденная по ч.2 ст .322 УК РФ может работать в детском саду?

Я пересекаю гос границу с гражданином узбекистана у которого просрочена миграционнаякарта пограничники вызывают миграционную службу а те в свою очередь хотят меня оштрафовать за предоставление транспортного средства иностранному гражданину незаконно находящемуся и незаконно пересекающему госграницу. Имеют ли они такое право.

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции (действующая редакция)

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ

1. Объективную сторону преступления составляют альтернативно указанные деяния:

— организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

— организация их незаконного пребывания в Российской Федерации;

— организация их незаконного проезда через территорию РФ.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Организация незаконных пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства означает планирование названных деяний, подбор соучастников, руководство непосредственным совершением преступления и т.д.

2. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует иметь в виду, что организационная деятельность составляет объективную сторону данного преступления, поэтому виновное лицо несет ответственность как исполнитель преступления. При квалификации его действий ссылки на ст. 33 УК не требуется.

5. Характер и тяжесть преступления, в целях совершения которого осуществляются указанные в ч. 2 действия, на квалификацию деяния не влияют.

Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ)

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Кахбулаева Э. Х. Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ) // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 226-229. — URL https://moluch.ru/archive/23/2468/ (дата обращения: 05.11.2018).

В юридической литературе содержится большое количество толкований ст. 322 1 УК. Большинство авторов считают, что объективную сторону рассматриваемого преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.1

Однако в судебно-прокурорской практике существует мнение, что законодатель намеренно отделил организацию транзитного проезда союзом «или», а организацию незаконного въезда, пребывания перечисляет как единое деяние. В этом случае организация незаконного пребывания не составляет оконченного преступления без организации незаконного въезда.2

На наш взгляд, данная точка зрения является казуистической и не поддерживается юридической теорией.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 322 1 УК состоит в организации:

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

б) незаконного пребывания их в Российской Федерации;

в) незаконного транзитного проезда их через территорию РФ.

Анализируя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 322 1 УК, необходимо начать с термина «организация». Организация в Словаре иностранных слов обозначает «строение, устройство чего-либо; совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. ».1 В Словаре русского языка под организацией понимается «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина».2

На сегодняшний день в теории нет четкого определения понятий «организация незаконного въезда в Российскую Федерацию» и других указанных в ст. 322 1 УК действий.3

На наш взгляд, применительно к рассматриваемой норме нельзя рассматривать понятие организации незаконной миграции без составляющих ее — незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. По нашему мнению, в термин «организация» вкладывается совершение различных, заранее обдуманных действий, направленных в большинстве своем на извлечение собственной выгоды путем создания условий для незаконного пересечения границы именно третьими лицами.

В науке не определено пока точное понятие «въезд». По мнению А. Бессонова, въезд — это пересечение Государственной границы РФ «по суше путем международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ».4 Однако, российская граница пролегает не только по суше. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе» Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории, определяющая границы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства РФ), это пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.5

Следует подчеркнуть, что не только воздушным, наземным и водным транспортными средствами могут быть пересечены сухопутная, воздушная, водная границы. Как полагают О. и С. Якимовы, она может быть пересечена и вплавь, и пешеходным образом, и нетрадиционным видом транспорта.1 По их мнению, как было указано ранее, криминализация «организации незаконной миграции» излишняя, ст. 322 1 УК созвучна со ст. 322 УК «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации».

Будучи отчасти согласны с мнением Якимовых, стоит заметить, что ст. 322 1 УК предусматривает ответственность не только за организацию незаконного въезда, но и за совершение таких действий, как организация незаконного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, которые ранее не предусматривались статьями УК РФ.

Давая общее широкое значение понятию «въезд», законодатель определил его как пересечение Государственной границы Российской Федерации любым способом и средством.

Мы солидарны с мнением Н.Г. Кириенко, позиция которого заключается в том, что организация незаконного въезда — это любые действия, направленные на оказание содействия к перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ на территорию нашей страны в нарушение действующего законодательства Российской Федерации или явившиеся результатом действительного перемещения мигрантов на территорию Российской Федерации.2

В понятие «организация незаконного пребывания в РФ» А. Бессонов включает «совершение действий, направленных на трудоустройство, предоставление жилья, материальных средств на территории России и пр.».3 Таким образом, организация незаконного пребывания в РФ — это совершение действий виновным, направленных на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ в нарушение миграционного законодательства.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления формальный, преступление, предусмотренное ст. 322 1 УК, будет окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции.

Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для правильной квалификации содеянного по ст. 322 1 УК диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ (в ред. от 9.03.2010. № 24-ФЗ)1, Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ (в ред. от 19.05.2010. № 86-ФЗ)2, Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002г. № 794 (с изм. от 23 января 2007 г., 28 марта 2008 г.)3, Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утвержденного Приказом МВД России от 14 апреля 2003г. № 2504.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Исследование, проведенное ВНИИ МВД России, показало, что основные трудности возникают с установлением признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 322 1 УК РФ, а также при разграничении указанного преступления от смежных составов административных правонарушений: ст. 18.9 КоАП РФ («Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации») и ст. 18.15 КоАП РФ («Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»).

Уголовный закон устанавливает ответственность именно за организацию незаконной миграции, как за наиболее опасное деяние, способствующее повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны, что впоследствии способно причинить вред и другим объектам уголовно-правовой охраны, например, личности или сфере экономики. Этот тезис подтверждается данными статистики, которые свидетельствуют о том, что пребывание незаконных мигрантов зачастую связано с совершением ими на территории РФ различного рода преступных деяний.

Организация указанных действий в целом представляет собой сложную многообразную организационную деятельность и охватывает:

— подбор мигрантов за границей;

— решение вопросов с работодателями и сотрудниками органов ФМС России о получении необходимых разрешений;

— обеспечение изготовления, приобретения, оформления и передачи мигрантам подложных документов;

— решение транспортных вопросов;

— поддержание прежних и установление новых связей с должностными лицами, осуществляющими пограничный и иммиграционный контроль;

— обеспечение подготовки мест укрытия (проживания) на территории РФ и т.д.

Подобная организационная деятельность предполагает причастность к ней в той или иной форме многих лиц. Так, может быть несколько фактических организаторов (юридически — соисполнителей данного преступления) по предварительному сговору; соучастие (пособничество) должностных лиц контрольных органов; ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей (поблажки по знакомству) и т.д.

Статья 322 1 УК устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции только в трех указанных формах и только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Те же действия в отношении граждан Российской Федерации уголовно наказуемы лишь применительно к организации незаконного пересечения Государственной границы РФ, но квалифицируются они по ст. 322 УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК.1

Организация незаконного пребывания мигрантов в Российскую Федерацию может быть продолжением деяния, связанного с их незаконным въездом в Российской Федерации, либо представлять собой самостоятельное деяние, когда организуется уклонение законно въехавших в Российскую Федерацию мигрантов от выезда из Российской Федерации по окончании разрешенного срока их пребывания в России. Среди организаторов незаконной миграции роли могут распределяться так, что одни организуют незаконный въезд мигрантов в Российскую Федерацию, а другие — их незаконное пребывание в России либо транзитный проезд через территорию РФ. На квалификацию преступления это не влияет.

Состав преступления — формальный. Преступление для фактического организатора считается оконченным с момента незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства либо факта их незаконного пребывания в Российской Федерации (в случае законного въезда и уклонения от выезда при окончании срока пребывания).1

Если говорить об общественной опасности каждого из трех видов действий, образующих объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 322 1 УК, то, как полагает Ю.Ю. Бышевский, наиболее опасным из них представляется именно организация незаконного въезда указанных лиц в Россию, два других являются в определенной степени производными от первого (организации въезда).2

Как известно, УК РФ предусматривает немало статей, связанных с организацией преступных действий как элементом объективной стороны. Примерами могут служить организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК); организация преступного сообщества (ст. 210 УК) и другие. Кроме того, во многих составах преступлений понятие организации, организованности связано с деятельностью организованных преступных групп (ст. 35 УК). В ст. 322 1 УК это понятие выступает не только в качестве элемента объективной стороны, но и характерной особенностью его квалифицированного вида (п. «а» ч. 2 ст. 322 1 «те же деяния, совершенные организованной группой»). Однако и в том и в другом случае подобное деяние неразрывно связано с понятием организатора преступления, в нашем случае — незаконной миграцией.

Как полагает Ю.Ю. Бышевский, организация совершения преступления, предусмотренного ст. 322 1 УК «Организация незаконной миграции», является основной, определяющей деятельностью, включающей в себя весьма разнообразный круг действий, а именно: разработку преступных планов, подыскание при необходимости соучастников, особенно пособников, определение способов и средств, с помощью которых будет совершаться преступление (оформление документов, подыскание транспорта и так далее).1 Чаще всего организатор преступления бывает и его руководителем. Однако это не означает, что руководство преступлением охватывает и деятельность по организации преступления, которая более многообразна, чем деятельность по руководству совершением преступления. Как представляется, последняя имеет подчиненное значение по отношению к первой.

По нашему мнению, организатор преступления может принять непосредственное участие в выполнении объективной стороны состава преступления, то есть организовать въезд, пребывание, а также транзит через территорию Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, а может остаться в стороне. Для его уголовной ответственности достаточно действий по организации незаконной миграции, то есть въезда, пребывания либо транзита иностранных граждан или лиц без гражданства с нарушением установленного для них на этот счет порядка в соответствии с российским законодательством.

Как представляется, упущением законодателя является то, что привлечь к уголовной ответственности по ст. 322 1 УК можно только лицо, организовавшее незаконный въезд, а привлекут ли к ответственности лиц, способствующих ему, но не вошедших в его организованную группу, остается под вопросом. К примеру, содействие организатору незаконной миграции могут оказать лица, предоставившие помещения для проживания незаконным мигрантам.

Таким образом, в качестве элемента объективной стороны ст. 322 1 УК возможно, на наш взгляд, включение такого деяния, как содействие незаконной миграции, потому как процессы, связанные с незаконной миграцией, зачастую становятся возможными не столько в результате их организации отдельными лицами, сколько в результате содействия (действия либо бездействия) со стороны чиновников, от которых, например, зависит выдача или оформление документов, предоставление рабочих мест и так далее. Очевидно, что таких лиц нельзя отнести к организаторам этого преступления и даже установление их в качестве пособника здесь проблематично. В этом случае конкретно, как, впрочем, и в других, весьма вероятен корыстный интерес, что также, по нашему мнению, требует дополнительного включения его в ст. 322 1 УК в качестве, например, квалифицирующего обстоятельства.

Из вышеизложенного следует, что организация незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий, которые могут заключаться в разработке способов незаконного въезда в РФ, поиске лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда и пребывания на территории РФ, отвечающих за выдачу виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда, пребывания или незаконного транзитного проезда. Деяние будет являться оконченным с момента совершения любого из перечисленных выше действий.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2010; Уголовное право России. Общая и особенная части / Под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2006; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. М., 2006.

2 Шелмаков А.Л. Проблемы применения статьи 322 1 УК РФ «Организация незаконной миграции» // Уголовное право. 2008. № 8. С. 75.

1 Современный словарь иностранных слов. М., 2000. С. 427.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 403.

3 Самойлюк Н.В. Уголовно-правовая характеристика организации незаконной миграции // Миграционное право. 2009. № 4. С. 33.

4 Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. № 12. С. 11.

5 Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

1 Якимов О., Якимова С. Организация незаконной миграции: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2005. № 1. С. 78.

2 Кириенко Н.Г. О квалификации организации незаконной миграции в теории и практике // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2006. Вып. 2. С. 51.

3 Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. № 12. С. 11.

1 Российская газета. 1996. 19 августа.

2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

3 СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4520.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 713.

2 Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. № 6. С. 34.

1 Бышевский Ю.Ю. Указ. соч. С. 35.

Похожие статьи

Правовая регламентация ответственности за организацию.

В соответствии с российским законодательством незаконная миграция представляет собой незаконный въезд на территорию Российской Федерации, незаконное пребывание и незаконный выезд с территории Российской Федерации граждан иностранных государств.

Об организации незаконной миграции несовершеннолетних.

незаконная миграция, УК РФ, Российская Федерация, сопровождение родителей, торговля людьми, повышенная общественная опасность, Россия, Государственная граница, мировое сообщество, незаконное удержание.

Ключевые слова: нелегальная трудовая миграция, Российская.

Часть 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФмигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.

незаконная миграция, Российская Федерация, нелегальная миграция, уголовная ответственность, уголовное законодательство, незаконная миграция граждан третьих стран, Москва, Россия, территория.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Субъективные признаки незаконной выдачи паспорта гражданина.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, повлекшая незаконное приобретение гражданства РФ как преступление против

Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 20 определяет, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности

А незаконная миграция возникает при нарушении правовых (юридических) норм по пребыванию в пределах той или иной территории страны (например, одни мигранты противозаконно проникают через границу государства, другие.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Ст. 322.1 УК РФ

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.

СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.

См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.

2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания .
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).

Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).

5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.

6. Глава 18 КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения .
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Смотрите еще:

  • Сколько материнский капитал на второго ребенка в 2016 году СМИ узнали размер материнского капитала в 2017 и 2018 году Размер материнского капитала составит 480 000 рублей в 2017 году и 505 000 рублей в 2018 году в случае продления программы маткапитала на два года, сообщила в четверг газета «Коммерсантъ» со ссылкой […]
  • Статья 148 пункт 1 Статья 148. Место реализации работ (услуг) Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ в статью 148 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г. Статья 148. Место реализации работ (услуг) См. […]
  • Статья 11 пункт 1 ск рф Статья 11. Порядок заключения брака 1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов […]