Административные правонарушения посягающие на права граждан реферат

13.11.2018 Выкл. Автор admin

Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан

реферат.doc

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., М., 2007.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; М.: Издательство Приор, Ось-89, 2002. – 256

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4465; 2000. №14. Ст. 1430; 2002. №12. Ст. 1093; №30. Ст. 3029)

6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148; 2002. №12. Ст. 193; №30. Ст. 3029; 2003. №27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №27. Ст. 2711; 2005. №19. Ст. 1752);

7. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557; 2002. №1 (ч. I). Ст. 2) и др.

8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3702) (в ред. Федерального закона от 20 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 1916);

9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3803; 2002. №48. Ст. 4737; 2003. №17. Ст. 1554; №28. Ст. 2887);

10. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. №399 «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;

11. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. №843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда»

12. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1643)

13. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

14. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко; Министерство Юстиции РФ; Министерство Внутренних дел РФ; Институт государства и права РАН./2-е изд., перераб. и доп../CD. М.: ТК Велби ООО, ИНФРА-М Изд. дом ООО, 2002. – 942

Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на права граждан

реферат по адм.праву.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

по дисциплине: Административное право.

по теме: Общая характеристика

административных правонарушений, посягающих

на права граждан. (ст.ст. 5.1-5.58 КоАП РФ).

Ф.И.О Костыгина Нина Сергеевна

1. Нарушение законодательства о выборах и о свободе совести,

свободе вероисповедания и о религиозных объединениях стр. 5

1.1 Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан стр.5

1.2 Административные правонарушения, посягающие на свободу

совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения стр.7

2. Нарушение административного законодательства о

труде и о несовершеннолетних стр.10

2.1 Нарушение административного законодательства о труде

и об охране труда стр.10

2.2 Административные правонарушения, посягающие на права

и законные интересы несовершеннолетних стр.11

3. Административное нарушение законодательства о собраниях,

митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании стр.15

4. Нарушение административного законодательства о

социальных и экономических правах граждан стр.18

4.1 Административные правонарушения, посягающие на

социальные права граждан стр.18

4.2 Административные правонарушения, посягающие на

экономические права граждан стр.24

Список использованной литературы стр.27

Место, которое занимают права человека в культуре общества вообще и в политической культуре в частности, во многом определяется характером политического режима, уровнем социально-экономического развития страны, законами и историческими традициями, а также особенностями менталитета граждан. Важность всестороннего и глубокого исследования системы прав человека и вместе с тем конституционных гарантий ее реализации, механизма юридической защиты прав, свобод и законных интересов личности в достаточно сложных социально-экономических и политических условиях реформирования российского общества не вызывает никакого сомнения.

Впервые Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданина, а в 1993 году они получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, существенно повысившей роль и значение юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей граждан. При этом Конституция РФ увязала права, свободы и обязанности с общепризнанными принципами и нормами Международного права, то есть Международно-правовыми стандартами. С распадом СССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил много до сих пор неразрешенных проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод в России, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, нарушений административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и другого российского законодательства.

Современная жизнь поставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью исследования порядка и возможностей реализации прав и свобод человека, среди которых на первый план выступает такая многоплановая и сложная проблема, как механизм реализации гарантий прав и свобод личности, без решения которой сами права и свободы, как бы они не расписывались в законодательных актах, остаются бумажной фикцией.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Данное конституционное положение должно быть методологически исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью вовсе не подразумевает их эффективное осуществление на практике, — необходим действенный, реально функционирующий механизм их реализации, обеспечения и защиты с позиций гарантий прав личности. Всплеск научных работ и статей за последние несколько лет означает одно: неподдельный интерес исследователей, ученых, журналистов к проблеме должной реализации конституционных норм. Стоит отметить и тот факт, что Конституция России 1993 г. породила неведомые ранее проблемы, связанные с построением в стране подлинно демократического правового государства, ведь именно такая цель заложена в Основном законе страны. Складывается ситуация, когда возникающие проблемы приходится решать «на ходу», нередко ошибаясь и часто сомневаясь в правильности выбранного пути. Усугубляется это тем, что в России еще не накоплен достаточный опыт для быстрого и правильного решения проблем, и вместе с тем — должной реализации и гарантированности норм права. В данном случае следует опираться на опыт в построении эффективно действующих ныне демократических систем мира: брать все лучшее из механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах.
Условия быта предшествующей государственности не позволили ученым-правоведам разработать действенный механизм по реализации гарантий прав, личности, включая специальные средства обеспечения. Исследование юридического механизма обеспечения прав и свобод в общетеоретическом плане включает анализ процессуальных гарантий их реализации, особенно конституционного права на защиту. Данное положение соответствует современным социальным и правовым требованиям.

В поисках ответа на эти вопросы следует учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, смена общественно-политического строя в России произошла сравнительно недавно. Становление новых властных институтов и весьма медленное, по мнению диссертанта, укоренение ценностей демократии в массовом сознании происходило и происходит на фоне политической борьбы и одновременного падения реальных доходов у большей части населения.

Во-вторых, не изменившееся за годы постсоветского развития традиционно неуважительное отношение российской власти к личности, к своему народу и привычка к разрешению конфликтов силовым путем.

Подлинная демократия должна обеспечивать соблюдение не только естественных человеческих прав, но и социальных прав, то есть гарантировать достойный уровень жизни, обеспеченность работой, медицинской помощью, жильем и доступом к образованию. Хотя времена изменились, граждане нашей страны до сих пор полагают, что социальные права и гарантии, которые они обрели при коммунистах и к которым привыкли, должны рассматриваться как базисные права человека, безусловно охраняемые обществом и государством и в трудных экономических обстоятельствах.

1. Нарушение законодательства о выборах и о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1.1 Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан

Многообразие общественных отношений, складывающихся в связи с организацией, проведением выборов, определением и оглашением их результатов, обуславливает большое разнообразие составов административных правонарушений законодательства о выборах и референдумах. Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, объединены в отдельный блок Особенной части КоАП РФ (ст. 5.1 — 5.25) в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Позднее названная глава была дополнена ст. 5.45 — 5.50, 5.56. Таким образом, 31 статья КоАП РФ предусматривает ответственность за 43 состава административных правонарушений избирательного законодательства. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/Под общ. ред. Е.Н.Сидоренко; Министерство Юстиции РФ; Министерство Внутренних дел РФ; Институт государства и права РАН./2-е изд., перераб. и доп../CD. М.:ТК Велби ООО,ИНФРА-М Изд.дом ООО,2002.-942

Исходя из того, что основанием для квалификации деяния как административного правонарушения является наличие элементов состава правонарушения, нужно исследовать объект и объективную сторону (объективные элементы), субъект и субъективную сторону (субъективные элементы) административного правонарушения.

Многогранность избирательных правоотношений обусловливает их разнообразие. Это и регистрационные, и финансовые, и рекламные, и другие правоотношения. Выделение конкретной группы правоотношений, на которые посягает конкретный деликт, позволяет определить непосредственный объект административного правонарушения.

Выделяется 12 групп административных правонарушений в зависимости от непосредственного объекта противоправного посягательства. В качестве непосредственных объектов административных правонарушений законодательства о выборах и референдумах выступают следующие:

1) подсчет голосов и определение итогов голосования;

2) ознакомление гражданина со списком избирателей;

3) необходимость исполнения решения избирательной комиссии;

4) сбор и представление сведений об избирателях;

5) опубликование в средствах массовой информации материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов;

6) осуществление наблюдения за ходом избирательной кампании;

7) отношения между зарегистрированным кандидатом (доверенным лицом, членом избирательной комиссии) с одной стороны и его работодателем — с другой;

8) проведение предвыборной агитации;

9) финансирование избирательной кампании;

10) использование государственным или муниципальным служащим преимуществ своего должностного или служебного положения;

11) обеспечение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

12) нравственные ценности.

Среди проанализированных обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения избирательного законодательства: место, время, способ, неоднократность (системность), повторность, правонарушение может быть длящимся или продолжаемым, в некоторых случаях имеет значение наступление вредных последствий проступка. Объективную сторону некоторых административных правонарушений могут образовывать как действия, так и бездействие. Признак времени совершения правонарушения имеет решающее значение, поскольку нарушения избирательных прав законодатель прямо связывает с определенными этапами избирательной кампании. Так, например, ст. 5.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, а ст. 5.49 КоАП РФ — за проведение лотерей или тотализаторов в период избирательной кампании. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/Под общ.ред. Е.Н.Сидоренко; Министерство Юстиции РФ; Министерство Внутренних дел РФ; Институт государства и права РАН./2-е изд., перераб. и доп../CD. М.:ТК Велби ООО,ИНФРА-М Изд.дом ООО,2002.-942

КоАП РФ предусматривает административную ответственность специальных субъектов, таких как председатель избирательной комиссии, главные редакторы и редакции средств массовой информации, работодатели и т.д.

Субъективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме наступает независимо от формы умысла. Ни в одной из статей Кодекса, устанавливающих ответственность в рассматриваемой области законодательства, форма вины прямо не указывается в качестве квалифицирующего признака субъективной стороны административных правонарушений.

Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. В статьях 5.1-5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные субъекты административных правонарушений законодательства о выборах и референдуме. Это могут быть граждане, должностные и юридические лица по таким правонарушениям, как подкуп избирателей, участников референдума, привлекающихся как общие субъекты административного правонарушения. Нормы КоАП предусматривают и специальных субъектов, когда при анализе правонарушения, оценивается и их специальный правовой статус — среди индивидуальных субъектов можно выделить таких лиц, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций, должностные лица организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которым участие в ее проведении запрещено законом, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; среди коллективных субъектов административного правонарушения, которые будут привлекаться как юридические лица, анализируется статус — избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, кредитные организации.

1.2 Административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения

Объектом правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 5.26, являются общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на свободу совести и права на свободу вероисповедания.

Правонарушения, посягающие на права граждан

Документ Microsoft Word.doc

1.Нарушение законодательства о выборах и свободе совести,

свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. ………. 2 1.1.Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

1.2. Правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания и религиозные объединения. ………. 9

2.Нарушения административного законодательства о труде и о несовершеннолетних. ………………………………………………… 14

2.1. Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда…………………………………………………………….. 14

2.2. Административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних……………………………… …. 16

3.Адинистративное нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях…………………………………… 21

4. Нарушение административного законодательства о социальных и экономических правах граждан……………………………………… 27

4.1. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан…………………………………………………………… …. 27

4.2. Административные правонарушения, посягающие на экономические права граждан…………………………………………….. 35

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

Административное правонарушение — это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права — административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина — это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, т.е. общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП РФ в главы раздела II Особенной части.

Как основание административной ответственности административное правонарушение содержит юридический состав, т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К юридическому составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП РФ в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5, ст. 5.1-5.57). К ним, в частности, относятся: правонарушения, посягающие на избирательные права граждан (права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума; неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и др.), административные правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, административные правонарушения, посягающие на права и законные интересы несовершеннолетних, административные правонарушения о труде и об охране труда, административные правонарушения, посягающие на социальные и экономические права граждан.

Цель курсовой работы – на основе научной и нормативной литературы дать общую характеристику правонарушений, посягающих на права граждан.

Указанная цель предопределяет решение ряда задач:

— изучение и анализ нормативно-правовых источников;

— анализ научной и учебной литературы;

— ознакомление с правоприменительной практикой и др.

Методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой литературы по проблеме исследования.

Административное правонарушение понятие и сущность

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие и признаки административного правонарушения

Виды административных правонарушений

Юридический состав административного правонарушения

Объект административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения

Субъект административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения

4. Пример административного правонарушения, посягающего
на общественный порядок и общественную безопасность

Список источников и литературы

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

1. Понятие и признаки административного правонарушения

Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения. «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» 1 . Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту).

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов) 2 .

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность» 3 .

Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению 4 . Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность 5 .

С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Определение административного правонарушения, данное в статье 2.1 нового КоАП РФ, существенно отличается от дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В этом определении сохранены основные элементы, характеризующие действие (бездействие) как административное правонарушение: противоправность, виновность и наказуемость. Однако в новом КоАП содержится ряд новелл.

Новый Кодекс более чётко определил содержание основных признаков административного правонарушения. Во-первых, Кодекс исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностей не только физических, но и юридических лиц. Понятие последних КоАП РФ не содержит, поэтому логично предположить, что законодатель оперирует в данном случае понятием юридического лица, признаки которого закреплены в гражданском законодательстве.

Во-вторых, впервые в законодательство об административной ответственности вводится понятие вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства.

В-третьих, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, если это предусмотрено в статьях Особой части КоАП РФ или в законах субъектов Российской федерации об административных правонарушениях 6 .

Помимо вышесказанного среди новых элементов и подходов, отличающих понятие «административное правонарушение», следует акцентировать внимание на включении в него (понятие) законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность.

В-четвёртых, в соответствии с Кодексом соблюдение административно-правовых норм и правил становится обязанностью не только физических, но и юридических лиц.

В-пятых, ещё одна новелла – введение соотношения административной ответственности физических лиц и юридических лиц.

Прежде всего привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Таким образом, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях в трактовке понятия «административное правонарушение» отразил новые социально-правовые явления, происходившие в российском обществе в 90-е годы.

2. Виды административных правонарушений

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, установленные КоАП РФ, и административные правонарушения, установленные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие на:

1) права граждан. В главе 5 КоАП РФ классифицированы виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, порядок проведения выборов и ознакомления с итогами голосования или результатов выборов, а также прав в сфере трудовой деятельности, свободе совести и свободе вероисповедания, касающихся сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передачи на воспитание или незаконных действий по усыновлению (удочерению), отказ в предоставлении информации и другие. Эти статьи детализируют конституционные права и свободы гражданина и человека в административно-правовых нормах;

2) здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными лицами рассматриваются эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и восстановления нарушенного права;

3) право собственности (глава 7 КоАП РФ). Уполномоченные органами, их должностными лицами рассматриваются эти виды административных правонарушений, принимают решения о наложении административного наказания на виновного и о восстановлении нарушенного права, возмещения морального или материального ущерба.

4) общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ). В этой главе особое значение имеет административное наказание юридических лиц, наносящих большой вред окружающей среде. Наказание юридического лица, не освобождает от юридической ответственности руководителя или собственника и наоборот.

5) общественные отношения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9 КоАП РФ);

6) общественные отношения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель (глава 10 КоАП РФ);

7) общественные отношения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). За грубое нарушение этих правил, повлекших существенные вредоносные последствия, например, тяжелые травмы людей или смертельные случаи, виновные по результатам административного расследования могут быть привлечены к уголовной ответственности.

8) общественные отношения в области связи и информации (глава 13 КоАП РФ);

Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Понятие объекта административного правонарушения. Протокол об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, санкции, налагаемые за их совершение. Общие характеристики и виды административных правонарушений, посягающих на права граждан.

Подобные документы

Понятие, признаки, состав административного правонарушения. Нарушение законодательства о выборах и о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Правонарушения, посягающие на избирательные права граждан и несовершеннолетних.

курсовая работа, добавлен 05.01.2017

Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения. Понятие, виды, наложение административных взысканий. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.

курсовая работа, добавлен 29.12.2009

Правовая характеристика правонарушений, посягающих на избирательные права граждан Российской Федерации, причины совершения, деликтологические аспекты; сущность и классификация юридической ответственности; распространенные правонарушения, их квалификация.

дипломная работа, добавлен 08.06.2010

Нарушение законодательства о выборах, свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. Административные правонарушения, посягающие на социальные права граждан. Проведение предвыборной агитации и финансирование избирательной кампании.

курсовая работа, добавлен 26.05.2015

Правовые и общественные отношения, возникающие в процессе совершения административного правонарушения Права граждан в Российской Федерации. Классификация видов административных правонарушений. Отличия должностных проступков от иных нарушений права.

курсовая работа, добавлен 17.05.2016

Понятие и предмет административного права, его источники. Описание юридического состава и признаков административного правонарушения. Понятие и принципы административной ответственности. Схема административных правонарушений и административных наказаний.

контрольная работа, добавлен 15.11.2013

Административно-правовой статус субъектов избирательного права. Сущность и правовые особенности отдельных видов нарушений, посягающих на избирательные права граждан в Российской Федерации. Особенности производства по делам в области избирательного права.

курсовая работа, добавлен 14.07.2013

Сущность и классификация административных правонарушений. Перечень административных наказаний, их состав и санкции применяемые к ним. Признаки субъектов и объектов административного правонарушения. Общее понятие состава административного проступка.

контрольная работа, добавлен 20.02.2009

Понятие и признаки административного правонарушения. Отличия административных нарушений от иных видов правонарушения. Состав административного права, ответственность за содеянное административное нарушение. Субъекты административного правонарушения.

презентация, добавлен 17.12.2015

Понятие и виды административного взыскания или реакции на совершение административного правонарушения. Принципы и срок давности наложения административных взысканий. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

контрольная работа, добавлен 10.09.2017

Смотрите еще:

  • Закон о занятости населения в российской федерации 2018 статья 25 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 15 июля 1992 г., 24 […]
  • Понятие административное правонарушение в коап рф Новый КоАП РФ: каким он может быть Изменения в КоАП РФ вносятся часто, случается, что по несколько раз в месяц. Всего за прошедшие с его вступления в силу 12,5 лет 1 в текст документа было внесено более 2,5 тыс. изменений. Депутаты Госдумы посчитали, что […]
  • Военный комиссариат по республике карелия Военные комиссариаты подрубрика 186870, Суоярви, Комсомольский пер., 3, Карелия респ. ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ Г. СОРТАВАЛА И ЛАХДЕНПОХСКОГО РАЙОНА 186790, Сортавала, Карельская ул., 21, Карелия респ. 186420, Сегежа, Гагарина ул., 18, Карелия респ. ВОЕННЫЙ […]